По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 28.03.2016 в рубрике  Интернет-журнал, Публикации по истории Церкви
 

Марина Панина. «Аще ополчится на мя полк»: последнее сражение православной Англии. Часть 4

Марина Панина Автор: Марина Панина
Филолог-германист, автор учебных пособий по английскому языку для православных гимназий.
Учебные пособия автора на www.englishforrussianorthodox.com
Смотреть все публикации на нашем сайте >>>

К 950-летию Битвы при Гастингсе. Окончание.

 

Часть четвёртая. После Гастингса

Современные светские историки анализируют события 1066 года через призму общей картины экономического развития средневековой Европы и, как следствие, в своём большинстве дают положительную оценку завоеванию: «отсталая и тёмная» Англия, благодаря «просвещённым» нормандцам, вошла в основное русло феодального развития – и стала наконец частью западноевропейской цивилизации. Примем мы этот бесстрастно-рациональный подход или нет, зависит от того, из какой предпосылки просвещённого общества мы исходим, и какую цену за это «просвещение» допускаем. Является ли, например, приемлемым условием общественного прогресса потеря национальной самобытности и растворение в чужеродной культуре? И может ли «прогресс» оправдать разрушение Церкви, насильственное насаждение чужой религии? Кроме того, нельзя забывать, что движение вперёд любого общества – явление не сугубо экономическое; оно равно (или даже в большей степени) касается нравственных и духовных сфер.

Масштабы трагедии, нанесённой английскому народу нормандским завоеванием, были безмерны. В результате одного дня битвы страна получила не только новую королевскую династию, но и новую церковь, новую аристократию, новую архитектуру, новый язык. За свою трагическую историю Англия не единожды страдала от завоеваний, но нормандское отлично ото всех предыдущих. Вторжения римлян, германских племён, викингов несомненно изменили уклад жизни островитян, но прежний неприятель не ставил целью искоренение существовавших у коренных жителей традиций, языка, социальной структуры. Слияние культур захватчиков и покорённых проходило негладким, медленным – и всё же обоюдным путём. Нормандцы же не признавали ничего английского. Немедленно после коронации Вильгельма доминирующим языком страны стал французский; на нём говорила знать, на нём составлялись государственные документы. В монастырских школах детей перестали обучать английскому. Сам Вильгельм не приложил никакого усилия, чтобы выучить язык народа, которым он правил, – и английского не знал совсем. Следующие за ним монархи Англии в течение трехсот лет говорили только по-французски. Родной язык от полного исчезновения спасли безграмотные крестьяне.

Если ранее на население 1,5 миллиона человек в Англии приходилось более 10000 церквей, то спустя десятилетие после завоевания большинство из этих храмов лежали в развалинах. Нормандцы в своей ненависти ко всему английскому совершали акты чудовищного святотатства: разрушали гробницы и оскверняли мощи древних святых. Все английские епископы и настоятели монастырей были заменены нормандскими. Женатых священников заставляли или расстаться с семьями, или отказаться от сана. На дорогах Англии появилось много скитающихся священнослужителей, вместе с жёнами и детьми просящими милостыни Христа ради. Те из священства, кто не пожелал служить церкви завоевателей, или погибли от меча, или «в богатстве слёз» закончили жизни в темницах, или бежали. Многих тогда приняла Скандинавия; другие нашли прибежище в Италии, Киевской Руси и Константинополе. Во время своей отправки в заточение Этельвайн, епископ Дурхэма, проклял угнетателей и объявил их навсегда отлучёнными от общения христиан. Мужественный пастырь умер от голода в тюрьме. Брата его, епископа Этельрика, постигла подобная участь: он скончался в тюремном подвале после двух лет страданий. В 1070 году архиепископом Кентербери стал реформатор Ланфранк, при котором гонения на православных ужесточились. Так погибла древняя английская Церковь, восславившая христианскую веру сотнями святых праведников, мучеников и подвижников; Церковь, которая не боялась возражать Риму в периоды его еретического отхождения от истины.

Марина Панина. «Аще ополчится на мя полк»: последнее сражение православной Англии. Часть 4
Гобелен Байё. Нормандцы сжигают дома
саксов
Все государственные позиции в стране были отданы французам. Англичане не допускались к должности ни шерифа, ни служащего. Английская аристократия прекратила существование почти полностью: через двадцать лет после поражения страны только пять процентов англосаксов были владельцами земельных участков. Каждый пятый англичанин погиб, а оставшиеся в живых не имели достаточного пропитания:

крестьянские хозяйства были разграблены и разорены. Налоги, установленные новой властью, были непомерными. Современник тех событий, нормандец Ордерик Виталий – который сочувствовал местному населению, потому что его мать была англичанкой, и он провёл в Англии детство – в своей хронике оставил записи следующего содержания: «Одно бедствие приходит в Англию вслед за другим … пожары, грабежи, ежедневная резня невинных. Сколько страдания у этих несчастных людей, как опустошили их землю! … Так обнищало беззащитное население, что более ста тысяч человек, христианских душ, умерли от голода.» Вильгельм безжалостно подавлял любое сопротивление. Массовыми кровавыми расправами он закончил завоевание большей части острова за три года.  

Последним, зимой 1069 года, пало графство Нортумбрии. Узнав о скором приближении нормандской армии, жители ушли в лес, оставив врагу свои дома и поля. Опустели целые деревни. Зимой в лесу кормиться было нечем, и не пожелавшие сдаться врагу героические нортумбрийцы – от мала до велика – погибли медленной голодной смертью. Покорив Англию, нормандцы, однако, не чувствовали себя в ней вольготно. Стихийное народное сопротивление продолжалось по всей территории Англии десятки лет. Вначале на острове Или, а потом в Брунесвальдском лесу многие годы действовал отряд англосаксов и датчан, руководил которым неуловимый Херевард Уэйк. («Уэйк» значит «бдительный, неспящий».) Отряд совершал набеги на владения нормандцев, спасал от разграбления уцелевшие православные церкви и монастыри. О Хереварде существует столько легенд, что невозможно знать, что в его биографии правда, а что вымысел. Патриот Херевард стал прототипом любимого англичанами фольклорного героя Робина Гуда, защитника угнетённых.

Вильгельм, получив английскую корону, не утратил своих герцогских прав на Нормандию, и отправлялся на родину, когда нужно было проверить, всё ли идёт гладко, и когда требовалось его личного вмешательства в конфликты с соседями. Матильда оставалась в Нормандии почти постоянно и служила регентом в Руане. Родителей беспокоили сыновья, особенно старший, Роберт, участник Первого крестового похода. Сын дерзкий и расточительный, он унаследовал от Вильгельма страсть к авантюрам и боевым сражениям, но не имел отцовской расчётливой практичности. Ссоры между отцом и сыном возникали из-за того, что Роберт требовал для себя доли наследства и противился отцовским распоряжениям. Не однажды Вильгельму приходилось пересекать Ла-Манш, чтобы наводить порядок в городах, которые Роберт против него настраивал. В 1077 году между Робертом (прозванным Короткие Штаны за маленький рост) и двумя его братьями возникла конфронтация, которая достигла такого накала, что пришлось снова вмешаться отцу. Вильгельм принял сторону младших сыновей, что разъярило Роберта: в отместку он собрал группу своих последователей и пытался вместе с ними захватить Руан. Попытка окончилась неудачей, Роберт бежал. Немного позже отец и сын встретились на поединке. Роберт ранил отца в руку, сбросил его с лошади и, вероятно, убил бы, если бы на помощь королю не подбежали слуги. От вражды между отцом и старшим сыном очень страдала жена Вильгельма.

С годами Вильгельм становился всё более жестоким, и смягчить его умела только Матильда. В 1083 году королева умерла, и Вильгельм, потеряв единственного человека, способного обуздать его гнев, стал настоящим тираном. Из летописей: «Он был очень суровым и вспыльчивым, никто не решался сделать что-то против его воли. Эрлов, осмеливавшихся перечить ему, он заковывал в кандалы. Он выгонял епископов из их епархий, настоятелей из монастырей, бросал тэнов (военная знать) в темницы и даже не пощадил родного брата Одо, который был очень влиятельным епископом в Нормандии. Он [король] бросил и его в темницу.»

Перед смертью Завоевателя начала неотступно мучить совесть. Находившийся рядом за несколько дней до его кончины хронист Ордерик Виталий записал последние слова монарха: «Я никого не назначаю своим наследником и носителем английской короны. Пусть это решит Создатель. Он Один владеет всем, и я Его раб. Корону я получил не по праву наследия, а, оболгав Гарольда и вырвав её в отчаянной битве, где было пролито столько христианской крови...» 9 сентября 1087 года колокола руанского собора оповестили о смерти Вильгельма, герцога Нормандии и короля Англии. Завоеватель был найден мёртвым в своих покоях – он лежал на полу наг, без перстней и дорогих камней: жадные слуги Вильгельма, ещё накануне трепетавшие от одного его взгляда, сорвали с трупа шёлковые одежды, золото, драгоценности – и убежали. К телу долго никто не хотел подходить, и от герцога начал исходить тлетворный запах. Из христианского сострадания никому неизвестный нормандский рыцарь организовал похороны на своё скудное жалование. Когда Вильгельма укладывали в гроб, тучное тело правителя, к ужасу присутствующих, переломилось и брюшная полость лопнула: это произошло вследствие того, что гробовщики или сэкономили, или неправильно рассчитали размеры гроба, сделав его слишком коротким. Когда гроб уже подвезли к кладбищу, вдруг кто-то закричал: «На этом месте должны похоронить моего отца! Герцог отнял у нас даже наши могилы!» Смутившиеся монахи, стараясь предотвратить непочтительную сцену на похоронах, шёпотом вступили в объяснения с негодующим и заплатили ему шестьдесят шиллингов. Свою отметку о кончине короля Вильгельма в «Англосаксонских хрониках» летописцы сопроводили следующей философской эпитафией: «Тот, кто был властителем и хозяином безмерных владений, ныне довольствуется наделом в сажень длиной; он, кто облачался в одежды, расшитые золотом и алмазами, укрыт одной сырою землёю.» В течение десятков лет могилу беспокоили грабители, растаскивая останки; Вильгельм был перезахоронен несколько раз. Во времена беззаконий Французской Революции несчастного герцога потревожили снова, и последнее, что от него оставалось, бесчинствующая толпа разобрала «на сувениры». Лишь в конце XIX века была найдена и предана земле его бедренная кость, подлинность которой в 1980 году доказали учёные.  

Новым английским королём стал третий сын Вильгельма и Матильды, Вильгельм II (по прозвищу Рыжий), «ненавистный людям и противный Богу». Безжалостный и мстительный, Вильгельм II с презрением относился к саксам и раздавал важные государственные посты нормандской знати за деньги. Королевский двор при Вильгельме II стал сборищем интриг, распутства и извращенческих пороков – о чём скорбно сообщают записи в «Англосаксонских хрониках». Времена благоверных королей, королей-аскетов и королей-воинов в Англии закончились навсегда.    

Спасаясь от мести нормандцев, дети Гарольда и Эльдгиты-Лебёдушки оказались в Дании, где их приютил дядя по линии отца, король Свен II. Сведения о судьбе Эльдгиты противоречивы; согласно некоторым, она уехала вместе с детьми, согласно другим – умерла бедной монахиней. Одна дочь её, Гита, волею Бога нашла прибежище в Киевской Руси и вышла замуж за великого князя Владимира Мономаха. У Мономаха и Гиты Уэссекской родилось десять детей. Пятеро их сыновей стали великими князьями Курска, Новгорода, Смоленска, Переяславля и Киева. Известно, что самого старшего сына, Мстислава, отец с матерью   звали Гарольдом, в честь деда. Правнук Гарольда, Всеволод Мстиславович, был канонизирован Православной церковью в шестнадцатом веке как святой благоверный князь. «...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.»

Библиография:

  1. The Anglo-Saxon Chronicle (ed. Swanton, Michael), Routledge, New York, 1998.
  2. Ashe, Geoffrey. Kings and Queens of Early Britain. Academy Chicago Publishers, 1990.
  3. Barlow, F. Edward the Confessor. London, 1970.
  4. Black, Jeremy. A New History of England. Sutton Publishing, Great Britain, 2000.
  5. Bradbury, Jim. The Battle of Hastings. Sutton Publishing, 1998.
  6. Brooke, Christopher. The Saxon and Norman Kings. Blackwell Publishers, 2001.
  7. Campbell, James. The Anglo-Saxon State. Hambledon and London, 2000.
  8. Churchill, Winston. S. The Birth of Britain. Barnes and Noble, 1956.
  9. Cummins, Joseph. The War Chronicles: From Chariots to Flintlocks. Fairwinds Press, 2008.
  10. English Historical Documents, 1042-1189 (ed. D.C. Douglas, G.W. Greenway), 2nd edition, London, 1981.
  11. Moss, Vladimir. The Fall of Orthodox England. The Ecclesiastical Roots of the Norman Conquest, 1043-1087.
  12. Patterson, Benton Rain. Harold and William. The Battle for England, A.D. 1064-1066. Cooper Square Press, 2001.
  13. Robinson, J. Armitage. The Times of Saint Dunstan. Oxford, At the Clarendon Press, 1923.
  14. Trease, Geoffrey. Seven Kings of England. The Vanguard Press, New York, 1955.
  15. Ward, Benedicta. High King of Heaven. Aspects of Early English Spirituality. Mowbray, 1999.
  16. Wright, Peter Poyntz. Hastings. A Windrush Press Book, 1996.

Образование и Православие

Читайте также:

21.03.2016 - Марина Панина. «Аще ополчится на мя полк»: последнее сражение православной Англии. Часть 3

10.03.2016 - Марина Панина. «Аще ополчится на мя полк»: последнее сражение православной Англии. Часть 2

01.03.2016 - Марина Панина. «Аще ополчится на мя полк»: последнее сражение православной Англии. Часть 1

12.11.2014 - Марина Панина. Дух против меча

31.10.2014 - Марина Панина. Из варваров в ангелы: становление христианской Церкви Древней Англии

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 12    
  Версия для печати        Просмотров: 1391

Ключевые слова: Марина Панина, Великобритания

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

30 апреля
Литургия для детей в Троице-Владимирском соборе...
29 апреля
29 апреля в поселке Горном состоится Пасхальный фестиваль «Христос Воскресе – радость...
Срочно!
Марии срочно нужна помощь! Поможем девочке спасти жизнь!...
2017
Конкурс «За нравственный подвиг учителя» 2017...
21 мая
Лекция «Славянизмы русского языка - наследие трудов святых Кирилла и Мефодия»...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2017 (147)
Март 2017 (111)
Февраль 2017 (85)
Январь 2017 (154)
Декабрь 2016 (141)
Ноябрь 2016 (131)

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика