|
||||||||||||||
Марина Панина. Дух против меча«Когда я немощен, тогда силён.» 2 Коринфянам, 12:10
8 июня 793 года несколько датских кораблей высадились на Линдисфарне, «святом острове», где жили монахи. Монастырь, не защищённый крепостными стенами, стоял на открытом месте. Братии было негде укрыться и не от кого искать защиты. Варвары не встретили сопротивления. Полилась кровь в алтаре, церкви наполнились телами убитых святых братьев. Тот, кто не погиб от меча, был сброшен с обрыва в море. Оставшихся в живых ждала горькая участь: они были закованы в цепи и угнаны в рабство. Застигнутые вероломным нападением, монахи не имели возможности схоронить свои святыни. Древние рукописи, расписанные золотыми красками Евангелия, Библии в драгоценных окладах, серебряные сосуды и подсвечники – всё было или разграблено, или уничтожено дикой ордой. На следующий год даны начали серию набегов на остров Иона. Остров был излюбленным местом паломничества и славился во всей Европе как центр христианского учения и искусства. Жестокость, с которой язычники расправлялись с монахами и рушили святые места, привела нацию в шок. «Никогда прежде Британия не видела такого ужаса» – писал Алкуин Йоркский, богослов и учёный того времени. Непрекращающиеся нападения на монастыри нанесли серьёзный удар по монашеской традиции Древней Англии. Войны, мародёрство, пьяные пиршества, снова войны – таково было существование викинга. Только тот, кто умирал в жестоком бою, получал право на пир с богом Одином, а потом отправлялся в чертог для павших воинов – Вальхаллу. Но и там души ежедневно сражались насмерть, а потом, воскрешая, снова пировали и снова проливали кровь. И такое безнадёжное, вечное метание души в потустороннем мире было желанным концом для викинга-язычника. Другого он не представлял, потому что не знал, что может быть как-то иначе. Воины, умершие не на поле боя, а в мирное время или от старости, лишались и этой «награды». Они отправлялись в мир Хель – чудовища, повелительницы мёртвых. Пахари должны были задабривать и подкупать своих покровителей, богов дождя и солнца, и приносить им лошадей, быков, овец – а часто и своих сородичей, на которых падал жребий, когда жестокие боги того требовали. Вся жизнь викинга сосредотачивалась вокруг его корабля – драккара, который был для воина и домом, и инструментом для ведения войны, и средством для прокормления. Часто лидеры викингов, именуемые «королями», не имели ничего, кроме своего судна и группы подчинённых воинов. Морскими пиратами скандинавы становились вынужденно: на своей родине им недоставало пригодных для возделывания земель, и многие предпочитали кочевую разбойничью жизнь голодной смерти. Англия, с её обширными полями и пастбищами, представлялась викингам страной изобилия, желанным пристанищем. Набеги на остров учащались с каждым годом, и к середине девятого века «северные люди» подчинили себе королевства Восточной Англии и Мерсии. В 851 году триста пятьдесят кораблей «великой языческой армии» прибыли на разграбление Лондона. В 866 году пал Йорк. Беспощадная рука не щадила ни младенца, ни женщину, ни государя, ни монаха. Никто не вёл счёта невинно погибших христиан, и только Господу ведомы их имена и глубина страдания каждого. Но летописи донесли до потомков отдельные повести о мужестве и твёрдости веры претерпевших до конца. «… если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём; если терпим, то с Ним и царствовать будем.» (2 Тимофею, 2:11-12)
Св. Эдмунд, король восточных англов, мученик (✟869 или 870)
До второй половины седьмого века Восточная Англия была одним из самых сильных королевств англосаксонской гептархии, с прочными христианскими традициями. Потом наступил период политической неустойчивости: успешные годы сменялись годами тревожными и даже временной потерей независимости. Частые набеги викингов ослабили королевство ещё больше. Об отце Эдмунда, Этельверде, известно совсем мало, но, судя по тому, что в его царствование чеканили монету, можно предположить, что то были относительно спокойные времена. Год помазания и вхождения на престол Эдмунда достоверно не установлен: по одним источникам – 855, по другим – 856, но день везде указан одинаково: 25 декабря, праздник Рождества Христова. Новому королю было всего четырнадцать лет. Несмотря на отроческий возраст, государь был «мудр, смирен и благочестив», равнодушен к похвальбам льстецов, по-отечески щедр на помощь вдовам и неимущим. Юноша отлично знал Священное Писание, а для того, чтобы выучить наизусть Псалтирь, провёл целый год уединённо в башне.
Язычник-победитель пообещал королю жизнь, если тот откажется от Бога и убедит своих воинов поклониться идолам. Святой Эдмунд ответил, что вера для него дороже всего, и он не обидит Господа покупкой жизни для себя. Ивар приказал привязать короля к дереву. Лучники окружили святого и стали стрелять в него, соревнуясь в меткости. Многие стрелы пробивали тело мученика насквозь и вонзались в ствол. Король был ещё жив, когда Ивар оторвал его от дерева. Окровавленное тело мучители, глумясь, волокли по земле, а потом отсекли голову и забросили в густой терновник, думая, что никто не сможет её найти. Но на место, где была брошена голова святого мученика, указала неизвестно откуда взявшаяся собака. Она сидела у терновника и, охраняя голову от диких зверей, непрестанно выла, будто старалась привлечь внимание людей. Подданные короля нашли святую голову и захоронили её вместе с телом в небольшой часовне, которую соорудили у места казни. Когда останки святого переносили в 902 году, они оказались нетленными. Викинг Ивар после убийства Эдмунда жил недолго. Древняя ирландская летопись сообщает о смерти предводителя скандинaвов сухо и без пояснений: «в 873 году умер от внезапной и ужасной болезни. Так было угодно Господу.» О мученической кончине своего короля англы узнали от оставшегося в живых оруженосца Эдмунда, а в годы служения св. Дунстана, архиепископа Кентерберийского, было составлено житие святого монарха. Почитание Эдмунда началось скоро после его смерти, и на протяжении нескольких веков он был небесным покровителем Англии. Древние иконы св. короля-мученика включают изображение рядом с ним собаки. Не прошло и 30 лет со времени гибели короля, как бывшие варвары начали почитать его за великого святого и совершать многочисленные паломничества к часовне с погребенными останками. Новый правитель Англии, викинг Кнуд, стал ревностным христианином и в 1020 году построил на месте гибели святого Эдмунда красивейший монастырь.
Святой Альфедж Кентерберийский, архиепископ и мученик (✟1012)
Продолжая традиции древних монахов, Альфедж всю свою жизнь был аскетом. Настолько изнуряющим было его постничество, что епископ был необыкновенно худ и, когда во время литургии он возводил к небу руки, то их можно было видеть почти насквозь. Однако аскетизм святого не распространялся на паству: напротив, его щедрость и забота о людях были исключительными. Летопись сообщает, что за двадцать лет служения Альфеджа во всей епархии Винчестера нельзя было встретить ни одного нищего. Святой служил в Винчестере двадцать два года, а в 1006 году его перевели на службу в Кентербери. То были особенно тяжёлые времена для Англии: набеги датчан опустошили страну, многие территории оказались под пятой врага. 8 сентября 1011 года Кентербери был осаждён. Горожане отказались сдаться, но из опасений, что долго продержаться не смогут, просили своего архиепископа бежать: для этого ещё была возможность. Альфедж наотрез отказался и продолжал служить в соборе ежедневные литургии, вдохновляя и подбадривая осаждённых. Кентербери устоял три недели, а потом пал из-за действий подкупленного врагом предателя. Озлобленные длительным сопротивлением жителей, датчане ворвались в город и устроили страшную резню, не щадя ни стариков, ни женщин с младенцами на руках. Кентерберийский собор, гордость христианской Англии, варвары подожгли; священнослужители и миряне, находившиеся там, погибли от меча и огня. Архиепископ взывал к захватчикам, моля их прекратить убийства. Он был закован и брошен в подземелье. Датчане не убили Альфеджа сразу лишь потому, что надеялись получить за него большой выкуп. Через несколько месяцев после падения города среди завоевателей появилась загадочная инфекция, которая быстро распространялась и уносила жизни. Варвары вывели святого из заточения, чтобы проверить, сможет ли служитель христианского Бога остановить болезнь. Архиепископ молился за врагов и просил у Господа облегчения их страданий; многие в результате выздоровели, эпидемия прекратилась. Но это не остановило язычников, и они объявили архиепископу, что отпустят его только тогда, когда население Кентербери выплатит за него три тысячи золотых. Альфедж отказался просить о выкупе, сказав своим мучителям, что королевство обеднело от войн, люди разорены и не имеют таких средств. Святого снова бросили в темницу, а потом, некоторое время спустя, во второй раз обратились с требованием о выкупе. Альфедж отказался снова. «Англосаксонская хроника» рассказывает нам, как толпа пьяных датчан долго издевалась над святым и избивала его. Конец пытке пришёл, когда один из истязателей ударил священномученика топором по голове. «Святая кровь заструилась на землю, а святая душа поднялась в Царство Божие.» Произошло это в Светлую седьмицу. Тело святого было найдено и секретно захоронено вначале в церкви св. Павла в Лондоне, а в 1023 году с великими почестями перенесено в Кентербери. * * *
Длительное пребывание захватчиков на острове постепенно меняло их разбойничий уклад: многие оседали и, не желая больше воевать, становились крестьянами. От местного населения они переняли язык, культуру, христианскую веру и стали считать себя англичанами, а Англию – своей родиной. Но взаимоотношения страны со скандинавскими народами ещё долго оставались драматичными. На остров регулярно прибывали новые орды, каждый раз принося с собой грабежи, опустошение и смерть. Англия отстаивала свою независимость от «северных людей» два с половиной века.
Библиография
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 12 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 7870 |