Опубликовано 19.06.2017 в рубрике  Интернет-журнал
 

Мариян Стоядинов. Грехопадение – причины - генезис зла

Тема о грехопадении является вопросом появления зла в жизни человека и вообще в жизни мира.

 

Православное богословие, основано на онтологическом критерии самобытности Господа не рассматривает зло как самобытное и совечное бытие Бога. В борьбе с манихейским дуализмом[I] Св. Отцы Церкви всегда подчеркивают не самобытность зла[1]. Самобытный только Бог,Троица в единосущных и единодейственных Лицах, тогда как, все то что существует вне Бога выведенное из небытия в бытие, то есть, в плане творения. Говоря о самобытном начале вне Бога, это значит говорить о двоебожии или многобожии. А это означает, отступить от богооткровенного монотеизма (см.: Исх. 20:3; Втор. 6: 4; Марк. 12:29 и т. д.).

Для православного богословия зло не только является самобытным. Но оно и небытие. Зло является бытностью в небытие, и как бы „удивительно не звучало”, согласно словам Св. патриарха Евфимия, „что не существует в бытие, то оно всячески естьв небытие”.[2]

Небитийность зла не означает, что оно не существует как явление. Однако, его существование, можно наблюдать „только в тварном мире, и то не в его первозданной сущностью: первоначально как свободный акт воли субстанциальных деятелей, и производно как следствие этого акта”.[3] Зло небытийное и несубстанциональное,[4] но проявляется неправильным образом, согласно формулировки Св. Мефодия Олимпийский.[5]Его не стоит искать в природе творений, „а в ошибочном и неразумном их движении”.[6] Говоря иными словами, как в отношении Вечносуществующего, так и в отношении творения, зло не имеет свою „онтологическую сущность”[7] и ипостась, и может быть идентифицировано только в энергийном, и действенном уровне.[8]Но зло не является и энергией, так как энергия, обычно, включает в себя сущность. В этом смысле, когда Св. Отцы говорят о „начале зла”, то они не имеют ввиду начало бытия с присущем ему действием. Зло таково только по отношению к Богу и как нечто хорошее.

От небытийности и соответственно неэнергийности зла следует, что о нем можно говорить только как об оценочной, а не как об онтологической категории. Таким образом, о зле обычно говорят, как о „нерадении” зла,[9] „недостаткедобра[10]”. Любая подобная оценка исходит из богоцентричной ценностной перспективы и в этом смысле отдаление от Бога само по себе является злом[11], „так как темнота возникаетс отдалением света”.[12]

Отрицая самобытность зла, отнимая его „статус” равенства с Богом, Церковь не принимает твердение, что Бог, Который „сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1:1), является причиной зла как явление. Напротив, „Бог не является ни виновником, ни творцом зла”.[13] Твердения что „Бог является создателем зла” и что „Бог не есть Творец мира”, согласнословам Св. Афанасия Александрийского, в равной степени „нелепы и невозможны, потому что зло не исходит из добра, ни находится в нем и ни исходит из него. Потому что добро не было бы добром, если бы имелосмешанную природу или стало причиной зла”.[14] Также и Св. Василий Великий говорит, твердение, что Бог виновник зла, такоебезумное,все равно, что твердить, что нет Бога. Если последнее твердение отрицает существование Бога, то первое твердение отрицает, что Бог является Тем, Кто Он есть, то есть, что он Благ.[15] А Бог, „не только Благ, но и Источник благости”,[16]Источник и Податель благости. Все сотворенное Им „весьма хорошо” (Быт 1:31). Это относится и к человеку, у которого „по природе нет зла и страстей..., потому что, Бог не является Творцом страстей”.[17] Он „сотворил тело, а не болезнь...”, „сотворил душу, а не грех...”, „сотворено око, а слепота наступила из-за потери глаза”. В этом смысле, зло не является природой, а „состоянием природы”. Оно не является бытностью, а неестественным, неблагодатным состоянием бытия.

В то же время зло не только является „недостатком добра” или „нерадением добра”, но и субъективной активностью.[18] Зло - это не природный, а личностный феномен и поэтому его тайна является частью тайны его свободы.

 



[I] Подробнее о манихействе и о манихейском дуализме читай статью „Манихейство. Сущность и особенности вероучения” в сайте: http://www.mudriyfilosof.ru/2014/08/maniheystvo-sushnost-i-osobennosti-veroucheniya.html. - Справка переводчика.



[1] См.: Kelly, J. Early Christian Doctrines. Edinburgh, 1968, p. 3. Смотри также: Св. Иоан Дамаскин,„Точно изложение..”.,IV, 20. Тот же автор:„За изображенията”2, 13 (PG 94, 1297C).

[2] „Първо послание до Никодим Тисмански”в: Патриарх Евтимий. „Съчинения.”С., 1990, с. 216. Тырновский святой неуклонно следует Св. Григория Ниссийского, который говорит о зле, что „в самом небытие существует бытие”,„За душата и възкресението”(ΒΕΠΕΣ 68,350,30); см.: Флоровский, Г. „Тварь и тварность» //„Православная мысль”,Вып. 1 (1928), с. 183.

[3] Лосский, Н. О. „Бог и мировое зло”. М., 1994, с. 346.

[4] См.: в этой связи критику профессора Ив. Панчовского о петой антиномии Н. Хартмана в своей студии„Вина и изкупление”//ГДА,Т. VI (1956/7), с. 224.

[5] См.: Bonwetsch, N. Die Theologie des Methodius von Olympus. Berlin, 1903, c. 69; „Творения древних отцов-подвижников”. М., 1997. с. 352.

[6] Преп. Максим Исповедник.„Глави за любовта”4, 14 (PG 90, 1052A. Смотри болгарский перевод:„Наставления за духовен живот”.С., 1985, с. 72).

[7] Смотри комментарии А. А. Сидорова к „За целта на живота по Бога на св. Григорий Нисийски” в:„Творения древних отцов-подвижников”.М., 1997, с. 352.

[8] Игнатий Брянчанинов. „Аскетические опыты”. Т. II. М., 1993, с. 132: „Он (человек) приобщился мыслью и духом к темному отцу лжи и всякой злобы. Это приобщение осуществилось действием: расставанием с Божией волей”. О энергийном характере злых сил говорит и перефразирует Еф. 2:2 авва Амон в Τνέργεια εν τ© Βέρι, это название определено для бесов, пребывающих в воздухе, смотри Авва Амон,„Послание” 2, 2(ΒΕΠΕΣ 40, 50, 23).

[9] Св. Григорий Богослов.„За словата, посветени на Юлиан”, 14(ΒΕΠΕΣ 59, 140,31-32).

[10] Св. Василий Великий.„За това, че Бог не е виновник за злото”,5 (ΒΕΠΕΣ 54, 94, 2-3): сравни: Св. Иоанн Дамаскин.„Точно изложение...” II, 4 .

[11] Св. Василий Великий.„За това, че Бог не е виновник...”,8 (ΒΕΠΕΣ 54, 96, 11).

[12] Св. Григорий Богослов.„За словата, посветени...”(ΒΕΠΕΣ 59, 140,32-33).

[13] Преп. Иоанн Лествичник.„Лествица”,26, 154 (PG 88, 1068; болг. перев. в: „Лествица”. Синодальное издательство, 1982, с. 177).

[14] Св. Афанасий Великий.„Слово срещу езичниците”,6 (ΒΕΠΕΣ 30,35,22-26). Смотри также: Св. Евфимий, патриарх Тырновский „Первое послание до Никодим Тисмански. Съчинения...”, с. 208.

[15] Св. Василий Великий.„За това, че Бог не е виновник...”,2 (ΒΕΠΕΣ 54,89,13-19).

[16] Св. Афанасий Великий.„Слово за въплъщението на Бог-Слово”,3 (ΒΕΠΕΣ 30,77,15-16).

[17]Преп. Иоанн Лествичник.„Лествица”,26, 67 (PG 88, 1033A; болг.арский перевод в:„Лествица”с. 164).

[18]Поэтому, Св. Григорий Палама говорит, что не от естества, а от произволения оно (зло) берет свое начало” - „Към Ксения, за добродетелите и страстите”,16 („Добротолюбие”, т. V, с. 265); также и Св. Афанасий Великий.„Слово против езичниците”,7 (ΒΕΠΕΣ 30,72,23-27): „Истинное церковное знание заключается в том, что зло не от Бога, и не в Боге, что оно не существовало в начале и не имеет какой-либо сущность, но люди утратив представления о добре, сами по себе, по своему произволу начали думать и воображать себе несуществующие”.

 

Перевод с болгарского источника 

магистр богословия Виталий Чеботар

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1878

Ключевые слова: Мариян Стоядинов, Виталий Чеботар

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


01.03 2024
13 марта в Новосибирске состоится церковно-краеведческая конференция «Церковь и общество...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (13)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031