Опубликовано 03.04.2018 в рубрике  Интернет-журнал
 

Виктор Власов. Народное творчество как нравственный посыл в будущее

«…Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи:
Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Д.С. Лихачев
 

Знаете, я слушаю доклады заслуженного учителя РФ БОУ г. Омска «Гимназия № 43» Натальи Ивановны Носковой восхищённо. Они необыкновенно интересны, а главное – полезны для слушателя. Захожу я на секцию IX Международных аксиологических чтений и воодушевляюсь. Есть достойные учителя в наше нелёгкое время научно-технического прогресса и поглощающего время интернета.

Заголовок моего материала – это направление деятельности Натальи Ивановны. К чему стремится известный в Омске учитель изобразительного искусства? Через художественное восприятие и практическую деятельность на уроке привести ученика к осмыслению содержательного единства народной культуры и декоративно-прикладного искусства России.

Признаюсь, что эпиграф я беру из её доклада.

– Наталья Ивановна, что такое народная культура? – спрашиваю. – Какая, по вашему мнению, основная задача отечественной педагогики?

– Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный, это не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой, которого является духовность. Основная задача отечественной педагогики искусства сегодня состоит в том, чтобы найти оптимальные пути эстетического воспитания детей, основанные на духовных ценностях народной культуры, и разработать эффективные способы их включения в систему образования.

– Разве ребёнок способен постигнуть это многообразие? Возможно, планка поднята слишком высоко?

– Ничуть, уважаемый Виктор! Уже в детстве ребёнок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено в народном искусстве. Программа «Изобразительное искусство» в 5 классе под редакцией Б.М. Неменского разделена на темы-блоки: «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Декор – человек, общество, время», «Современное декоративно-прикладное искусство». Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся в 5 классе. Все виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Здесь теоретическое освоение и практическое применение навыков выступает доступным способом для освоения видов народной культуры и декоративно-прикладного искусства. Они в вещной (материализованной) художественной форме воплощают извечные духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброта, открытость и душевность.

– Как народное декоративно-прикладное искусство связано с фольклором? Как ребята вашей школы его осваивают?

– Связано обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Это художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания, а уроки изобразительного искусства этому способствуют. А через художественное восприятие и практическую деятельность ребёнок идёт к пониманию содержательного единства народной культуры и декоративно-прикладного искусства России. Что касается детей из нашей гимназии, то наши пятиклассники много лет, осваивая народное искусство, расписывают готовые деревянные формы: досточки в традициях городецкой росписи, ложки, обучаясь приёмам кистевой росписи хохломы, лепят дымковскую и филимоновскую игрушку, создают авторских матрёшек, узнав о загорских, семёновский, полхов-майданских, а также расписывают посудину в традициях гжели, создаём расписное пасхальное яйцо. Эти изделия мы представляем не только в картинной галерее гимназии (в витрине), но и фото-видео-фильмы об этом есть на страничке каждого класса на образовательном портале «Дневник.ру». Лучшие изделия участвуют в муниципальных и региональных выставках ДПИ.

– Какие черты народа проявляются в декоративно-прикладном искусстве?

– Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, это общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. Таким образом, декоративно- прикладное искусство помогает развить не только творческую личность, но и воспитать нравственные качества в детях, любовь к родному краю, к своей стране. Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе. Происходит формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.

– Наталья Ивановна, каким образом можно сберечь исторические и национальные корни? Много сейчас неясного и ненужного приходит издалека и выдаётся за своё родное.

– Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

– Многое ли зависит от учителя?

– От учителя, как носителя нравственных ориентиров, зависит очень многое. У каждого предмета огромный содержательный ресурс для приобщения к истории, культуре своей Родины, знакомству с традициями и культурой других народов. Стоит сказать, что если в некоторых школах празднуются Хэллоуин, потом католический День Святого Валентина, Китайский новый год, языческие праздники, которые преподносятся, как православные, и, к сожалению, многое с подачи педагога, то чего мы ждём от детей в плане формирования системы нравственных ценностей? У них в головах тогда складывается «полная мешанина».

– Что хотели бы пожелать нашим учителям?

– Учителю пожелаю быть в постоянном режиме самообразования, повышения квалификации для совершенствования своих предметных компетенций. Учитель должен сам разобраться в этом «изобилии», чётко определившись с системой ориентиров, а потом вести по этому пути детей грамотно и методически выверено. Что для этого нужно? Больше читать, посещать семинары, курсы, вебинары – это море возможностей для грамотного пути развития педагога! Учитель в ответе за то, что делает!

Добавить мне, как педагогу и журналисту, кстати, нечего – отвечает она исчерпывающе. А вы, дорогие читатели, согласны с Натальей Ивановной Носковой? Если есть вопросы – обращайтесь, могу дать электронную почту этого замечательного и мудрого человека. Наверняка она ответит.

P.S.:Попросил у Натальи Ивановны фотографии, где она на работе и т.д., она прислала поделки своих учеников и попросила не «пиарить» её. Какой сознательный человек!

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Виктор Власов. Народное творчество как нравственный посыл в будущее Виктор Власов. Народное творчество как нравственный посыл в будущее Виктор Власов. Народное творчество как нравственный посыл в будущее Виктор Власов. Народное творчество как нравственный посыл в будущее Виктор Власов. Народное творчество как нравственный посыл в будущее
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1855

Ключевые слова: Виктор Власов

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (24)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031