Опубликовано 11.04.2018 в рубрике  Интернет-журнал
 

Виктор Власов. У каждого народа свой культурный код или Равняйся на фольклор

 

Пример для ребёнка – родители. И здорово, если чадо воспитывается в благополучной и полной семье. Тогда многие вопросы отпадают сами собой. Конечно, родители не могут учить ребёнка всё время – они работают и обеспечивают достойную жизнь, без лишней нужды. На помощь включаются педагоги: сначала в детском саду, затем в школе. Дальше – личность сформирована и говорят: «Большому кораблю – большое плавание»!

Воспитание человека вообще, не только ребёнка – это сложный и долгий процесс. Эмоции, методика, пристальное внимание, забота. Целая система. Уйма приложенных качеств во время работы, как в детском саду, так и в армии.

Надо сказать «спасибо» опытным педагогам-воспитателям и заведующим детских садов, которые десятилетия отдают воспитанию детей. В помощь им терпения и, по-прежнему, ответственности, внимания и любви к детям.

Специалисты различных уровней – в данном случае я говорю о дошкольном образовании – организуют площадки, на которых педагоги свободно делятся опытом, читая интереснейшие доклады, сопровождающиеся мультимедийными презентациями для наглядности.

На днях я выхожу на образовательную площадку IX Международных Аксиологических чтений в «Многопрофильной Академии Непрерывного Образования». Слушаю доклад аспирантки кафедры философии ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» Елизаветы Викторовны Дмитриевой и старшего воспитателя БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 345» Марины Владимировны Старостиной. Доклад они готовят «онлайн» вместе с диаконом Вадимом Петровым, руководителем Отдела религиозного образования и катехизации Лысковской епархии Нижегородской области РПЦ. Их общая тема: «Средства фольклора в процессе духовно-нравственного воспитания».

– Елизавета Викторовна, что значит духовно-нравственное воспитание? Что содержит это понятие? – спрашиваю. – Об этом нужно говорить неоднократно.

– Духовно-нравственное воспитание ‒ целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, ориентированный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие, и поведение высших духовных ценностей. Оно содержит два компонента: духовность и нравственность. Духовность ‒ в самом общем смысле ‒ совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций. Его источником является внутренний опыт человека. А нравственность – моральное качество человека, некие правила, которыми он руководствуется в своём выборе.

– На мероприятии вы говорили о воспитании, о методах – как они должны сочетаться?

– Воспитание ‒ комплекс технологий, направленных на формирование личности ребенка. По определению академика Павлова, воспитание ‒ это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. А методы воспитания ‒ это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Достаточно распространенной является классификация, предложенная Ю.К. Бабанским, В.А. Сластениным, Г.И. Щукиной, согласно которой методы воспитания объединяются в следующие группы:

методы формирования сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, требование);

методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

– Как воспитывает человека фольклор? – уточняю у Марины Владимировны. – На примере каких персонажей лучше воспитывать ребёнка, и какие методы здесь?

– Фольклор ‒ народное творчество, зародившееся в глубокой древности, историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания. Имеет множество жанров, перечислим лишь некоторые из них: анекдот, байка, быличка, календарно-обрядовые и народные песни, легенда, сказка, скоморошины и др. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождающие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребьёвки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, частушки, приговорки, потешки, считалки.

Основные фольклорные персонажи: Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Баба (бабка, старуха), Баба Яга, а также Водяной, Леший, Избушка на курьих ножках и другие.

Говоря о методах воспитания в фольклоре, вернёмся к той классификации, которая была обозначена выше, и найдём примеры непосредственно в нём:

методы формирования сознания представлены следующими жанрами: легенды, сказки, былины, анекдоты;

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – это жеребьёвка, потешки и даже дразнилки;

методы стимулирования деятельности и поведения – дразнилки, жеребьёвки, байки и легенды, различные песни.

Фольклор в воспитательном процессе имеет обоснование, так как включает простую и интересную форму, легко воспринимается и запоминается, имеет возможность к трансформации, выражает близость к традиции, чем и объясняется его «живучесть».

– Как именно фольклор относится к культуре?– выясняю уже у диакона Вадима Петрова. Его, понятное дело, в Омске нет, он присылает свой ответ в социальной сети «Вконтакте»:

– Культура – всё, что создано человеком; она располагается вне природы, однако её истоки лежат в плоскости природы и русская культура не исключение. Множество мотивов русского фольклора изображают именно связь человека с природой.

Знакомясь с культурой, мы сталкиваемся с различными образами, символами, которые не всегда понятны. Для их понимания требуется более тесное знакомство с культурой. Мотивы фольклора отражают и объясняют то, что важно. Этим объясняется разнообразие фольклорных жанров и то, что они затрагивают все стороны жизни народа: воспитание детей, отдых, работу, устройство государства, войну, потерю близких и т.д. Символичность позволяет варьировать содержание при сохранении общей идеи, символ легче запоминается и более информативен. Например, Баба Яга как символ злой ведьмы, а остальные качества и дополнительные нюансы её злой личности возможно дополнять от лица любого автора. При этом основной информационный посыл ‒ она есть зло ‒ сохраняется.

– Какие качества присущи русскому человеку?

– К основным качествам русского народа относят: миролюбие и терпимость к чужой вере и традициям (несмотря на присоединение сторонних земель в процессе экспансии, традиции и культурные истоки этих народов не уничтожались), доброта и отзывчивость, скромность, отсутствие желания наживы любым способом, предприимчивость, смекалка и многие другие.

– Какие факторы оказали влияние на русскую культуру и русский характер?

– Природные факторы – это ширина размаха русских земель, многонациональность (по мнению исследователей русского характера, русский народ это суперэтнос, который сформировался на полиэтнической основе (славяне, финно-угорские племена, тюрки)). Далее – особое расположение на территории континента (Россия лежит на стыке Европы и Азии). Принимаем социальные факторы. И, конечно, Православие, которое стало духовной доминантой русского национального характера. У русского народа свой культурный код!

– Что это?

– Культурный код – ключ к пониманию типа культуры, это уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков, закодированная информация, позволяющая идентифицировать культуру. Говоря не проще, но по-другому, культурный код ‒ это культурное бессознательное, не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию.

– Где проявляется культурный код?

– Его находят в языке, социальном устройстве, отношении к близким и врагам и, конечно, в творчестве народа. Фольклор, являясь наиболее древней формой народного творчества, дошедшего до нас, сохранил мудрость веков, колорит прошлых поколений, отражает наиболее значимые моменты в жизни народа, содержит расшифровку тех символов, которые могут быть непонятны взгляду со стороны.

Безусловно, русский фольклор выступает носителем русского культурного кода, который позволяет более точно понять специфику национального характера и всей русской культуры, – подытоживает диакон.

Мне нечего добавить никому из них, подмечаю уже я, учитель общеобразовательной школы и журналист. Разве что предложить список полезной литературы, который я видел и уважаю. С помощью него Елизавета Дмитриева, Марина Старостина и дорогой диакон Лысковской епархии Вадим Петров приготовили замечательный доклад на Аксиологических чтениях.

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Виктор Власов. У каждого народа свой культурный код или Равняйся на фольклор Виктор Власов. У каждого народа свой культурный код или Равняйся на фольклор Виктор Власов. У каждого народа свой культурный код или Равняйся на фольклор
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 1596

Ключевые слова: Виктор Власов

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (23)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031