Опубликовано 30.07.2019 в рубрике  Православное краеведение
 

В нашем школьном историко-краеведческом музее хранятся копии документов из архива УФСБ по НСО, касающиеся завьяловского священника Трифона Попова, служившего в Покровском храме села Завьялово в годы Гражданской войны: удостоверения, арестный лист, протоколы предъявления обвинения, избрания меры пресечения, допросов, постановление о заключении в концлагерь, отказ в амнистии, справка о реабилитации и другие документы.

«Тройки» НКВД легко и быстро решали в то время человеческие судьбы по всей стране. Не обошли эти «тройки» и наших односельчан. Сейчас их нет в живых, и нет их могил. Все, что осталось, — только стопочки архивных документов. Листаешь страницы дел, и перед тобою оживают трагические судьбы русских людей.

Одним из них был священник Трифон Маркелович Попов. Из ордера об аресте мы видим, что он был арестован 28.04.1920 года начальником милиции 5 участка Садовниковым. При аресте было изъято колчаковских 1555 руб. и советских 3300 руб [1] .

Из дознания протокола допроса мы узнаем, что родился он в 1870 году в крестьянской семье в нашем селе Завьялово (тогда оно относилось к Тулинской волости Томской губернии). Получил учительское и духовное образование. После окончания духовной школы женился. Имел дочь и двух сыновей. Священником стал в 1912 году. В Покровском храме служил 7 лет. Пользовался землей и домом от прихода, существовал на доходы с церкви. Цитата:

…состою священником 7 лет в селе Завьялово Тулинской волости. За все время моего нахождения в селе Завьяловой я не вел никаких репрессий против своих прихожан. При перевороте в 1918 ничем не содействовал и никак не доказывал. Во время восстания в 1919 г. в начале августа я один не был дома и заночевал в поле — искал коров, которые затерялись. Когда я приехал через сутки домой не найдя своих коров, то карательный отряд уже был в селе. Затем меня спрашивали не знаю ли из крестьян кого из тех, кто в рядах восставших. Я конечно сказал, что не знаю. Во все дни восстания и подавления его белыми, я не вмешивался и никого не выдавал. Карательный отряд я не вызывал и не требовал, чтобы кого-нибудь расстреляли и поэтому не считаю себя виновным и нахожу что обвиняют меня ложно и по злобе и не могу объяснить так как не знаю и никому не желал зла. При Колчаке я не шел против Советской Власти [2] .

Но в «Заключении по делу Трифона Попова» сказано:

…во время августовского восстания 1919 года, услыхав о партизанском отряде крестьян, он (Попов) сел верхом на лошадь и уехал из села и возвратился на третий день вечером. Почти одновременно со священником на следующее утро прибыл в село Завьялово карательный отряд Колчака. После подавления восстания по показаниям свидетелей по инициативе священника Попова были арестованы крестьяне с. Завьялова. Орлов М.И. и Гуляев П.Н., жены Орлова и Гуляева обратились к обществу за получением оправдательного приговора о котором священник предупредил общество чтобы такового жены арестованных не получили. В декабре 1919 г. от Колчаковских властей было распоряжение об организации дружин самоохраны. Крестьяне хотели отказаться, но священник Попов угрожая сельскому собранию карательными мерами, сказал: «Большевики, дожидайтесь нагаек» [3] .

В «Постановлении Завьяловской волостной коммунистической ячейки» (Протокол № 2), «Постановлении №15 Завьяловского сельского собрания», подтверждающих контрреволюционную деятельность священника Попова, был обвинен в контрреволюционной деятельности — в выдаче сторонников советской власти колчаковским карателям.

10 мая 1920 года он был помещен в тюрьму, а 12 октября 1920 года коллегией Ново-Николаевской ЧК приговорен к заключению в концентрационный лагерь сроком на три года [4] . В декабре 1921 года проводилась амнистия, но священника Попова признали не подлежащим амнистии, и в выписке из очередного протокола было написано: «…как врага советской власти не амнистировать, а сократить срок наказания до 2-х лет» [5] .

А вот в руках документ, которому, как нам представилось, очень обрадовался многострадальный завьяловский батюшка: «Удостоверение №633, выданое Ново-Николаевским ЧК Попову Трифону в том, что он действительно освобожден из-под ареста, так как дело прекращено, что подписями с приложением удостоверяется» [6] .

Что было дальше с отцом Трифоном, и как сложилась его жизнь и жизнь его семьи после Гражданской войны — это отдельная тема наших краеведческих поисков и исследований.

Сейчас хочется сказать о самом последнем и самом главном в этой истории документе, появившемся только через 83 года после заключения священника в концлагерь. Это датированная 25.04.2003 г. под № 13 «Справка о реабилитации» Трифона Попова. Справка, восстановившая прежнюю незапятнанную репутацию сельского священника, и снявшая с его детей клеймо «сын (или дочь) врага народа», «сын (или дочь) служителя культа» [7] .

Эта документальная история не только о судьбе отдельного человека, но и о том, какие сложные, противоречивые отношения были между красными и белыми в нашем селе во время Гражданской войны. Эти отношения отражали социально-политические расхождения между бедняками и зажиточными крестьянами, между крестьянством и духовенством, между политическими властями и простым народом.

В заключение хотелось бы подчеркнуть исключительную важность документов в изучении истории Гражданской войны. Они противостоят излишней героизации, поэтизации, романтизации гражданской войны во многих произведениях изобразительного искусства, кино, художественной литературы, в некоторых песнях и стихах о войне. Документы дают возможность трезво смотреть на события Гражданской войны, глубоко анализировать их, делать соответствующие выводы и ценить мир между людьми как самую большую жизненную ценность государства, народа и каждого человека.

[1] Архив УФСБ по НСО, д. 18102, л.40.

[2] Архив УФСБ по НСО, д. 18102, л.40.

[3] Архив УФСБ по НСО, д. 18102, л.43.

[4] Архив УФСБ по НСО, д. 18102, л.24.

[5] Архив УФСБ по НСО, д. 18102, л.51, 52.

[6] Архив УФСБ по НСО, д. 18102, л.23.

[7] Архив УФСБ по НСО, д. 18102, л.0.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1311

Ключевые слова: Материалы конференции 8–9 ноября 2018 года

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Январь 2023 (59)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)
Август 2022 (43)

«    Январь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031