Опубликовано 23.04.2010 в рубрике  Новостная лента
 

Государственная аккредитация духовных семинарий и академий как путь интеграции духовных учебных заведений в национальную систему высшего образования


Петр (Еремеев), игумен.
Сегодня Русская Православная Церковь в связи с изменением политической формации в развитии нашего государства, вынуждена выбирать путь, по которому будет осуществляться дальнейшее развитие духовного образования, модернизация организационной структуры и учебных программ высших духовных учебных заведений. Этому выбору посвящена данная статья.

 
Духовное образование в России на сегодняшний день находится в состоянии определения новых форм научного и образовательного процесса, определения направления своего развития в двадцать первом веке.

Наша духовная школа в лице ее лучших представителей всегда стремилась избегать мертвых форм. История свидетельствует, что реформирование духовного образования в России всегда имело целью совершенствование условий для научно-богословского развития духовных школ, повышения качества педагогико-воспитательной деятельности научно-преподавательского состава духовных академий и семинарий.

Сегодня Русская Православная Церковь в связи с изменением политической формации в развитии нашего государства, вынуждена выбирать путь, по которому будет осуществляться дальнейшее развитие духовного образования, модернизация организационной структуры и учебных программ высших духовных учебных заведений.


Цели государственного лицензирования и аккредитации духовной школы

По мысли Святейшего Патриарха Кирилла, в новых условиях «главным мотивом, подвигающим нас к реформированию системы духовного образования, является необходимость повышения уровня обучения и воспитания. Она также должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем»[1]. Система духовного образования должна быть динамичной, отвечать современным требованиям государственно-конфессиональных отношений в стране, а также потребностям Церкви в успешной миссионерской, катехизаторской и иной деятельности. Как это сделать, сохранив богатое наследие нашей духовной школы и вместе с тем обеспечив успешное развитие духовного образования и церковной науки в современном мире?

Поставленные в XX веке в непростые условия, находясь в ситуации вынужденной замкнутости, духовные образовательные учреждения смогли в целом сохранить традиции дореволюционной высшей духовной школы. Очевидно, сегодня Церкви предстоит не только бережно сохранять богатый научно-богословский и педагогический опыт духовных школ, но и преумножать его, развивая все основные направления деятельности высших духовных заведений с учетом новых политических, правовых, социальных условий современной России.

Условия на данном этапе развития высшего духовного образования в России таковы: сегодня, в связи с тем, что барьеры и ограничения советской эпохи перестали существовать, обнаруживается реальная возможность создать в рамках действующего федерального законодательства эффективный механизм сотрудничества Русской Православной Церкви с государством, направленный на обеспечение совместной подготовки как церковных, так и светских кадров. Сейчас данную задачу в неполной мере решают только теологические факультеты светских высших учебных заведений, отводя духовным школам, не имеющим государственную лицензию и аккредитацию, лишь подготовку специалистов, используемых исключительно для нужд самой Церкви и, как правило, не далее церковной ограды.

Теологические факультеты не менее 38 светских высших учебных заведений России ежегодно готовят дипломированных специалистов-теологов, которые находят себе применение в органах государственной власти и органах местного самоуправления, школах, вузах, различных организациях и учреждениях[2]. Нередко даже студенты духовных учебных заведений параллельно обучаются по Теологии в светских вузах с целью получить государственный диплом. В отдельных епархиях России это стало уже обычной практикой, позволяющей готовить кадры для церковного служения с самыми широкими возможностями. Тем более что благодаря проводимой с 90-х годов прошлого столетия реформе духовного образования учебные программы духовных семинарий отличаются от таковых на теологическом факультете незначительно.

Вместе с тем, изменения действующего федерального законодательства[3], произошедшие в 2008 году, позволяют учреждениям высшего профессионального религиозного образования, после прохождения определенных законом процедур государственного лицензирования и последующей аккредитации, самостоятельно готовить и выпускать с дипломом государственного образца миссионерские, научно-богословские, педагогические кадры, использование которых будет возможным в разных сферах государственной и общественной жизни России. Предоставляемая государством возможность повышения правового статуса духовных учебных заведений обладает высокой значимостью и перспективностью для системы духовного образования. Без скорейшего решения этого вопроса Церковь будет лишена возможности влиять не только на религиозную ситуацию в стране, но и на развитие социальной, экономической, политической, правовой и иных сфер жизнедеятельности нашего общества и государства. Следует согласиться с митрополитом Волоколамским Иларионом, что «упустить этот исторический шанс было бы преступлением»[4].

Именно государственная аккредитация позволит учреждениям высшего профессионального религиозного образования на равных конкурировать с высшими светскими учебными заведениями. Вместе с тем, процесс стандартизации образовательного процесса и иных форм деятельности духовных академий и семинарий по нормам высшей школы положительным образом повлияет в целом на развитие образования и науки в высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Государственное лицензирование и аккредитация духовной школы позволит решить еще один важный вопрос. На современном этапе развития высшего духовного образования в России как со стороны церковной, так и светской науки стала более ясно формулироваться необходимость включения богословских, церковно-исторических исследований в общую государственную научно-аттестационную систему. Только интеграция духовных учебных заведений в пространство российского высшего образования позволит это сделать в рамках существующего правового поля.

Таким образом, вопрос получения государственной лицензии и аккредитации духовными школами необходимо рассматривать, как логическое завершение процесса реформирования духовного образования. Более того, сегодня все проекты, направленные на модернизацию, развитие нашего образования должны корреспондироваться с решением этой задачи.


Сохранение традиций духовного образования

Итак, совершенно очевидно, что высшие духовные учебные заведения должны стать научно-педагогическими и образовательными центрами, опирающимися на лучшие традиции русского богословия и учитывающими тенденции в образовании и науке,[5] и обеспечить это сможет должное правовое оформление и необходимая, в этой связи, доработка компонентов системы духовного образования. Причем решать эту задачу необходимо при обязательном и бережном сохранении идентичности и лучших традиций церковного богословия.

Важно помнить, что «целью реформы духовных школ должно стать возвращение к традиционным святоотеческим истокам»[6]. И выбор образовательных стандартов для лицензирования и аккредитации духовного образования должен способствовать его развитию в лучших традициях.

Государственные образовательные стандарты по направлению «Теология» (бакалавриат и магистратура) вполне отвечают этому требованию, благодаря тому, что основными разработчиками стандартов стали церковные специалисты. Поэтому возможные опасения в секулярной направленности светского стандарта являются безосновательными. Учебные программы теологических стандартов вполне коррелируются с программами высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, разработанными в соответствии с требованиями церковного образовательного стандарта. Кроме того, новый государственный стандарт третьего поколения предоставляет учреждениям высшего профессионального религиозного образования достаточно широкие возможности в разработке собственных учебных планов и программ. Это означает, что при изменении правовой формы образовательного процесса не изменится содержание образования.

Лицензирование и аккредитация духовных школ по теологическим стандартам, таким образом, не влечет за собой радикального изменения традиционного характера и содержания духовного образования. Это важно отметить, поскольку «задача обретения равного статуса церковного высшего образования со светским никоим образом не является секуляризацией духовного образования, а лишь преодолением тех искусственных дискриминационных преград, которые все еще продолжают существовать с прежних времен, вопреки принципиально изменившемуся характеру присутствия Церкви в общественной жизни»[7].

Если принять во внимание имеющиеся замечания к государственным образовательным стандартам по направлению «Теология», справедливо будет заметить, что, лишь приступив к освоению стандартов, церковные образовательные учреждения получат возможность эффективно участвовать в их доработке и улучшении.


Интеграция духовной школы в систему высшего образования России

Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви, построенная на принципах взаимодействия с действующей образовательной системой высшего профессионального образования, позволит Церкви кардинальным образом изменить ситуацию, когда в России высшие духовные учебные заведения и их выпускники причисляются к маргинальной группе, находящейся в изоляции, за рамками нормальной общественной жизни. Аккредитованные высшие духовные учебные заведения автоматически станут полноценными и равноправными членами вузовского сообщества России. Таким образом, будет положено начало процесса реабилитации в России отечественных духовных школ и высшего духовного образования, церковной науки в целом.

Трагические события 1917 года привели к тому, что сначала высшие духовные заведения, являвшиеся центрами научной и богословской жизни в России, были уничтожены, поставлены вне закона; затем претерпели унизительный этап «разрешительного» существования в Советском Союзе, в изоляции от системы высшего профессионального образования. Государственное лицензирование и аккредитация, наряду с внутривузовской работой по совершенствованию духовного образования, позволит высшим духовным учебным заведениям Русской Православной Церкви в XXI веке восстановить свой высокий традиционный статус в отечественной системе высшего образования.

Церковь, согласно такой концепции реформирования духовного образования, не приобретает что-либо принципиально новое в смысле чуждого и несвойственного, она восстанавливает старое — традиционное, положенное ей по праву. Таким образом, лицензирование духовных учебных заведений Русской Православной Церкви по государственным образовательным стандартам и последующая аккредитация — это вопрос восстановления и обретения утраченного статуса, а также своего рода самоидентификация духовного образования в национальной системе высшего образования нового тысячелетия.


Интеграционная модель развития духовной школы в практике Хабаровской духовной семинарии

Хабаровская духовная семинария стала первым учреждением высшего профессионального религиозного образования в России, которое прошло все необходимые процедуры государственного лицензирования программ высшего образования. Административный персонал, а также преподавательский состав семинарии в кратчайшие сроки подготовили всю необходимую документацию для лицензирования образовательной деятельности духовной школы не только по церковному, но и по государственному стандартам. В связи с тем, что общий образовательный уровень, учебные программы, научно-методическая база, библиотечно-информационные ресурсы, количественный и качественный показатель преподавательского состава семинарии уже de facto соответствовали высоким требованиям светского стандарта, то имевшая место экспертиза не нашла каких-либо оснований для отказа в выдаче лицензии. После получения государственной лицензии на ведение образовательной деятельности по стандартам по направлению и специальности «Теология» семинария рассчитывает в течение максимально короткого срока получить государственную аккредитацию.

Опыт Хабаровской духовной семинарии со всей убедительностью показывает, что реализация на практике правовых норм, предоставляющих возможность религиозным образовательным учреждениям получать государственную лицензию, — вполне решаемая задача. Представляется, что по примеру Хабаровской духовной семинарии учреждения высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви начнут повышать свой правовой статус в системе высшего образования России, совершенствуя свою деятельность, а также обеспечивая своим выпускникам признание их квалификации не только в Церкви и церковных институциях, но также государством и обществом в целом, существенно расширяя возможности их служения.

Таким образом, излагаемая концепция развития духовного образования в России, основанная на принципах интегрирования в национальную образовательную систему и реализуемая через прохождение установленных российским законодательством процедур государственного лицензирования и аккредитации[8], на сегодняшний день имеет не только хорошо выстроенную и обоснованную теоретическую базу, обладающую материалами по моделированию, прогнозированию дальнейших этапов совершенствования духовного образования, но имеет уже и реальные положительные практические результаты.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года. [Электронный ресурс]. URL: http://pda.patriarchia.ru/db/text/1061403.html

[2] Лицензию на подготовку теологов в 2008-2009 гг. имели 38 высших учебных заведений России, из которых 23 - государственные университеты. При этом следует отметить, что во многих вузах ежегодно наблюдается неизменно высокий конкурс на обучение по специальности и направлению «Теология», доходящий до 16-18 человек на 1 место. См.: Зубанова С.Г. «Теологам не в чем оправдываться, просто академик В. Гинзбург не знает ситуации на кафедрах теологии в высшей школе» // Официальный сайт Московского Патриархата , раздел «Наука и образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/274983.html.

[3] Принятие Федерального закона РФ от 28 февраля 2008 года №14-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)». Внесение изменений в Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года №12-ФЗ). Внесение изменений в Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Внесение изменений в Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Законом устанавливается возможность получения духовными учебными заведениями государственной аккредитации, подтверждающей уровень реализуемых ими образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов и дающей право на выдачу документа государственного образца, заверяемого печатью такого образовательного учреждения, не содержащей изображения герба России. При этом свидетельство о государственной регистрации не устанавливает государственный статус образовательных учреждений профессионального религиозного образования.

[4] Иларион (Алфеев), епископ Керченский. Православное богословие на рубеже эпох. Изд. 2-е, дополненное. - Киев: Дух i лiтера, 2002. С. 439.

[5] См.: Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово на годичном акте в Московской духовной академии 14 октября 2003 года // БВ. 2004. №4. С.336-341.

[6] Иларион (Алфеев), епископ Керченский. Православное богословие на рубеже эпох. Изд. 2-е, дополненное. - Киев: Дух i лiтера, 2002. С.10.

[7] Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на совещании ректоров духовных школ РПЦ 16.04.2003.

[8] Государственная аккредитация духовных учебных заведений, была определена как стратегическая задача реформы духовной школы Священным Синодом Русской Православной Церкви на заседании 17 июля 2001 года. Эта позиция Священноначалия была поддержана и Архиерейским Собором 2004 года. В Определении «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви» (п. 5) говорится: «Признано целесообразным скорейшее получение духовными школами государственной аккредитации при учете традиций церковного образования». При определении концепции развития образовательной деятельности Хабаровской духовной семинарии ее администрация руководствовалась данными решениями Священноначалия.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / http://www.bogoslov.ru/text/738521.html

Читайте также:

13.12.2014 - 25-26 декабря состоится круглый стол «Современные тенденции в сфере лицензи ...

27.08.2014 - Учебный комитет приступил к реализации проекта «Контроль качества в высших ...

20.09.2010 - В Москве пройдет VI Всероссийский форум руководителей образовательных учреж ...

20.06.2010 - Начал работу официальный сайт Учебного комитета Русской Православной Церкви

15.05.2010 - В Киевской духовной академии состоялось второе заседание комиссии Межсоборн ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 4906


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (42)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930