Опубликовано 14.08.2009 в рубрике  Новостная лента
 

Народный артист России Николай Бурляев: "Только появляется пророк на Руси - его убивают"

На днях в Москве завершился первый экологический кинофорум "Золотой витязь". Проходил он под девизом "Экология души - спасение человечества". Собственно, и сам фестиваль "Золотой витязь", существующий уже 18 лет, занят в основном вопросами душевного спасения - каким видится оно организаторам и прежде всего президенту "Витязя" Николаю Бурляеву. Отчаянный пацан Бориска, взявшийся отливать колокол в "Андрее Рублеве", влюбленный интеллигент Саша из "Военно-полевого романа", сегодня Бурляев для одних - патриот и подвижник, для других - реакционер и мракобес... С ним хочется спорить, но интересно разговаривать. Потому что кино, театр, дети, Россия - любые векторы беседы для Бурляева сводятся в единую точку - точку веры. Духоподъемности героя пыталась соответствовать Елена Ямпольская.  
"Военно-полевой роман" Петра Тодоровского. 1984 год. Пик актерской популярности Бурляева (фото: РИА Новости)"Пятеро детей - один другого лучше"

вопрос: Николай Петрович, хочу начать разговор с того, что нас объединяет. А именно - с нашего общего неприятия фильма Павла Лунгина "Царь"...

ответ: Я пришел смотреть "Царя", потому что мне была интересна трактовка Павла - после "Острова". "Остров" ведь был настоящим поступком... Я заставлял себя оставаться в зале полчаса, хотя можно было уйти через пять минут, увидев непрофессиональную работу Петра Мамонова. На экране, извините, беззубый бомж, а не царь Иоанн Васильевич. Но самое главное - историческая трактовка неверная, уводящая нас от истинного понимания сути и образа Иоанна Грозного. Я категорически не согласен: и народ как быдло, и царь как упырь - все это антиисторично.

в: Абсолютно с вами солидарна. Однако на последнем "Золотом витязе", проходившем в Липецке, Гран-при достался "Тарасу Бульбе" Владимира Бортко. Вам не кажется, что "Бульба" и "Царь" в крайностях своих похожи?

о: Ни в коем случае. Победа Бортко на "Золотом витязе" была единодушным решением руководителей всех шести международных жюри, и я тоже принял этот фильм. Да, он эпический, да, пафосный. Он раздражает нашу элиту, особенно "пятую колонну", которая глядит на Запад и мало гордится собственным отечеством. Причем этот фильм примиряет русское и украинское. Хотя и на Украине были крики: "Богдан Ступка продался москалям!". Но если подняться над мелкими распрями, то Владимиру Бортко - как, кстати, и Наталье Бондарчук с ее новой картиной "Гоголь. Ближайший" - удалось дать единого, неделимого Гоголя. Отпадают все вопросы, кто он есть - украинец, русский? В обоих фильмах он сын единой неделимой русской земли. И я рад, что обе ленты отмечены главными наградами нашего фестиваля.

в: По-моему, именно после "Бульбы" - как и после "Царя" - голова сама поворачивается в сторону Запада. Пугает этот кровожадный патриотизм - бессмысленный и беспощадный.

о: Понимаю, о чем вы говорите. И я могу придраться к "Тарасу Бульбе" как профессионал: в чем перебор, без чего можно было бы обойтись, где артисты плохо играют. Но я прощаю малые огрехи, потому что это эпохально важная работа для сегодняшней России. Я счастлив за детей моих, что они увидели этот фильм - где говорится о подвиге ради Отчизны, о бесстрашии, о наших предках, потому что моими предками были запорожские казаки...

в: У вас ведь много детей?

о: Пятеро.

в: Кому сколько лет? Чем занимаются?

о: Иван - композитор, ему 33 года. Маша - артистка Театра Маяковского. Я был против, чтобы она пошла по актерской дороге, но... Она, кстати, играет в фильме "Гоголь. Ближайший" и, по-моему, лучше всех играет. Для меня было открытием, что у меня такая дочь. (Режиссер фильма Наталья Бондарчук - мама Марии и Ивана Бурляевых. - "Известия".) Георгию восемнадцать лет, поступил на юридический. Илье четырнадцать, учится в православной школе. Дашеньке двенадцать. Все дети очень хорошие. Один другого лучше.

в: Девочка младшая тоже в православной школе учится?

о: Да.

в: Ребята общаются только со сверстниками своего круга, своих взглядов?

о: Да что вы! Со всеми общаются. Они люди XXI века. Кстати, уже четвертый год работают в детском жюри "Золотого витязя". Учатся правильно оценивать искусство. Даже очень строго оценивают. Два года назад Илья был руководителем детского жюри и добился удаления из программы одного словацкого фильма. Говорит: "Пап, что вы нам показываете?".

в: А что там было?

о: А там было всё: мат, девочка, у которой мать проститутка, говорит: "Я вырасту и буду такая же", и так далее. Я поглядел - пришел в ужас. Говорю отборщикам: "Как к нам попал этот фильм?". - "Он на "Кинотаврике" получил премию". - "Вы сами-то его видели?". - "Нет, но мы поверили критикам". - "Да вы что? Где вы работаете?!". Пришлось изъять из конкурсной программы.

в: Наконец-то одобрено преподавание "Основ православной культуры" - или как этот курс будет называться - в средних школах. В каких-то регионах это будет культура мусульманская, иудейская, буддистская... Возникает вопрос: не обострятся ли со временем межконфессиональные проблемы в стране?

о: Конечно, нет.

в: Однако неофиты бывают очень агрессивными...

о: Если начнем жить согласно вере, никаких столкновений не будет. Ни в одной традиционной религии, ни в одной конфессии злоба не одобряется. Везде главное - любовь.

"После Иешуа Га-Ноцри нельзя играть подонков"

в: Вы сейчас мало снимаетесь. Значит ли это, что вы отказались от профессии, которую выбрали еще в детстве?

о: Начнем с того, что я ее не выбирал. Она меня выбрала. Я не хотел быть актером, потому что з-з-заикался. Потом оказалось, что существуют тайны психики человеческой, и актер может заикаться в жизни - Кторов, например, - но, играя роль, не заикается вовсе. У меня именно этот случай.

Летом 1959 года я возвращался из школы домой по улице Горького. Вдруг какой-то молодой человек сделал резкий шаг в мою сторону и сказал: "Ты мне нужен". Начал объяснять, что он заканчивает ВГИК, ищет для фильма такого мальчика, как я. Кино для меня уже было не ново, брат мой к тому времени снялся в шести картинах, я с ним часто бывал на "Мосфильме". Но мне 13 лет. А родители предупреждали, чтобы я на улице ни с какими дядями не разговаривал, они детей воруют. И я спрашиваю: "А документы у вас есть?". Парень показал студенческий билет: "Андрей Михалков-Кончаловский". Он привел меня на съемочную площадку "Иванова детства" - к Андрею Тарковскому и примерно тогда же привез в дом на Николиной горе. Там я познакомился с моим ровесником Никитой, и он стал моим другом - полвека назад...

Но и тогда я не говорил, как заявляют многие актеры, что они отдали бы всю жизнь подмосткам и рады умереть на сцене. Такая доля тесна была для меня. Уже играя в первом фильме, я подсознательно устремился к режиссуре. Примерно в сорок лет, сделав свою авторскую картину "Лермонтов", я вообще утратил вкус к актерству. Перерос актерские амбиции. После "Военно-полевого романа" Петра Тодоровского выдался год, когда у меня было 80 предложений. И все - на главные роли. Я отказался от всех восьмидесяти. Хотя родственники уговаривали: ты же бедный, у тебя же ничего нет...

в: Да, простой вопрос: как семью кормить?

о: У меня есть высшая оценка того, что нужно и не нужно делать в жизни. Этим я обязан Андрею Тарковскому. Он был очень расстроен тем, что после "Иванова детства" и "Андрея Рублева" я начал много сниматься - по пять-шесть фильмов в год. Говорил: "Коля, остановись. Побереги имя свое. Будешь голодать - не играй в том, за что потом будет стыдно"... Были еще "Мастер и Маргарита" Юрия Кары, но этот фильм вообще поставил передо мной преграду. Потому что после образа Иешуа Га-Ноцри играть подонков, генералов КГБ, продающих родину западным олигархам, неприемлемо. Я говорил: перепишите роль, чтобы этот генерал жертвовал жизнью за Россию, тогда я согласен.

в: А как вы рискнули сыграть Иешуа?

о: Да, риск был большой. Я шел к этому практически всю жизнь, в отдельных ролях пробовал элементы грима... Даже думал сам делать фильм - как режиссер - по Евангелию. Обращался к разным духовным лицам с вопросом: "Имеем ли право мы, грешные люди, браться за такие темы?".

в: И что вам отвечали?

о: Как правило, ответ был отрицательный. Но одно духовное лицо, выдающийся русский иконописец мне сказал: "Поскольку есть такой вид искусства - кинематограф, и вы им занимаетесь, и вам Господь определил этот окоп борьбы за душу человека, то вы просто должны это делать"... Что касается "Мастера и Маргариты", сначала Кара предлагал мне роль Ивана Бездомного. Но я ему прямо заявил, что эту роль играть я не буду, она мне глубоко неинтересна. А то, что я могу, и только я - заявил я режиссеру в гордыне своей - сейчас к этому готов, - Иешуа Га-Ноцри. Кара сделал пробу. Проба была столь убедительна, что он переломил волю худсовета. Я опальным был в те годы...

в: Почему?

о: После "Лермонтова". Попал под каток, но это отдельная тема. Ко мне приклеили ярлыки мракобеса и черносотенца. В частности, "Известия" и "Неделя" приложили руку к травле этого фильма... В общем, худсовет объявил: "Бурляев утвержден". Мне позвонили, поздравили, а я в ответ отказался от роли. У них был шок. А во мне боролись страстное желание и понимание, что не должно этого касаться... На первый просмотр я шел с намерением раскритиковать свою работу в пух и прах. Но - не смог придраться ни к чему. На экране был другой человек. Иная пластика, интонации, голос, глаза. Это не я. Я был антенной, проводником... Тем не менее сейчас я бы точно не взялся за эту роль...

в: Взгляд церкви на актерство меняется?

о: Да. Церковь принимает искусство, творчество как опыт обновленного духовного сознания человека. Дело в тебе самом, с чем ты идешь на каждую роль. Мы на театральном форуме "Золотой витязь" ставим перед участниками вопрос напрямую: богоугодное ли дело театр и актерство по природе своей? Вот приехала Алиса Фрейндлих, играла спектакль "Оскар и Розовая дама". То, что она делала, и было ответом на этот вопрос. Да, богоугодное, если Алиса Фрейндлих играет умирающего мальчика, который обращается к Господу с письмами-посланиями.

в: Многие ли из российских актеров на тему богоугодности своей профессии задумываются и по этому поводу переживают?

о: Трудный вопрос. Но я полагаю, что многие. Как у Державина: "... Но сам собой я быть не мог. / Твое созданье я, Создатель! / Твоей премудрости я тварь, / Источник жизни, благ податель, / Душа души моей и царь! / Твоей то правде нужно было, / Чтоб смертну бездну преходило / Мое бессмертно бытие; / Чтоб дух мой в смертность облачился / И чтоб чрез смерть я возвратился, / Отец! - в бессмертие твое...". Это ощущение есть у каждого человека. Просто кто-то уже понимает, что он верит, а кто-то еще в процессе...

"Меня обвиняли, будто я антисемит"

в: Вам, человеку, который часто и открыто говорит о принадлежности к православию, о своей "русскости", бывает тяжело в общении? Вы упоминали историю с "Лермонтовым", однако не секрет, что и сейчас многие держат вас за черносотенца...

о: Уже меньше. Очень трудно приклеивать то, что не приклеивается. Меня обвиняли, будто я чуть ли не антисемит. Это оружие, кстати, мощное - приклеишь, и всё, русские люди тебя чураются. Господи, да о чем речь?! В нашем фестивале "Золотой витязь" участвует Израиль, мы уже три года отбираем их лучшие фильмы...

Я по сути человек замкнутый, мне бы жить одному где-нибудь в келье. Только почему-то жизнь все время бросает на передовую. Но общаться мне не трудно, нет. Я всех люблю. Правда, к врагам пока отношусь не по-христиански.

в: Кого вы называете врагами?

о: Тех, кто думает, что они мне враги. Я-то понимаю, что мы все находимся в процессе бытия...

в: Тогда в чем выражается "нехристианское отношение"?

о: Есть прекрасное изречение митрополита Филарета: "Любите своих врагов, уничтожайте врагов отечества, гнушайтесь врагами Божиими". Здесь очень важный водораздел, понимаете?

в: Надеюсь, вы не причисляете к врагам Божиим всех неправославных?

о: Нет, естественно. Они тоже верят в Бога, проходят свой путь, тут уж что сделаешь? Но спасутся только православные.

в: Откуда у вас такая твердая вера?

о: Ну, извините, мне 63 года. Как всякий интеллигент, я изучал в жизни разные религии. Меня тоже бросало в крайности. Чего только не было: и дзэн-буддизм, и Блаватская, и хатха-йога... Все искали. И Тарковский искал...

в: Про Тарковского робею вас спрашивать...

о: Н-не робейте.

в: Недавно пересматривала "Андрея Рублева", и вдруг возникло чувство, что этот фильм снят совершенно неверующим человеком. Вся история - исключительно о зависти к большому художнику, о том, как его травят, как ему мешают работать. То есть фильм, по-моему, эгоцентричный, с огромной плотностью личной обиды и личных особенностей характера, которые, увы, стали всеобщим достоянием после публикации дневников Тарковского...

о: Вы знаете, я тоже в разные годы по-разному оценивал этот фильм. Первый раз он мне не понравился вообще - затянут, зачем эта кровь, зачем режет горло, коровы зачем горят, кони падают... Но потом, год за годом... Я сейчас попробую вам ответить. Ведь мы все из атеистического времени. Все крещенные в детстве - и Андрей, и я, но мы не жили по Закону. Он практически сделал первый шаг - столь объемным произведением выводя и себя, и Россию на эту дорогу. Я общался с Бертолуччи, Ангелопулосом, Кустурицей, Вайдой, Занусси. Все говорят об Андрее, что он - режиссер номер один. Он стал Андреем Первозванным не только для российского, но для мирового кинематографа. Он первым начал через экран возводить душу - и собственную, и всех, кто смотрел его фильмы, - к высшим сферам.

Путь Андрея - это путь из атеизма к Господу. Я говорил всю жизнь, и когда еще был жив Андрей и когда его не стало, что он человек верующий. Но доказать это не мог. То, что он на съемках "Рублева" повесил мне на шею крестик - первый в моей жизни, так то игровой был крестик, реквизитный. О Боге мы с Андреем никогда не говорили. Это вроде как было неактуально, тема не из нашей атеистической жизни. Но потом я стал по крупицам отыскивать подтверждения. И то, что он, уходя с кладбища, когда похоронил мать, оглянулся и перекрестил могилу... Далее, одна из его последних записей в дневнике: "Боже! Чувствую приближение Твое. Чувствую руку Твою на затылке моем. Потому что хочу видеть Твой мир, каким Ты его создал, и людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их. Люблю Тебя, Господи, и ничего не хочу от Тебя больше. Принимаю всё Твоё, и только тяжесть злобы моей, грехов моих, темнота низменной души моей не дают мне быть достойным рабом Твоим, Господи! Помоги, Господи, и прости!". Тарковский искал Бога всю жизнь.

"Бондарчук сказал: "Я знаю, кто убил Шукшина"

в: Вы ездили на Алтай праздновать 80-летие Василия Шукшина?

о: Нет, к сожалению. Не получилось. Но мы отметили эту дату в рамках "Золотого витязя" в мае, провели вечер памяти и удостоили посмертно высшей награды - Золотой медали С.Ф. Бондарчука за выдающийся вклад в кинематограф. Ее получала дочь - Ольга Васильевна Шукшина. Был потрясающий вечер - с оркестром, с участием актеров, которые имели отношение к творчеству нашего классика, удивительной русской личности. Очень важно, чтобы мы помнили апостолов нашей культуры.

в: Насколько мне известно, вы часто говорите о том, что Шукшин не умер естественной смертью, но был убит. И ссылаетесь на Сергея Бондарчука.

о: Когда я делал фильм о Лермонтове, я сказал Бондарчуку: "Удивительная закономерность: как только поднимается пророк на Руси, его убивают. Пушкин. Лермонтов... Двадцатый век: Есенин, Маяковский. Игорь Тальков, убитый на эстраде. Почему-то только в это сердце стреляли. Вся наша пошлая эстрада тащит страну на дно, а стреляли именно в этого человека, по чьим песням молодежь заново открывала Россию... А Высоцкий?! Медик, делавший вскрытие, говорил, что такое могло быть только от яда...". И вдруг Сергей Федорович говорит: "А Шукшин? Это тоже убийство, и я знаю, кто его убил".

в: И кто же?!

о: Я спросил. Он не ответил.

в: Но зачем могло понадобиться убивать Шукшина? Дважды лауреат Госпремии, орденоносец, он в диссидентах не ходил.

о: Не знаю. Это версия. Не подтвержденная, но об этом многие говорят. Ему не дали сделать "Разина" - фильм по роману "Я пришел дать вам волю". Помню, я был у тогдашнего руководителя Госкино Ермаша - по поводу моего "Лермонтова", но тогда же поднял вопрос о запрещенной им работе Глеба Панфилова "Жизнь Жанны д'Арк". И нечаянно надавил Ермашу на больную мозоль. Говорю: "У Глеба потрясающий сценарий. Не дайте, чтобы получилось, как с Шукшиным". Тот аж поднялся с кресла: "Ладно, ты лучше думай о своем Лермонтове! Тоже мне, ходатай!".

"Я пришел дать вам волю" - первая книга в моей жизни, над которой я плакал. Такое у меня было еще только раз - когда читал сценарий "Военно-полевого романа". Попадание прямо в сердце.

в: Тут мы с вами не совпадаем...

о: Так вы не казачка, видать?

в: Видать, нет.

о: А я казак, и мне это близко. Чиновники обокрали Россию, не дав появиться "Разину". Ох, какой был бы фильм! Здесь больше, чем конкретный исторический персонаж. Здесь Шукшин дал Русь, ее дух, ее волю. Кстати, я "Лермонтова" озаглавил первоначально "Сын вольности".

в: А что такое для вас воля?

о: То, что чувствуешь от рождения, то, что чувствует твоя душа. Воля как свобода и воля как Божий инструмент для правильной жизни.

в: Говорят, воля опасна в России, она здесь превращается в бесчинство.

о: Добрая воля - благо для России.

в: А где ее взять - добрую-то? Не у Разина же с Пугачевым.

о: Например, у меня добрая воля...

в: Тогда, Николай Петрович, последний вопрос. Он - к вам, но и к самой себе в той же степени. Потому что люди мы, как выяснилось, во многом тактически расходящиеся, но стратегически движущиеся в одном направлении. Итак, мы знаем за собой определенную правоту. Знаем - или чувствуем, что истина - в православии. Мы не станем смотреть фильмы про геев, более того - постараемся выкинуть их из любой программы, если, конечно, сможем. У нас есть основания полагать, что в расколе внутри Союза кинематографистов правда на стороне Михалкова. И так далее. Но не получится ли, что благодаря нашим выступлениям, нашей уверенности в собственной правоте кого-то опять начнут сажать за сексуальную ориентацию?.. Или - раньше преследовали верующих, а теперь начнут преследовать атеистов?.. Мы с вами вреда не причиним?

о: Мы с вами - нет. Правота не должна навредить, она должна помочь.

в: Но мы можем кого-то спровоцировать на резкие действия...

о: Что касается голубых, надо ограничить беспредельные права в демонстрации данной патологии по телевидению. Угодно грешить – пожалуйста в подворотню. Зачем втягивать всю страну в этот патологический омут? Зачем нам этим любоваться? Теперь по поводу атеистов. Никто их преследовать не будет, потому что вера православная терпима и терпелива, она гармонична, она принимает всех и вся, она понимает, что все в процессе бытия, что и атеистов - в том числе нобелевских лауреатов - возможно, осенит озарением Божиим... Добро, исполненное любви, не принесет вреда Отечеству. Поэтому не надо пугаться ни "Основ православной культуры", ни Михалкова в СК. Он творит благо, он государственник, патриот. Ну, зачем травить его, как Бондарчука? Помню, я однажды приехал к Бондарчуку, он говорит: "Ты читал?" - и показывает мне газетную статью. Я успел ее прочитать. Там прикладывали нас обоих. Но я-то молодой еще, у меня есть время, я понимаю: правда за мной, все равно выиграю. А Сергей Федорович вдруг говорит: "Знаешь, я это читал в воздухе, когда летел в Осло на премьеру фильма, и у меня была одна мысль - открыть люк и выйти". Затравили. Хотят и Михалкова так же? Мы не дадим!

в: Теперь уже я на правах следующего поколения поддержу: правда за нами, все равно выиграем. Но тем более: не боитесь, что нашей правдой кто-то воспользуется, дабы начать гонения - на врагов Михалкова, на врагов православия, на врагов русского народа?..

о: Абсолютно не боюсь. Поправим, если что.

в: Каким образом будем поправлять?

о: А вот так же - открыто. Общественное мнение-то есть.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 3079


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (23)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031