Опубликовано 26.01.2012 в рубрике  Новостная лента
 

Доклад заместителя Министра образования и науки Российской Федерации М. В. Дулинова на Открытии Рождественских чтений


23 января 2012 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Максим Викторович Дулинов в ходе Торжественного открытия ХХ Международных Рождественских образовательных чтений приветствовал участников Чтений от имени Министра образования А.А.Фурсенко, находящегося в рабочей поездке с главой Правительства, и выступил с докладом.
 
Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые участники Чтений!

Задача воспитания самостоятельного, ответственного, творческого человека, социально-педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина России становится сегодня важнейшим государственным и общественным приоритетом. От ее решения непосредственно зависит дальнейшее успешное социально-экономическое развитие нашей страны. Не раскрыв духовный мир человека, мы не изменим ни общество, ни государство, существенно не улучшим и состояние экономики.

Современная экономика — это, прежде всего, люди, их образование, профессионализм, трудолюбие, ответственность, материальные и интеллектуальные возможности, духовные ценности и социальные приоритеты. Ее основная движущая сила – человеческий капитал -готовность человека инвестировать свои знания, опыт, силы и время в реальное дело, значимое для него самого, его семьи, общества, народа.

Сегодня мы проводим уже XX – юбилейные Рождественские чтения. Все они посвящены главному в нашей жизни – воспитанию детей и молодежи, сотрудничеству в этом Церкви, общества и государства. Воспитание молодого поколения становится общенародным делом. В нем объединяются усилия государственной власти, науки, культуры, религиозных общин, всех слоев нашего общества. Отдельно хочется отметить значение Русской Православной Церкви в организации и проведении Рождественских чтений, которые являются основной площадкой для постоянного государственно-общественного диалога.

Кроме того, многолетнее сотрудничество государства, общества и Церкви, воплощается в конкретных делах. Это поддержка детей-сирот, детей-инвалидов, подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Активное участие Церкви в судьбах таких детей происходит через организацию православных детских домов, подготовку граждан, желающих взять сирот на воспитание. Большое социально-воспитательное значение имеет система православных школ, дополнительного образования, олимпиадного движения школьников, преподавание в регионах учебных курсов по основам православной культуры, профессиональная и духовная поддержка педагогов, проведение всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми «За нравственный подвиг учителя». Все это – реальные формы приобщения детей и молодежи к духовным основам родной культуры, помощи им в обретении нравственных ориентиров, истинных ценностей современной жизни, гармонизации отношений между поколениями, учителями и школьниками.

Пожалуй, самыми заметными, социально-значимыми формами педагогического соработничества Церкви и государства последних лет стали работа по включению в школьную программу нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и обсуждение проекта нового закона «Об образовании в Российской Федерации».

По результатам обсуждения в проекте нового федерального закона, который сейчас представлен на сайте Министерства, предусмотрена отдельная статья, регулирующая особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации и особенности получения теологического и религиозного образования.

По инициативе Святейшего Патриарха и предложениям других духовных лидеров нашей страны Президентом России было принято решение о введении в школе комплексного учебного курса, состоящего из 6 учебных модулей. В 2010 – 2011 годах прошла его апробация в 21 субъекте Российской Федерации. Мы помним, как высок был уровень тревожности в обществе, слышны были голоса о введении религии в школы, о конфессиональном разделении школьников и вероятных на этой почве конфликтов между ними, ироничными были высказывания об отдельных уроках воспитания.

Факты сегодня говорят сами за себя. За два года апробации нового учебного курса, в которой приняли участие около полумиллиона школьников, не произошло ни одного конфликта, связанного с его изучением. Новый предмет оказался полезен детям, понятен учителям и родителям, независимо от религиозных убеждений. 98% учителей положительно к нему отнеслись. 81% школьников выразили твердое желание продолжать изучение курса. Более половины опрошенных родителей уверены, что его изучение оказывает положительное влияние на нравственное состояние их детей, формирует у них культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России.

Мы не только не разделили школу, но заметно сплотили школу, семью и общество. Одним из важнейших результатов преподавания нового предмета стало то, что дети и родители начали обсуждать его содержание, говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, о человеческой жизни и социальных отношениях.

С 1 сентября 2012 год курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет введен во всех общеобразовательных школах Российской Федерации. Учитывая пожелания учителей и родителей, он будет изучаться в течение всего 4 класса из расчета 1 час в неделю.

Изучение основ православной культуры как неотъемлемой части отечественной и мировой культуры имеет большое значение для сохранения исторической памяти, укрепления исторического сознания российского народа, его духовной и социальной консолидации.

Сегодня этот вопрос становится ключевым. 2012 год указом Президента Российской Федерации объявлен годом российской истории. Российская история — это не только набор фактов, а, прежде всего, смыслы, ценности и идеалы, ради которых люди жили и умирали, которые мы разделяем сегодня, которые объединяют прошлые, настоящие и будущие поколения граждан в единый российский народ.

Год российской истории должен напомнить нам о том, что истоки зарождения нравственности и морали – в великом героическом прошлом России. Это и ратные подвиги языческих киевских князей: Игоря, Святослава, Владимира Святославовича. И подвиги уже православной Киевской Руси: Владимира Великого, Владимира Мономаха, оставившего после себя нравственное поучение потомкам, не утратившее своего значения и сегодня. Нельзя обойти стороной подвиги самопожертвования святых князей Бориса и Глеба, ратные победы святого Александра Ярославовича Невского на северных рубежах нашей родины, поле Куликово с нравственным наставлением отца Сергия Дмитрию Донскому.

Значение преподобного Сергия Радонежского в российской истории также отмечено на самом высоком государственном уровне – в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях сохранения культурных и нравственных ценностей, укрепления духовного единства российского народа в 2014 году будет широко отмечаться 700-летие со дня рождения преподобного отца Сергия с проведением праздничных мероприятий.

В истории России было еще много ратных подвигов, которые подкреплялись духовной основой и нравственной подоплекой. Это борьба русского народа против польских захватчиков, военные подвиги Петра I, великих русских полководцев Суворова и Кутузова, героические сражения Отечественной войны 1812 года. И, конечно же, нельзя забывать военные подвиги современной истории – битвы Великой Отечественной войны.

Говоря о просвещении молодежи и нравственности необходимо отметить значение великой русской литературы, с которой знакомятся школьники. Бесценны такие литературные источники, как Жития святых, «Слово о полку Игореве», «Повесть о Евпатии Коловрате». Как бы ни менялись эпоха и политический строй, нравственные начала всегда оставались ключевыми в русской литературе, о чем свидетельствуют произведения Льва Толстого, Пушкина, Лермонтова и других классиков и современников.

Также немаловажным истоком нравственности является народное творчество, эпос и, конечно же, русское искусство.

Таким образом, говоря сегодня о введении нового предмета в школьную программу, мы должны уже задумываться в дальнейшем об интеграции предмета в целом и отдельных его модулей, в том числе, основ православной культуры, с другими гуманитарными дисциплинами -историей, литературой, обществознанием, художественной культурой. Современное школьное гуманитарное образование должно воссоздавать российскую и мировую культуру в единстве и взаимном влиянии всех ее компонентов – науки, искусства, религии, социальной жизни людей. Только таким способом мы можем сохранять отечественную культуру в неискаженном виде, через образование и просвещение передавать ее новым поколениям.

Таким образом, мы можем предложить обществу понятную и стройную систему гуманитарного образования в целом и той ее части, которая отвечает за изучение основ православной и других религиозных культур. Начальная школа – 4 класс – пропедевтическое изучение основ православной культуры, предусматривающее общее знакомство с православием. Основная школа -системное изучение основ православной культуры в течение ряда лет, в интеграции с другими гуманитарными дисциплинами и религиозными культурами, как духовной традиции, оказавшей огромное влияние на культурно-историческую жизнь России.

В настоящее время соработничество Церкви, государства и общества выходит на новый уровень, воспитание становится, без преувеличения, общенациональным делом. Основанием для этого являются новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. По ним уже начала работать начальная школа.

Стандарты предусматривают, что каждое образовательное учреждение в рамках установленных государственных требований разрабатывает и реализует программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Такая программа имеет комплексный характер, включает в себя учебную, внеучебную, внешкольную деятельность, осуществляется во взаимодействии школы, семьи, общественных и религиозных организаций.

Стандарты переводят соработничество Церкви, общества и государства на уровень школы, действующего рядом с ней церковного прихода, конкретного культурно-территориального сообщества граждан. Представители традиционных для нашей страны религиозных организаций – православных, исламских, буддийских, иудейских – получают возможность в рамках внешкольной работы и в строгом соответствие с установленной стандартом системой государственных требований вместе с педагогами активно участвовать в воспитании школьников.

Здесь в качестве примера можно отметить совместную работу Министерства образования и науки Российской Федерации с Синодальным Комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством над Примерной программой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах, типовое положение о которых было принято летом 2011 года. Направленность и содержание воспитания и социализации обучающихся в кадетских казачьих корпусах осуществляется в контексте общих задач возрождения казачества и модернизации современной России, в соответствии с духовными и культурными традициями казачества, на основе православных духовных идеалов и традиционных нравственных ценностей, с учетом условий современной жизни. Владыка обозначил направление движения.

В педагогическом процессе помимо педагогического коллектива казачьего кадетского корпуса принимают активное и согласованное участие казачье общество, приходы Русской Православной Церкви, семьи обучающихся, педагоги учреждений дополнительного образования, представители культуры и спорта, воинских частей, общественных организаций гражданско-патриотической направленности, иные граждане, заинтересованные в возрождении казачества и России.

Говоря о других формах совместной социально-педагогической деятельности школы и церковных приходов можно отметить также: социальное служение, помощь сиротам, детям с особыми потребностями, пожилым людям, организация и проведение государственных, религиозных, народных праздников, охрана родной природы, святых и памятных мест, участие в восстановлении храмов и монастырей, исторических и культурных памятников, изучение и сохранение духовного наследия родного края, экскурсионная и паломническо-туристическая деятельность, проведение творческих конкурсов, православные лагеря и многие другие.

Воспитывают не слова, а конкретные дела, живое участие ребенка, подростка, молодого человека в настоящем, социально значимом деле. Педагогический результат от него возрастает многократно, если совершается оно вместе со взрослым человеком духовного знания, посвятившим свою жизнь служению христианским идеалам.

Совместное обсуждение и принятие документов составляют нормативно-правовую основу соработничества Церкви, образовательных учреждений, общественности. Государство готово и в дальнейшем усиливать поддержку этой деятельности. Напомню в этой связи мысль Владимира Владимировича Путина из его статьи «Россия сосредотачивается»: «Перед нами стоит еще один вызов. За общими фразами о согласии и пользе благотворительности открываются недостаточный уровень доверия людей друг к другу, нежелание заниматься общественными делами, заботиться о других, неумение подняться над частными интересами — это серьезный и застарелый недуг нашего общества.

Но и здесь за последние годы ситуация стала постепенно меняться. Граждане все чаще не ограничиваются справедливыми требованиями к власти, а сами берутся за множество прозаичных, но очень нужных дел: благоустройство дворов, забота об инвалидах, помощь нуждающимся, организация досуга детей и многое другое.

С 2012 года государство станет помогать таким начинаниям: на федеральном уровне и во многих регионах приняты программы поддержки социально ориентированных негосударственных некоммерческих организаций. В дальнейшем мы значительно увеличим масштаб таких программ».

Стоит напомнить, что по вопросу финансирования негосударственных образовательных учреждений в конце 2011 года Государственной Думой Федерального собрания 6 созыва был принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания содействия гражданам в получений образования в негосударственных образовательных учреждениях».

Уважаемые участники Чтений! Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, моральное оздоровление нашего общества, его консолидация на основе культурного наследия, отечественных духовных традиций, общенациональных задач становится важнейшим условием развития инновационной экономики и социокультурной модернизации общества. Духовный мир человека открывает наше будущее. Ценностные отношения каждого из нас к собственной жизни, к другим людям, к детям, к своей семье и к своей стране определяют меру наших возможностей. Соработничество Церкви, государства и общества, осуществляемое в конкретной школе, селе, городе, проявляемое в общественных делах и личных поступках создает новое качество нашей жизни и нашего общества.

Благодарю за внимание!

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 2424


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930