|
||||
Богословием займутся архиереиСреди современных российских архипастырей богословы встречаются не часто, большинство из них слишком заняты административными вопросами. Вероучением занимаются как правило миряне и священники, оказываясь «лидерами мнений» в церковной печати и составляя фундамент церковной науки. «Тут нет никакого умаления голоса профессионалов патрологов, историков, богословов, — считает один из самых ярких церковных публицистов протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской Академии и член Синодальной богословской комиссии. —Я думаю, что такое переподчинение не повредит уровню соборных решений. Наш епископат уважительно относится к трудам богословов мирян, к авторитету членов Синодальной богословской комиссии и готов к ним прислушиваться». Как трибуна Архиерейский собор больше подходит для богословских споров, убежден отец Андрей: «Поместные соборы собираются редко. Невозможно предсказать, когда будет созван следующий, какова будет его повестка дня? Может быть он снова соберется только для выборов нового патриарха, и в этой обстановке обсуждение отвлеченного богословия бывает немножко неуместным». К тому же, если стоит вопрос о принципиальных догматических решениях, как подчеркивает протодиакон, этот решения лежат в компетенции даже не Поместного собора, а собора Вселенского. Доктор церковной истории и доцент Православного Свято-Тихоновского университета свящ. Георгий Ореханов в целом согласен с отцом Андреем. Догматические вопросы в древней Церкви, решали архиереи, а не миряне, именно они участвовали в древних соборах, подчеркивает он. «История Церкви оправдывает логику предложенных поправок к Уставу, — говорит отец Георгий. — Дело в том, что миряне могли участвовать в соборах митрополичьих округов, но, как правило, эти соборы рассматривали только административные и канонические вопросы. Что же до экспертного уровня, дело в том, что и святитель Николай Чудотворец и святитель Спиридон Тримифунтский не были философами или богословами в академическом смысле этого слова, но их мнение на соборах было решающим. Архиереи представляют мнение Церкви, хотя на подготовительном этапе они и могут пользоваться помощью ученых-богословов. Но принципиальное решение принимать должны именно архипастыри, как это, кстати, всегда было, например в РПЦЗ. Я лично считаю эту практику правильной». Поправки о передаче «богословских» функций архиерейскому собору могут быть приняты уже на ближайшем архиерейском соборе, так как только архиерейский собор по церковному законодательству имеет прерогативу вносить изменения в церковный Устав. Кроме того, Межсоборным присутствием для общецерковной дискуссии в конце мая были представлены и другие документы, такие как: «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых», «Проект «Положения о монастырях и монашествующих», «экологическая концепция» и «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции». Последний документ занимает умеренную позицию соглашаясь, что «по отношению к малолетним правонарушителям необходимо применять не карательный, а реабилитационный подход с привлечением квалифицированных психологов и педагогов», и в то же время транслируя опасения «анти-ювенальщиков», частично повторяя их традиционные аргументы. Небезынтересным стал и проект документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности». Призванный поставить точку вокруг вопроса об ИНН, будущее человечества он рисует в неожиданно мрачных тонах. О «печати антихриста» в документе не говорится, но высказывается озабоченность развитием технологий электронного слежения за индивидом, способных существенно ограничить его свободу. Отсутствие богословской проблематики в документе вопрос принципиальный: «Я давно предлагал разделить эту дискуссию на богословскую и светскую, — говорит отец Андрей Кураев. — В области богословских страхов я тут предмета для споров не вижу: никакая технология отнять свободу не может, если свобода дарована Богом. Если свобода дарована конституцией, президентом, директором школы или товарищем сержантом, то конечно, такая земная свобода, она может быть земными инстанциями и ограничена. Церковь может высказываться на эту тему, пусть это и не богословский вопрос, но раз он касается вопроса достоинства личности, а стало быть, не безразличен и нам».
Образование и Православие / Дмитрий РЕБРОВ, журнал "Нескучный сад" |
||||
|
||||
|
Всего голосов: 2 | |||
Версия для печати | Просмотров: 1906 |