|
||||
Интервью с игуменом Киприаном (Ященко)Valaam.ru: – Кому такое образование необходимо в первую очередь? Игумен Киприан (Ященко): – В идеале богословские знания в том или ином виде должен иметь всякий монах. Но особенно важно это для священномонахов, а также тех, кто только встает на иноческий путь. Полезно было бы ставить условие: окончи семинарию – а уж потом приходи в монастырь. Ведь тот, кто ищет монашеского звания, должен знать, что его ждет. В Троице-Сергиевой лавре долгие годы так и делали: принимали лишь тех, кто прошел школу семинарии или МДА. Да и до революции в России существовали монастыри, где даже в послушники не записывали, не удостоверившись, что человек знает хотя бы близко к тексту Евангелие и Псалтирь. Пожалуй, имеет смысл потихоньку вводить подобные базовые требования к современным послушникам. Valaam.ru: – Насколько доступно сегодня монашествующим богословское образование? Игумен Киприан (Ященко): – Теоретически любого монаха, который изъявляет желание поступить в духовную школу, должны отпускать на учебу. Но иногда человек исполняет такое послушание, что его некем заменить. Возникает необходимость эффективно использовать дистанционные формы образования. Чтобы монах мог, не покидая монастыря, прослушать курс лекций, проконсультироваться онлайн со специалистами. Для монашествующих нужна особая образовательная среда. И преподавателями здесь должны быть не «пиджачники», а те, кто имеет личный опыт монашеской жизни и непосредственно знает, что необходимо монахам. Существуют электронные университеты, в которых обучается огромное количество людей, вплоть до нескольких миллионов человек. И техника позволяет держать каждого студента под прозрачным контролем – что он делает, что читает, каковы плоды постижения тех или иных знаний. Имеет смысл и нам создать аналогичную систему – подведомственную не только Санкт-Петербургской духовной академии, но и другим духовным школам, совместно с мужскими и женскими монастырями и даже, может быть, отдельными отшельниками. Недавно на Афоне мы встречались с русскими монахами, которые там живут и хотели бы, не спускаясь со Святой горы, получить богословское образование. Они очень интересовались тем, как это будет выглядеть: чистая схоластика, натаскивание на тексты – или живая попытка приобретения опыта рассуждения по важнейшим проблемам свободы и необходимости. Нужно направленное создание такой виртуальной системы, чтобы можно было получить не только элементарные основы богословия, а приобрести специализацию, повысить свой уровень или пройти переквалификацию. По сути, речь о системе непрерывного монашеского образования в течение всей жизни. Чтобы можно было, например, поучаться у старцев, которых в мире не так уж много, проводить международные семинары и обсуждать важнейшие проблемы духовной жизни, обмениваться опытом. Монашествующие бывают разные: от новоначальных – послушников и кафтанников – до людей, которые давно живут высокой духовной жизнью, но формально не имеют соответствующего образования. Старец Паисий Афонский, как известно, окончил всего два класса школы, но за благословением и советом к нему ездили и профессора богословия. Это свидетельствует о том, что личный опыт евангельской жизни может оказаться не только равносильным, но и даже более ценным, чем изучение теории по книгам. Не уверен, что стоит понуждать таких людей заканчивать семинарию. Может быть, для них нужен некий комплексный экзамен, собеседование, позволяющее им подтвердить высоту, широту и правильность своих богословских знаний. Valaam.ru: – Что уже делается для создания такой системы духовного образования? Игумен Киприан (Ященко): – В Московской, Санкт-Петербургской и Киевской духовных академиях, на Высших богословских курсах при МПДА начали разрабатывать учебные пособия. Организовать дистанционное обучение возможно на базе Сретенской семинарии, которая и создавалась для монашествующих (на практике все сложилось не совсем так, но и семинария, и сам Сретенский монастырь все же играют роль некоего флагмана духовного просвещения). На последних Рождественских чтениях был остро поставлен вопрос о создании общей электронной библиотеки духовной литературы. По отдельности ни одно церковное образовательное учреждение, ни один синодальный отдел эту работу не осилят. Наполнение такого хранилища – задача всех заинтересованных структур, а координатором могла бы выступить Российская государственная библиотека. Конечно, в этом электронном собрании должны быть и учебники, и книги о монашеском делании и о различных традициях монашества – чтобы инок мог ознакомиться с многообразием путей, а уже затем углубиться в тот, которого придерживаются в конкретной обители. Надо сказать, что далеко не все монастыри, особенно женские, имеют правильный уклад. Кое-где ситуация совсем сложная. В таких обителях возникает впечатление, что «ключ» к истинно евангельской жизни потерян: все духовные проблемы пытаются разрешить через послушание игумену или игуменье, которые сами, может быть, не совсем личностно восприняли христианскую и монашескую традицию. Это настоящая беда – насельники находятся в положении «спасайся, кто как может», получают духовные ожоги и травмы. Наверное, было бы полезно, если бы синодальная комиссия по монастырям выработала рекомендации о том, как монашествующим найти некий «царский путь», дабы духовное образование действительно послужило их просвещению.
Образование и Православие / Татьяна Ткачёва, Сайт Валаамского монастыря |
||||
|
||||
|
Всего голосов: 0 | |||
Версия для печати | Просмотров: 2100 |