|
||||
Неспособность к свободеБлаговоспитанность и вежливость — это не устаревшие и вызывающие насмешку добродетели давно прошедших эпох, это непременное условие мира и свободы. Свободы прежде всего, потому что там, где люди необузданны и грубы, единственное, что способно поддержать мир и обеспечить хоть какую-то безопасность — это суровое государство. Благовоспитанность граждан является необходимым условием свободы; к буйным хамам приходится приставлять сурового полицейского с крепкой дубиной, люди кроткие и воздержанные в этом не нуждаются. Людям благоразумным и воспитанным в голову не придёт наносить своим ближним тяжкие оскорбления — непристойно браниться в храмах или глумиться над почитаемыми религиозными фигурами. Просто потому, что цивилизованные люди себя так не ведут. Им не нужно, чтобы над ними стояло государство и принуждало их к этому. Но свобода — очень хрупкая и уязвимая вещь. Бывают люди, у которых внутренние ограничения не развиты, и которых может удержать от зла только внешнее принуждение. Не видя такого принуждения, они с радостью провоцируют конфликты и оскорбляют своих ближних — по разным мотивам. Кто-то жаждет внимания, кто-то — денег, большинство — того и другого, кто-то движим вполне бескорыстной злобой и презрением к другим людям. Более того, провозглашается принципиальное, идейное нежелание поддерживать мир и уважать своих ближних. В качестве «свободы» постулируется именно свобода бесчинства и провокации; в качестве «прав человека» провозглашается только одно «право» — право гадить своим соседям. Парадоксальным образом, носителями продвинутой цивилизации объявляют себя именно люди, тяжело одичавшие, творческими («креативными») — люди, совершенно творчески бесплодные, а борцами за свободу — люди, неспособные жить в условиях свободы. Когда свобода таким образом употребляется во зло, государству, в целях поддержания мира, приходится сужать ее границы. Это печально, от этого сужения неизбежно страдают не только сами провокаторы, но и вполне мирные люди, по которым эти меры ударяют косвенно. Но провокаторы ставят государство перед жёстким выбором — или они успешно доводят дело до насилия и крови, или государство принимает меры к тому, чтобы их остановить. Требование свободы хамить и провоцировать есть требование, неизбежно ведущее к ограничению свободы. Когда видеохостинг отказывается удалить оскорбительный ролик, журналы печатают хамские карикатуры, поп-звезды выступают в поддержку плясок в храмах, это не борьба за свободу. Это борьба против свободы. Это воззвание к государству — «посмотрите, какие мы бессмысленные дикари, неспособные уважать своих ближних и жить в мире! Если нас не принуждать рукою крепкою, мы живо сбросим общество в состояние войны всех против всех». Это весьма печально, что многие у нас неспособны вести себя прилично и благовоспитанно без принуждения со стороны государства. Но мы имеем то состояние нравов, которое имеем, и государство должно поддерживать мир в тех условиях, которые есть. Для свободы нужны люди, способные жить в условиях свободы — ответственные граждане, которые ведут себя прилично и хранят мир. Те, кто требуют себе свободы провоцировать и оскорблять, увы, такими гражданами не являются. Они неспособны к свободе. И как-то обуздать их по закону — значит сохранить максимум свободы, который возможен при текущем состоянии нравов.
Образование и Православие / Сергей Худиев, газета "Радонеж" |
||||
|
||||
|
Всего голосов: 1 | |||
Версия для печати | Просмотров: 1798 |