Опубликовано 11.12.2012 в рубрике  Новостная лента
 

Культура бескорыстия как главный принцип изменения мира


Люди в мире глобализации страдают от одиночества, страха и неуверенности в будущем. Причина этого страха из-за отсутствии в человеке милосердия и бескорыстия. Стать бескорыстней, милосердней помогаю те, кто беднее нас. Сострадание к их бедам, искренняя помощь, не требующая ничего взамен делает нас счастливей, т.к. в этом человеку открывается Господь. Поэтому бескорыстие – это инвестиция в сегодняшний мир, считает президент Общины святого Эгидия Марко Импальяццо, доклад которого "Культура бескорыстия в эпоху глобализации" услышали участники III международной конференции "Церковь и бедные. Православные и католики в служении милосердия".
 
Говоря об одиночестве, страхах и неуверенности, которые переживают сегодня люди во всем мире, президент Общины святого Эгидия Марко Импальяццо сослался на франко-болгарского философа Цветана Тодорово, английского социолога Зигмунта Баумана и французского социолога Алена Турэна. Эти ученые утверждают: причина страхов в том, что люди эпохи глобализации часто оторваны от корней, потеряны. В современном обществе "потребитель преобладает над гражданином, ослабло восприятия себя как нации, существует кризис народного представительства и политики". Следствием глобального переустройства мира с ослабленными границами стал индивидуализм, ослабивший социальные и общинные связи и искоренивший массовые движения, типичные для ХХ века. В нем господствует чувство неуверенности перед лицом идущих издалека проблем, будь это финансовые кризисы, наплыв мигрантов и другие явления. Однако никогда в истории мир не был столь безопасным. И Бауман приходит к выводу: "сегодняшняя неуверенность похожа на ощущение, которое испытали бы пассажиры самолета, узнав, что кабина пилота пуста…". "Автор имеет в виду отсутствие общего плана действий, который частично был у идеологических систем до 1989 года, или же о повседневности жизни, открытой холодным ветрам мира без границ", - пояснил профессор Марко Импальяццо.

В современной общественном формации, которую основатель общины святого Эгидия Андреа Риккарди назвал "диктатурой материализма" (имеется ввиду не идеологический материализм, но обычай, широко распространенный в обществе) люди окружили себя парадоксами. Они хотели бы жить вечно, но боятся старения больше всего, и в результате желают себе короткой жизни! Превозносят внешнюю красоту, но разрушают природу! В сильном с научной и технологической стороны мире живут психологически хрупкие люди, которые хвалятся тем, что современные, но боятся будущего!

Что делать, чтобы найти человечный путь, где человек со своими решениями и своим выбором может еще влиять на свое будущее и будущее мира?

В мире, где определяющими и господствующими являются понятия "рынок" и "экономика" понятие "бескорыстие" выглядит как рудимент. Рынок представляется регулятором мира, в то время как бескорыстие, составная часть дара, кажется исключающим всякую рыночную перспективу. Логика рынка: "ты мне, я тебе" полностью чужда бескорыстному поведению, которое не только не требует, но даже исключает взаимность. При этом бескорыстие, а значит, и дар, намереваются действовать внутри истории, влиять на отношения между людьми в направлении, противоположном рыночной логике взаимообмена.

Тот, кто дарует бескорыстно, действует для построения нового общества, более братского, не основанного на рыночной логике. А значит, бескорыстие и дар исключают эгоцентрический интерес личной или групповой пользы, но в то же время решительно стремятся созидать общество, в котором отношения солидарности займут первое место, значительно более важное, нежели собственный индивидуальный или групповой интерес. И подобная перспектива не абстрактна, она очень конкретна и вкладывает в общество новые силы, новую закваску солидарности.

"Необходимо по-новому переосмыслить сложные отношения между экономикой, политикой и другими учреждениями общества относительно общего блага для всех,- считает Марко Импальяццо. - Ответственность за общее благо не принадлежит исключительным образом ни одному учреждению, но всем общественным институтам, от экономических до политических, от религиозных до культурных. И во всех их должна утверждаться как основа, вдохновляющая эту новую модель развития, не сила эгоизма, как утверждали отцы капитализма, которая ведет к замкнутости на собственных интересах, но сила милосердия, любви, альтруизма, которая предусматривает "дар", "бескорыстие", а следовательно – способность идти дальше себя самих. Это условие, при котором можно иметь то видение, нехватка которого чувствуется в наше время – общее благо всей семьи человечества".

Жизнь для себя советует не растрачивать сил на бескорыстие. И так человеческое, бескорыстное, семейное, лучшие традиции культуры - растворяются. Отсюда и кризис семьи: что может быть более бескорыстного, чем мир семьи, где все дается, не ожидая ничего взамен? Или, по крайней мере, должно было бы быть так? Но сегодня кажется, что главное – это индивидуум.

Культура бескорыстия вновь вводит человеческое в сердца людей нашего времени. Она возвращает место милосердию, состраданию и чувству общей судьбы. Французский православный богослов Оливье Клеман говорил, что через дар верующий может "призвать духовное в сердце событий". Бескорыстие отвечает на потребность истины, потому что всех делает более близкими, включенными в общую историю. Оно освобождает современного человека от чувства отчуждения от другого, страха и недоверия. Оно показывает общность судеб и указывает общее будущее. Оно отделяет от одиночества страдания человека (подлинные или предполагаемые) и творит более широкое чувство.

Практическим примером в католическом мире выступающий назвал Общину святого Эгидия, которая пытается возрождать культуру бескорыстия от Европы до Африки, от Америки до Азии, положив в основу своей работы слова Христа "Даром получили, даром давайте" (Мф 10, 8). В частности, одна из программ Общины - это полностью бесплатное лечение СПИДа в программе DREAM, действующая в десяти африканских странах.

"Слова апостола Петра "Что имею, то даю тебе" (Деян.3,6) - вот что значит для нас бескорыстие. Дать то, что имеешь, благодарно осознавая, как много мы получили. В начале нашей истории это была помощь в учебе детям в бараках на окраине Рима. Что могли дать детям благополучные студенты римских лицеев, если не культуру?", - сказал Марко Импальяццо.

Проблема христиан, вчерашних и сегодняшних, в непонимании важности бескорыстия, которое лежит в основе отношений между Богом и бедными, а значит, и между бедными и Иисусом. Поэтому учителями бескорыстия являются бедные. И вот почему. В наше время, когда все продается, когда все причитается по праву, когда логика экономизма господствует над жизнью, когда привязанность к вещам кажется спасением, когда деньги занимают все более важное место, ценность бескорыстия – в том, чтобы жить, не надеясь всегда получить что-то взамен.

Это кажется парадоксом, но это не так. Кажется, бедные ничего не могут дать нам взамен нашей заботы. Однако – и здесь есть тайна – тот из нас, кто встретил бедного, кто прошел часть пути с ним, кто остановился послушать его и стал его другом, получил то, чего никогда не мог бы себе представить согласно общепринятым течениям мысли. Так и св. Франциск Ассизский после встречи с прокаженным сказал, что Господь превратил в сладкое то, что казалось ему горьким. Но это может произойти в жизни каждого из нас. Потому что встреча с бедными высвобождает много сил добра, а главное – освобождает нас от навязчивой необходимости всегда что-то получать взамен.

Взгляд на бедных рождает огромную потребность в надежде и в видениях будущего. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: "Если устранишь бедных, то устранишь и великую надежду нашего спасения". Убрать бедных из жизни, из общества, защищаться от них – это, несомненно, приводит к спаду надежды. "Устранение бедных делает более варварским общества и полагает конец бескорыстию. Общество без бескорыстия бесчеловечно. От близости к бедным исходит чувство человечности. Бедные являют красоту бескорыстия", - заключил докладчик.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник

Читайте также:

24.10.2014 - В Общецерковной аспирантуре и докторантуре состоится церемония вручения дип ...

08.06.2013 - Патриарх Кирилл: В мире, отказывающемся от Бога, исчезает понятие греха

16.06.2012 - Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: Решить проблему бедности можно ...

26.09.2009 - Патриарх Кирилл назвал в числе главных задач Церкви преодоление коррупции, ...

05.08.2009 - Мировой кризис стал темой Межпарламентской Ассамблеи Православия

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1867


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (42)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930