Опубликовано 18.02.2013 в рубрике  Новостная лента
 

О «потенциально лояльных людях»


Недавно в интернет-издании “Взгляд” появились две статьи, в которых речь идет о Церкви. Хотя они вышли в один день, они принадлежат перу разных авторов – один из них, Михаил Бударагин, главный редактор официального сайта партии «Единая Россия», другой – Михаил Соломатин. Это разные люди с разными политическими симпатиями, и, то, что обе статьи появились в один день, а их содержание во многом пересекается, наверное, случайность.
 
Определенное пересечение, однако, налицо, и, наверное, нам стоит рассмотреть претензии к Церкви, которые выдвигаются в этих статьях. Раздражение Михаила Бударагина вызвали высказывания Патриарха о ЖКХ, слова протоиерея Всеволода Чаплина об электронной карте Москвича и суждения миссионерского отдела тульской Епархии о взглядах Бориса Гребенщикова. Я должен написать “раздражение” а не “возражения” поскольку возражений по существу в статье нет; трудно понять, в чем состоит суть претензий, предъявляемых к Церкви. Автор пишет: “Если бы я был прихожанином на пороге храма, то услышав о ЖКХ, БГ, социальных картах и дресс-коде, развернулся бы и пошел домой. Не потому что все это как-то устрашает или отталкивает, а потому что все это как-то глупо. Даже если в церковь идут не за умом, то не до такой же степени”.

Сразу видно, что Михаил Бударагин – не прихожанин. Более того, он просто не знает, зачем христиане ходят в Церковь. Потому что человек, отвергающий причастие Святых Христовых Тайн из-за того, что ему не понравилось что-то из того, что сказал Патриарх, или о. Всеволод Чаплин, или Александр Дворкин, с самого начала не христианин, и что ему делать в Церкви – непонятно. К сожалению, непонимание такого рода характерно не только для него. Люди могут не разделять нашей веры во Христа; но им следует понять, что в Церковь ходят люди, которые во Христа верят – и ходят именно поэтому. Церковь – не корпорация, которая ищет продать потребителям тот товар, который бы они купили. Церковь – это единство людей, разделяющих общую веру во Христа. Для того, чтобы войти в нее, Вам нужно принять эту веру. Если Вы ее не принимаете, то заманивать Вас под своды храма, тщательно избегая каких-либо неприятных высказываний, просто бессмысленно. Что Вам там делать? Поэтому разговоры на тему “Церковь должна вести себя так-то и так-то, поддерживать такие-то идеи, а от таких-то, наоборот, отказаться, и тогда мы к ней потянемся” – это просто неправда. Если Вы верите во Христа, то идете к Чаше спасения; если не верите – не идете; все остальное не имеет значения. Собственно, на Западе это уже проходили – журналисты и общественные активисты требовали от Церкви измениться и приспособиться, “иначе от Церкви отвернутся современные люди” и некоторые общины прогибались и менялись – что приводило к тому, что их храмы пустели и превращались в книжные магазины. “Потенциально лояльные люди” как не ходили, так и не ходят; те, кто верит во Христа, уходят в более консервативные общины.

Но выполнить пожелания “потенциально лояльных людей” – и тем “перестать их отталкивать” невозможно еще по ряду причин. У каждого “потенциально лояльного” свои запросы к Церкви – кого-то страшно раздражает негативное отношение Церкви к тов.Сталину; кто-то наоборот, возмущен тем, что она не клянется в верности либерально-демократическим ценностям; кто-то недоволен сдержанным отношением Церкви к воинствующему национализму; кто-то, наоборот, неприязненно относится к ней именно потому, что (вполне обоснованно) видит в ней фундамент русской национальной идентичности. На всех не угодишь – нечего и пытаться.

Другая причина, по которой это невозможно сделать – “потенциально лояльные люди” сами имеют крайне туманные представления о том, чего же они, собственно, хотят. Бударагин полагает, что Церковь “уже почти в военный фрунт вытягивается перед нынешними кесарями” и ставит ей это предполагаемое вытягивание в упрек. При этом в упрек же Церкви ставится выступление Патриарха относительно ЖКХ и осторожность в отношении “единой карты”. Так в чем повинна в глазах автора Церковь – в вытягивании перед властью или в критике действий власти? И с какой позиции сам автор ее критикует? Если автор – несгибаемый революционер, в системе ценностей которого сотрудничество с “кровавым царским режимом” есть несмываемое пятно, то что он сам делает в качестве редактора официального сайта “Единой России”? Тайком выпускает онлайн-версию “Искры”? Далее автор пишет: “Объединяющая миллионы людей организация может быть какой угодно, но она не может позволить себе быть служанкой – ни у власти, ни у собственной паствы, ни у нынешней конъюнктуры. РПЦ же, обладая огромным запасом влияния и авторитета, зачем-то бессмысленно мечется между властью, прихожанами и конъюнктурой” Этот упрек, однако, высказывается одновременно с упреками относительно как раз нонконформистских высказываний представителей Церкви – относительно того же ЖКХ, электронной карты или взглядов Бориса Гребенщикова.

Относительно Бориса Гребенщикова стоит сделать некоторые разъяснения. Тульский Миссионерский Центр, рассмотрев взгляды Бориса Гребенщикова, нашел их неправославными. Другие православные люди с этим не согласились – в прочем, в ходе дискуссии наметились разные точки зрения, в частности, та, что взгляды Гребенщикова действительно нездравы, а вот мудро ли делать на это упор – другой вопрос. Это вызвало у людей внешних по отношению Церкви отзывы с стиле “суд!”, “партсобрание!”. Комментаторы как-то упускают из виду, что суд и партсобрание имели весьма серьезные последствия для гражданской (а нередко и физической) жизни подсудимых – в то время как суждения Тульского Миссионерского Центра никак на жизнь Бориса Гребенщиковая повлиять не могут. БГ может придерживаться таких взглядов на мир, какие ему угодны; православные могут рассуждать между собой, насколько эти взгляды согласны с их верой. Но претензии к Церкви состояли в этом случае именно в том, что она выступает как госпожа – судит и учиняет партсобрания, и уже сожгла Великого Композитора на Костре Инквизиции. Как это сочетается с упреком в том, что Церковь – “служанка” не очень понятно. Чрезвычайно трудно угодить людям, которые одновременно укоряют Церковь в холуйстве и бунтарстве, в беспринципной гибкости и в отталкивающей жесткости.

Статья другого Михаила – Соломатина – затрагивает вопросы отношения Церкви к Ювенальной Юстиции и той же электронной карте. Ключевая фраза статьи вынесена в подзаголовок: “Сама идея контроля над личностью совершенно не смущает Церковь, ее пугает лишь идея чужого контроля. Именно это и становится причиной протестов РПЦ против сбора государством информации о гражданах”. Но в чем состоит “контроль над личностью” со стороны Церкви? Как хотя бы теоретически мог бы осуществляться этот контроль? Какими органами для этого Церковь располагает? Это церковники собирают базу данных о гражданах? Это церковники добиваются себе возможности забирать детей из “неправильных” – в том числе, политически нелояльных – семей?

Автор порицает сограждан за их опасения относительно Ювенальной Юстиции: “Так, например, нежелание расставаться с правом безнаказанно распоряжаться правами своих детей создает прочную основу для страхов россиян по поводу ювенальной юстиции.”. Что такое “право безнаказанно распоряжаться правами своих детей”, не очень ясно; ясно только, что лишать этого права, по мысли автора, будет благодетельное государство – а уж никак не Церковь; Церковь же, скорее, разделяет опасения несознательных россиян. Противостояние, таким образом, складывается не между “церковным” и “государственным” контролем, а между попытками установления такого контроля, когда у Вас могут забрать детей, например, из-за Ваших неправильных взглядов на охрану лесов, и попытками такому контролю противиться – как со стороны рядовых граждан, так и со стороны Церкви.

В этой ситуации понятны и опасения, связанные с электронными системами контроля, которые Соломатин отвергает как “луддистские”. Люди склонны злоупотреблять властью. То, что делает человека более уязвимым перед лицом представителей власти, не следует приветствовать. Это не требование веры – это требование здравого смысла.

Однако нельзя не отметить общее свойство упреков в адрес Церкви – их невнятность. Их иногда бывает сложно оспаривать даже не потому, что они ложны – а потому, что они бессодержательны.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Сергей Худиев, Радонеж

Читайте также:

06.02.2012 - В Московской духовной академии состоялось открытие дискуссионного арт-клуба ...

24.02.2011 - Игумен Сергий (Рыбко) прокомментировал открытое письмо Дворкина

26.02.2011 - Владимир Легойда: «Суд» над музыкантом – не самый удачный миссионерский ход

24.02.2011 - Открытое письмо игумену Сергию (Рыбко), настоятелю Храма Святого Духа Сошес ...

16.02.2011 - В Тульской Епархии обсудили Бориса Гребенщикова

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1706


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930