Опубликовано 15.04.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Подготовка к причастию: Говение – значит «осторожность»

По традиции, на первой неделе Великого Поста принято причащаться. Как проходит подготовка к таинству покаяния и принятию вслед за этим Святых Христовых Тайн, которая в церковной практике называется «говение»?  
Подготовка к причастию: Говение – значит «осторожность» Греческий эквивалент славянского слова «говения» – «эвла́бэйа» (букв. «осторожность», «предусмотрительность», «благоговение»), а латинский – pietas («благочестие»). На всех этих языках так обозначается особое приготовление верующего к таинству покаяния и принятию вслед за этим Святых Христовых Тайн (причащению). При этом объем содержания этого понятия со временем существенно менялся.

Формально у нас действует монастырский (!) Церковный Устав. Полностью он называется: «Типикон, сиречь изображение церковного последования во Иерусалиме святыя лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы» (Типикон, сиесть Устав. Т. I. СПб., 1992. С. 9). Устава для приходских церквей, т. е. Устава для мирян, у нас до сих пор нет!

Согласно предписанию Типикона, говение в обычное время состоит в недельном – с понедельника по субботу – посте и воздержании от развлечений, в посещении за этот период всех богослужений (или хотя бы в три последних дня), регулярных домашних молитвах, чтении духовной литературы и, по возможности, делах милосердия.

«Егда хочет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом и велиим благоговеинством приимет Пречистыя Тайны» (Типикон. Т. I. Глава 32. С. 85)

Говеющий же во время многодневного поста усиливает его для себя отказом от какой-либо части дозволенной (постной) пищи. Завершается говение исповедью (в субботу вечером или непосредственно перед воскресной Литургией) и участием в Таинстве Евхаристии (причащении).

Это «идеализированное» предписание, с одной стороны, фактически изымает человека из напряженного ритма современной повседневной жизни (лишает возможности работать и учиться), а потому не может быть выполнено подавляющим большинством мирян, с другой стороны, в случае исполнения, лишает человека возможности еженедельного участия в Таинстве (в этом случае ему придется говеть круглый год)!

Значительная категория людей – профессиональные артисты, музыканты, певцы, преподаватели «творческих» вузов, спортсмены – по определению лишается возможности такого говения: вся их деятельность сурово квалифицируется как «развлечения» и «утехи». Но быть христианином может человек любой дозволенной профессии; у нас нет «ортодоксальных верующих», как в иудаизме.

В Древней Руси говение было обставлено целой системой требований, обрядов и обычаев, которые в идеале должны были полностью определять жизнь верующих в дни поста. В первые века после крещения Руси наши предки обязаны были говеть трижды в год, – в посты Великий, Петров и Рождественский (Филипппов).

В XIV–XV вв. появился Успенский пост и, соответственно, распоряжение об обязательном четырехразовом говении в год. Так произошло отождествление общецерковного поста и индивидуального говения. Главное говение – это Великий пост; другие посты – т. н. «малые говения». В период говения в храмах и домах читались сборники духовных поучений – «Златоуст» и «Златоуст постный», – своего рода «Четья Триодь Постная».

На самом же деле единообразной и сознательной практики говения для большинства россиян не существовало.

Одни считали временем говения весь период конкретного поста и приступали к Святым Тайнам в его последние дни или даже по окончании: после Рождественского поста – в дни Рождества или Богоявления, после Великого поста – в пасхальную ночь (или в Страстные Четверг и Субботу), и т. д.

Другие, напротив, старались отговеть на первой неделе поста и потом устраивали себе самовольные послабления (так, пьянство в праздник, случившийся постом, не считалось его нарушением).

Поэтому строгие официальные предписания в отношении говения являлись чисто декларативными. Исторические источники свидетельствуют, что в Древней Руси долг хотя бы одного (!) говения в год не исполняла большая часть формально «верующих». Попытки церковных властей сохранить разумный баланс между внутренней свободой человека и его христианской обязанностью говения, взывая к совести, были окончательно уничтожены борьбой с церковным расколом старообрядчества.

Указ 1716 года предписывал, чтобы люди всех чинов «у отцов своих духовных исповедывались повсягодно», а на нарушителей священниками подавались «имянные росписи» губернатору, налагавшему на них штрафы. С разночинцев и посадских людей первый раз взимался рубль, второй – два, в третий – три рубля; с поселян, соответственно, 10 денег, гривна и 5 алтын.

«Неисправно говеющие» (менее одного раза в год) ограничивались в гражданских правах, им отказывали в поступлении на государственную службу. Настаивая на ежегодном причащении, «Духовный регламент» замечает, что «несть лучшего знамения, почему познать раскольщика», подразумевая, что старообрядец не будет причащаться в «никонианской» церкви и этим выдаст себя! Так Таинство становилось «контрольным средством полицейского сыска», а отметка о ежегодном в нем участии – свидетельством церковной и гражданской благонадежности.

Эти указы, фактически узаконившие кощунственное отношение к Святым Тайнам со стороны всё возрастающего количества атеистически настроенных формальных «прихожан», лишь способствовали отчуждению совестливых христиан от Церкви, а вскоре и не могли уже проводиться в жесткой форме. Так, в инструкции, выпущенной Святейшим Синодом в 1897 году, православным христианам уже не предписывалось, но лишь «братски советовалось» говеть в течение Великого поста «хотя бы несколько дней».

Современные православные иерархи и богословы пытаются преодолеть формализм, сложившийся в условиях «государственной Церкви», и возродить древнюю евхаристическую практику причащения верующих за каждой (или хотя бы за каждой воскресной) Литургией, что с неизбежностью влечёт за собой и пересмотр традиционного понятия «говение».

Литература: Как надо говеть и исповедаться пред духовником (братский совет православному христианину). СПб., 1897; Дебольский Г. С. О говении по уставу Православной Церкви. 4-е изд. СПб., 1901; Смирнов С. И. Как говели в Древней Руси? // Церковные Ведомости, 1901. № 8. С. 266–279; № 9. С. 305–311; № 10. С. 343–351; Он же. Древнерусский духовник. М., 2004.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Кандидат исторических наук, кандидат богословия Юрий Рубан, Нескучный сад

Читайте также:

01.12.2014 - Протоиерей Максим Козлов. Часто или редко?

02.07.2014 - Протоиерей Игорь Савва. Нужны ли формальные критерии подготовки к Причащени ...

11.03.2014 - В праздник Торжества Православия совершено общее великопостное говение атам ...

12.09.2013 - Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»

13.02.2010 - Все больше россиян проникаются значением Великого поста – опрос

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1647

Ключевые слова: Церковные Таинства, Великий пост

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


6 ноября
6 ноября, воскресенье, 18:00 концерт «Сибирь колокольная»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2022 (20)
Сентябрь 2022 (75)
Август 2022 (43)
Июль 2022 (77)
Июнь 2022 (69)
Май 2022 (34)

«    Октябрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31