Опубликовано 16.04.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Идея принятия в России закона о защите чувств верующих - это мудрое решение

9 апреля в Госдуме в первом чтении был принят законопроект о защите религиозных чувств верующих. О том, как оценивать эту законодательную инициативу и какие меры предусмотрены в законодательстве стран Западной Европы для оскверняющих религиозные символы, в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал итальянский социолог-религиовед, юрист Массимо Интровинье. В 2011 году он занимал пост представителя ОБСЕ по борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией в отношении христиан и представителей иных религий.  
- Господин Интровинье, каким образом защищаются права и чувства верующих в большинстве европейских стран?

- В континентальном европейском праве мы защищаем скорее не чувства, а права - право на неприкосновенность, доброе имя, репутацию, защиту от диффамации, незаконного проникновения на территорию. Таким образом, законы в ряде европейских стран противодействуют незаконному проникновению в определенные места (например, в храм) и проведению в них акций, которые угрожают неприкосновенности или репутации сообществ, в том числе и религиозных.

Еще один важный момент. Ряд специалистов по юриспруденции признают права верующих, но никак не права сообществ. Корни этого идут еще от эпохи Просвещения в Европе, а также от французской революции. Но, по моему мнению, важно признать, что у сообществ есть конкретные права и они не равняются просто сумме прав верующих. Причем сообществу необязательно быть религиозным. Это может быть этническое меньшинство, национальное сообщество и так далее.

У сообщества есть право на неприкосновенность, и защищать в случае осквернения храма не индивида, а религиозное сообщество, у которого есть право не стать жертвой нападок, мне кажется, более чем обоснованно.

- Но как быть, если общество разделено и, например, сообщество верующих считает себя оскорбленным в той или иной ситуации, а сообщество атеистов или либералов полагает, что ничего особенного не произошло?

- Сообщество в юридическом понимании - это реально существующая физическая структура, со своими прихожанами, институтами, местами отправления культа. Не стоит путать ее с виртуальными, вымышленными сообществами. То есть сообщество католиков в Италии, или сообщество иудеев в Италии, или православные в России - это реальные сообщества. В то время как если мы захотим выделить сообщество неверующих, агностиков, атеистов, то у них сложно найти общие черты, институты и потому признать их сообществом с юридической точки зрения гораздо сложнее.

- Итак, если некто все же решит "самовыразиться", совершив акт вандализма или попросту станет себя вести неподобающим образом в храме, как именно будут защищены права верующих, какие меры будут приняты?

- Во многих странах, включая Италию, законы прежде всего охраняют территории (в том числе и территорию Церкви). Так что если кто-то войдет в здание храма и примется выкрикивать лозунги против Церкви, или религии, или священника, то будут задействованы нормы уголовного права, поскольку это нарушение личного пространства и права на частную собственность. Но это не специальный закон для храмов. Он действителен и для ряда других зданий. В то же время в некоторых странах, включая Италию, существуют договоры, конкордаты, которые предусматривают особую защиту религиозных зданий, мест отправления культа.

- Как отреагировала итальянская правоохранительная система на акцию группы "FEMEN" в соборе Святого Петра?

- Итальянская полиция арестовала их почти мгновенно после того, как они начали свой "перфоманс". Но случилось это не в храме, а на площади Святого Петра, причем на той ее части, которая принадлежит Италии, а не Ватикану. Именно поэтому вмешалась не ватиканская, а итальянская полиция.

- Может ли инцидент с "FEMEN" на площади Святого Петра и меры, примененные в этой связи, быть использованы при реформировании российского законодательства?

- В данном конкретном случае активистки "FEMEN" были виновны по ряду пунктов. Не знаю, существуют ли уже эти нормы в российском законодательстве или их стоит внести.

Прежде всего, их обвинили в "непристойном обнажении в публичном месте". Эта норма не связана с религией. Если ты разденешься полностью или даже наполовину в любом публичном пространстве - например, в аэропорту или на площади - это уже правонарушение.

Кроме того, их поведение было расценено как преступление против главы иностранного государства, папы Римского.

И в довершение всего, в силу конкордата у нас существуют особые правовые нормы в законодательстве, защищающие католические символы от попрания. Аналогичные нормы действуют в отношении символов, связанных с иудаизмом, лютеранством, представители которых в свое время заключили "малый конкордат" с государством.

Ваш новый законопроект как раз предполагает ввести нормы, предусматривающие меры против осквернения религиозных символов. Принимая во внимание эскалацию христианофобии и рост количества нападок на религию в ряде стран, возможно, это мудрое решение - обзавестись подобной законодательной защитой.

- Итак, если некто осквернит религиозные символы, связанные с иудаизмом или христианством, то к нему применят наказание. Какое?

- Иностранцев, как правило, долго в тюрьме не держат. Их обычно попросту высылают из страны. А вот к гражданам Италии за подобное преступление возможно применение тюремного заключения вдобавок к штрафу.

- Какие юридические выводы можно сделать из акции "Pussy Riot"?

- На мой взгляд, при освещении дела "Pussy Riot" в СМИ зачастую происходило смешение двух раздельных понятий. Вопрос первый: должно ли законодательство четко определить, что акты осквернения религиозных объектов недопустимы? Полагаю, что да. Необходимы четкие законодательные нормы и недвусмысленные сигналы из судов. Второй вопрос - о мерах наказания за совершение подобных преступлений. Они могут быть более или менее суровыми в зависимости от ряда факторов: тяжести преступления, жизненных обстоятельств, при которых действовал правонарушитель, его возраста и так далее.

Смешивать два этих аспекта не стоит. Ответ на первый вопрос очевиден. Законно ли то, что совершили участницы группы? Нет, это противозаконно. А вот вопрос о мере наказания более туманен, тут вступает в силу масса нюансов: и то, что правонарушительницы молоды, и то, что они получили поддержку среди мировых знаменитостей, и тот факт, что часть общественности призывала к более умеренному наказанию. Но закончилось все тем, что они стали утверждать, будто совершенное ими - не преступление. А на самом деле это преступление.

- Как Вам кажется, почему либеральная пресса во всем мире стремится представить любые правовые меры по охране религиозных прав верующих как посягательство на свободу?

- Я бы слегка скорректировал Ваш вопрос. Либеральная пресса выступает не против законодательных мер по защите прав любых религиозных групп, а именно против прав христиан. К примеру, когда вводятся законы против антисемитизма, то все в Италии, например, ликуют, включая прессу. А когда речь идет об отстаивании прав христиан, в информационном пространстве появляется недовольство. На мой взгляд, именно к христианам предвзятое отношение.

- С чем это связано?

- Это связано с тем, что христиане выступают против ряда установок, принятых в либеральном обществе. У христиан свой взгляд на однополые отношения, на устройство семьи, на супружескую верность и аборты.

- Нуждаются ли именно христиане сегодня в особой защите?

- Законы никогда не придумываются в некоем вакууме, они, как правило, принимаются ввиду определенной общественной ситуации. К примеру, после второй мировой войны и преступлений нацизма мы стали свидетелями принятия множества законов против антисемитизма. Кто-то начинает с того, что инициирует беспорядки в синагоге по субботам, а заканчивается все нацистскими концентрационными лагерями. Таким образом, законы, принятые в 1960-х, сформировались не в вакууме, а вытекали из конкретной исторической ситуации, когда люди поняли, что антисемитизм - это не шутки, а очень серьезное и опасное социальное явление.

Я сказал бы, что мы сейчас находимся в подобном положении, когда число инцидентов, связанных с насилием и ненавистью против христиан и Церкви, растет повсеместно. Это хорошо задокументировано такими международными организациями, как, к примеру, Бюро по мониторингу случаев нетерпимости и дискриминации в отношении христиан, расположенное в Вене.

Так что, возможно, мы сейчас подходим к ситуации, которая, конечно, несравнима с концентрационными лагерями для евреев (это было бы глупым сравнением), но христианофобия все более и более признается как международная опасность и феномен ненависти, вызывающий опасения. Поэтому желательно, чтобы правовые системы учли, насколько опасен этот феномен. Повторюсь: законы появляются не потому, что в одно прекрасное утро законодатель или правительство просыпается с новой модной идеей. Это всегда ответ на злободневную ситуацию в обществе. И поэтому прежде чем обсуждать и принимать закон, нужно донести до общества, что христианофобия - это растущее и опасное явление.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1335


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Февраль 2023 (13)
Январь 2023 (65)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)

«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728