Опубликовано 04.09.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

О страхе исповедания веры


«Иногда мучительно трудно в той или иной аудитории, в общении с теми или другими людьми сказать о своей собственной вере, даже перекреститься, а уж тем более защищать христианские ценности. Никакого риска для карьеры (хотя в некоторых обстоятельствах риск существует и сегодня), не говоря уже о риске для жизни, как правило, нет, — а страх есть, и этот страх сковывает. И тогда мы не то чтобы отрекаемся от своей веры — мы делаем свою веру невидимой, ни для кого не известной.

А ведь как важно, чтобы человек, особенно занимающий высокое положение, ненавязчиво, но спокойно, будь то в личных разговорах, а где нужно, и в публичных, говорил о своей вере или о ценностях христианской веры для личной, семейной, общественной жизни. Но ведь страх сковывает: «как бы чего не вышло! А все ли правильно поймут? А не отразится ли это на моем благополучии?» И вот так, своим молчанием, мы как бы отказываемся от Господа, мы не исповедуем Его, почему и помнить должны слова Спасителя: «Кто не исповедает Меня пред людьми, того и Я не исповедаю перед Отцом Моим»

(Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Преображенском соборе Валаамского монастыря)

 
Святейший здесь затронул очень существенное явление, повседневное и касающееся каждого христианина. Многолетняя инерция молчания о вере «страха ради иудейска» в нашей стране действительно есть. 80 лет назад открытое исповедание веры грозило смертью или заключением, 40 лет назад — репрессиями помельче: для кого-то — изгнанием с работы, для кого-то — испорченными отношениями с окружающими и «проработкой» на профсоюзном собрании.

Сейчас, действительно, это явно ничем не грозит, но многочисленные опасения остались — вдруг не так поймут, начнут по-другому относиться, может быть, начнут подтрунивать или все последующие разговоры переводить на какие-то околоцерковные темы, заставляя оправдываться за навязшие в зубах медиаскандалы?


Многие, действительно, не открывают свою веру, пока их напрямую не спрашивают. Дело в том, что человек, по своей инициативе объявивший себя верующим, часто воспринимается со стороны как фарисей, надмевающийся над остальными. Человек и не хотел произвести такого впечатления — а окружающие слышат именно так: если учит других жить и верить, значит считает себя «знающим Бога», а остальных — коснеющими в неведении. Иногда верующие-неофиты именно в такую ситуацию и попадают, начиная пытаться «воцерковлять» всех вокруг без рассуждения.

Более того, так как ветхозаветные заповеди и примеры новозаветной святости все же известны большинству людей, то окружающие (родственники, знакомые, сослуживцы) начинают подходить к явно показывающему свою веру приятелю или коллеге не с обычными, а с гораздо более высокими мерками (так сказать, «назвался груздем…»). Кому из живущих в миру православных не приходилось слышать от своих далеких от церкви родных: «ты же верующий! Как же ты можешь так поступать?» И вполне реальное осознание того, что собственные поступки далеко не всегда соответствуют христианскому званию, нежелание соблазнить окружающих истинным или кажущимся лицемерием — заставляют молчать о вере перед «внешними» — по крайней мере, до того момента, пока прямо не спросят.

Безусловно, говорить о «ценностях христианской веры для личной, семейной, общественной жизни» может только тот, кто эти ценности подтверждает своими делами, всей своей жизнью. Так как «вера без дел мертва» (Иак. 2:26), то показать веру другому можно только «от дел своих». Способен ли каждый верующий сказать — «эти ценности я воплотил в свою жизнь»? Пожалуй, крайне редко. Здесь возможно два выхода: либо помалкивать, либо стараться соответствовать высочайшим требованиям. Думаю, именно ко второму пути зовет свою паству Святейший Патриарх.

Однако и в жизни, и в Интернет-дискуссиях, мы видим примеры того, как человек, объявляющий себя христианином, знающий церковную жизнь и вероучение и даже ратующий за миссию отнюдь не являет пример евангельских добродетелей доброжелательности, кротости, смирения, внутреннего покоя в Боге, но возбуждает ссоры, распри, пышет гневом на несогласных с собой. Многие помнят анекдотичный пример одного интернет-клирика, который при несогласии с его мнениями, переходил к прямым оскорблениям собеседников и даже площадной брани. Тут уж ни о каком полезном эффекте такого открытого «исповедания веры» говорить не приходится. Чем так проповедовать, как говорится, «лучше жевать». Такие антипримеры также заставляют многих молчать, чтобы ненароком не внести соблазн.

С другой стороны, многих удерживает просто осознание своего недостаточного знания веры, когда человек не чувствует в себе сил отвечать на многие возможные вопросы и претензии, робеет перед неохватностью и глубиной христианской традиции. И здесь, наверное, стоит вспомнить пример апостолов, которые были зачастую людьми некнижными, но имея любовь и веру, находили нужные слова и проповедовали Христа — распятого и Воскресшего. Да и возможностей получше узнать истины веры сейчас предостаточно.

Далее беда начинается, когда разговоры о христианстве и мысли о вечном крепко завязываются со вполне земными социальными и политическими устремлениями — национальной идентичностью, поддержкой или критикой власть предержащих и т.д. Тогда вместо исповедания веры и миссии мы получаем политический спор, низводящий Благую Весть до социальной, корпоративной или групповой этики. Это, конечно, не значит, что христианин навсегда выпадает из политической жизни — это значит, что она вторична, является следствием, а не предметом проповеди. К тому же, стоит помнить, что политические баталии способны разделить и рассорить людей, проповедь Христа же разделяет людей только с падшестью человеческой природы, с грехом.

Отдельная тема — «высокое положение» говорящего о вере и христианских ценностях. Конечно, факт начальственного положения в «мире сем» сам по себе не делает слова этого человека о вере более убедительными. Апостолы были самыми простыми людьми, но говорили «со властью». Ведь «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). Более того, явно декларируемые взгляды руководителя порой становятся для подчиненных неким указанием на то, какое мнение понравится начальству. И принятие на словах ценностей веры может произойти у слушателей не потому, что люди искренне их разделяют, а потому, что так будет приятнее руководству и в дальнейшем сулит какие-то зримые земные плоды начальственного благоволения. И если занимающий «высокое положение» не хочет лести и притворства подчиненных, то ему надо быть особенно щепетильным и бояться навязать какие-либо взгляды с помощью «давления сверху».

Но вот живой пример не слов, а дел руководителя, для которого евангельское отношение к окружающим стало естественной и единственной нормой, и без особых слов может стать не только личным достижением, но и серьезным церковным служением. Когда высокопоставленный человек не терпит лжи и лести, несправедливости и лицеприятия, высокомерия и доносительства, но старается поступать справедливо и помогать нуждающимся — такой живой пример действительно убедителен.

Вообще, вопрос о месте веры в жизни современного человека, о соотношении частного и общественного, как ни странно, довольно прост. В Евангелии мы видим ясные наставления о том, что вера проявляется, прежде всего, как хождение человека перед Богом: «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).

При этом делание чего-либо напоказ явно возбраняется: «когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:2). При этом, добрые дела все равно не смогут утаиться: «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:15-16). Именно благодатное состояние человеческого сердца, проявляющееся в делах веры, сможет дать дерзновение и победить страх исповедания веры.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1739

Ключевые слова: публицистика

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930