По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 26.09.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Елена Жосул. Не ищите женщину

Не стоит превращать «женский вопрос» в искусственный водораздел между Москвой и Ватиканом.
 

 

Елена Жосул. Не ищите женщину

 

Разномыслие между православием и католицизмом насчитывает не одну сотню лет. Эта разница во взглядах по многим вопросам дает пищу для ума церковным историкам, богословам и дипломатам, стимулирует развитие межцерковного диалога, о важности которого регулярно говорят Русской Православной и Римско-Католической Церкви. Отношения между православными и католиками развиваются очень динамично, современность делает их естественными партнерами и единомышленниками по множеству этических вопросов. Как же обстоит дело в не теряющем актуальность в наши дни вопросе о роли женщин в Церкви и обществе?

Некоторые западные издания, пишущие на религиозные темы, ищут повода, чтобы посеять раздор в отношениях между сестринскими Церквями, например, повесив на Русскую Православную Церковь ярлык «антифеминистсткой», противопоставив позицию Папы Франциска и Патриарха Кириллом по вопросу о роли женщин в обществе Церкви.

Однако мои итальянские коллеги, решающиеся делать поспешные выводы о якобы принципиальных разногласиях в оценке православной Москвой и католическим Римом места женщины в Церкви, очевидно, очень плохо осведомлены о подлинном положении вещей в Русской Православной Церкви на этот счет. Что ж, можно дать краткое пояснение того, как обстоят дела на самом деле. Пояснение в каком-то смысле «из первых уст» — от женщины, мирянки, чада Русской Православной Церкви, работающей в образовательных структурах этой Церкви и довольно хорошо знающей настроения, доминирующие в церковной среде в том числе и по «женской проблеме».

В первую очередь, стоит ответить на вопрос: а существует ли, собственно, в Русской Церкви сегодня эта самая «женская проблема»? И без особых колебаний на него ответить: нет, такой проблемы в современной жизни русского Православия не существует. Так называемый женский вопрос на повестке дня в церковно-общественной дискуссии в России не стоит – просто потому, что необходимость его задавать отсутствует. И возможные ответы на него заранее понятны.

Никакие специальные дискуссии о роли женщины в Русской Православной Церкви не ведутся. Этот вопрос может обсуждаться отдельными публицистами на уровне эссе в православных медиа; изредка – подниматься и до общецерковного уровня (во время ежегодных форумов Союза православных женщин), может даже подвергаться анализу исследователями-богословами в научных институциях, следствием чего становятся монографии профессоров православных университетов и академий об исторической роли женщины в Православной Церкви. Однако во всех этих дискуссиях никогда не заходит речь о необходимости фиксации некоего «особого статуса» женщины в Церкви, о недостаточности имеющихся у нее прав и возможностей и уж тем более о необходимости наделять ее какими-либо функциями в литургической практике, кроме имеющейся сейчас возможности петь и читать в храме за богослужением.

Почему об этом не заходит речи? Да потому что в этом нет необходимости. В каком-либо особом статусе, дополнительных правах и полномочиях в Церкви у современной православной женщины нет никакой нужды. Потому что имеющееся положение вещей, имеющаяся палитра возможностей – и для духовной жизни, и для творческой работы, и для социальной самореализации – у женщин в Русской Православной Церкви есть в достатке. Феминизм по природе своей действительно абсолютно чужд русской православной женской природе. Он даже не враждебен нам – мы просто живем вне данного проблемного поля. Бог миловал – здесь у нас ничего не болит.

В новой и новейшей истории русского Православия женщины играли и играют особую роль. В годы воинствующего атеизма и государственного безбожия в СССР общины редких православных приходов состояли в основном из верующих мирянок. Как говорят, веру в России в ХХ веке спасли церковные бабушки – тем, что упорно приходили на службы, хранили в сундуках Евангелие и иконы, тайно крестили внуков. Их духовный подвиг верности своей вере неизменно отмечает Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях.

И в современной жизни Русской Церкви женщины играют активную роль. Многочисленные социальные, благотворительные, издательские проекты инициируются и развиваются женщинами. Главные редактора ряда успешных православных медиа – мирянки с прекрасным гуманитарным образованием. С недавнего времени женщины стали занимать ответственные позиции в синодальных отделах, структурах церковного управления. Тем, кто решил связать свой путь с наукой, открыт доступ в образовательные учреждения – православные университеты, общецерковную аспирантуру. Созидательная, попечительная энергия Марфы, сестры Лазаря, находит свое применение во многих сферах церковной жизни. Но и поприще Марии, которая «благую часть избра», не остается пустым – в Русской Церкви открываются новые женские монастыри, развивается иноческая жизнь.

То есть сегодня в Русской Церкви перед женщиной открыты практически все двери – кроме, разумеется, двери в алтарь. Однако никому и в голову не приходит требовать свободного доступа женщин к горнему месту. И женское священство для нас – совершенно немыслимая категория. В обоснование этого можно привести немалое количество теологических аргументов. Однако я выскажусь с обывательски-бытовой точки зрения – как одна из тех, кому феминистские организации пытаются навязать искусственные потребности в виде якобы необходимых дополнительных гендерных прав. Гармония мира – в его многообразии и иерархичности. Мудрость настоящей женщины – в умении распознать те изобильные блага, которыми Бог оделил ее именно на ее женском месте в системе мироздания, и грамотно их использовать во всей полноте бытия.

Дополнительных прав и особого статуса обычно требует тот, кто ощущает себя ущербным, ущемленным в чем-либо. Феминистические пляски у входа в алтарь главного православного храма Москвы – проявление той же самой глубокой внутренней неудовлетворенности окружающим миром и неспособности найти в нем свое подлинное место. Однако в Русской Православной Церкви у женщины нет оснований для того, чтобы переживать по поводу своей ущербности. Такое переживание было бы свидетельством неспособности самой женщины воспользоваться тем, что предоставляется в ее распоряжение в том числе и миром Церкви.

Поэтому в Русской Церкви нет нужды дополнительно «превозносить» статус женщины – он и без того высок и уважаем в той мере, в какой мы сами, женщины, в этом нуждаемся. Думается, права дочерей Евы – отнюдь не та тема, которую кому-то удалось бы использовать для противопоставления двух крупнейших христианских Церквей, сообща выступающих за сохранение в европейской цивилизации понятия о крепкой семье, о гармонично взаимодополняющих друг друга ролях женщин и мужчин в Церкви, обществе и государстве.

Елена Жосул,

заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета,

кандидат политических наук

специально для издания Vatican Insider

Образование и Православие / Елена Жосул, Православие и мир

Читайте также:

09.10.2013 - Круглый стол "Русское Православие в Америке в 1793-1917 гг. К 220-летию первой русской православной миссии в Америке"

20.05.2013 - Православие в советское время сохранилось благодаря женщинам — убежден Патриарх Кирилл

01.06.2012 - Патриарх Кирилл: грех становится нормой

10.11.2011 - Опубликована монография, посвященная правовому статусу женщин в Православии

08.12.2009 - В Москве открылся I Всероссийский форум православных женщин

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1329

Ключевые слова: публицистика

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

Самое новое:     все >>>


Объявления:   все >>>

21 ноября
Приглашаем принять участие в секции ХХI Новосибирских Рождественских Образовательных...
7 декабря
В Новосибирске на Рождественских Чтениях обсудят вопросы служения глухим людям...
22 ноября
22 ноября – I Съезд Новосибирской региональной общественной организации по сохранению и...
22 октября
Возобновляет свою работу проект "Школа духовной безопасности"...
18.08 2017
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...

Нравится Друзья


Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2017 (125)
Октябрь 2017 (173)
Сентябрь 2017 (182)
Август 2017 (151)
Июль 2017 (139)
Июнь 2017 (113)

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

Яндекс.Метрика