Опубликовано 18.10.2013 в рубрике  Новостная лента, Обзор СМИ
 

Андрей Ефимов: Великие миссионеры всегда занимались воспитанием своих преемников


Вышедшее на днях положении Синода об образовании и трудоустройстве миссионеров — важный шаг, который поможет духовному просвещению России, но в Церкви нужда в хорошо подготовленных миссионерах настолько велика, что нужно идти дальше и создавать целые миссионерские монастыри, как это задумал еще святой Макарий Глухарев, считает Андрей Ефимов, замдекана миссионерского факультета ПСТГУ.
 
Андрей Ефимов: Великие миссионеры всегда занимались воспитанием своих преемников


Как готовить полноценных миссионеров


— Недавно вышло постановление Синода об образовании и трудоустройстве миссионеров, как этот документ поможет решить поставленные задачи?

— Проблема трудоустройства будет решаться по мере реализации указа Святейшего Патриарха Кирилла, в соответствии с которым каждый большой приход должен иметь штатного миссионера, штатного катехизатора, штатного сотрудника по работе с молодежью, и, более того, может быть, даже штатного сотрудника по социальной деятельности. Поэтому вопрос трудоустройства — это не наша компетенция, к нам нужно обращаться с другим вопросом: «Как готовить полноценных миссионеров».

— Расскажите подробнее, каковы основы обучения миссионеров?

— Миссионер — это тот, кто трудится над раскрытием образа Божия в себе и может помочь в раскрытии Божьего образа своему ближнему и дальнему. Миссионер — это соработник Богу.

Наш факультет уже третий десяток лет стремится наладить подготовку миссионеров. Мы даем университетское образование по ряду специальностей, которые необходимы делу миссии, например: религиоведение, культурология, православный туризм, социальная и молодежная работа. Мы даем знания о православном христианстве в объеме семинарии или чуть выше, но в университетской форме.

Наконец, мы даем практику, во время которой все эти знания проходят в сердце человека. То есть человек не просто выучит что то, а сердцем примет то, чему его учили, и тогда, пройдя через душу и опыт человека, знания взрастят настоящего образованного христианина — миссионера и апостола Христова. Воспитание сердца и души — это основа образования и воспитания православного проповедника, ведь только слово, сказанное из сердца, способно коснуться сердец людей.

— Получается ли в результате ваших усилий воспитать достойных миссионеров?

— Могу ответить на этот вопрос утвердительно: из наших стен часто выходят очень опытные миссионеры. Если человек становится посланником Церкви для тех, кто требует духовного просвещения, то это и является полноценным раскрытием личности миссионера, даже если он после окончания университета идет работать не профессиональным миссионером, а на какую-то еще специальность: преподавателя, журналиста, религиоведа, культуролога, эксперта в области религиозных отношений. Мы думаем, что наша работа приносит плоды по духовному просвещению, хотя, может быть, и меньше, чем хотелось бы.

Андрей Ефимов: Великие миссионеры всегда занимались воспитанием своих преемников


Плоды миссии вчера и сегодня


В наше непростое время воспитание миссионера — это крайне трудное дело. Но эта проблема остро встала перед Церковью в России до коммунистического переворота 1917 г. Несмотря на то, что миссионерство очень активно действовало в XIX — начале ХХ века — именно православные миссионеры дали письменность многим десяткам народов России, называемых сегодня «малыми народами», а также открыли храмы и школы, дали священников, способствовали возникновению и становлению национальной интеллигенции у этих диких тогда народов, в частности, у якутов, алтайцев, татар, — существовал крайний недостаток в полноценных миссионерах. Миссионер — настоящий апостол — это непростое призвание. Это путь полного самоотречения, отдачи себя на служение Богу и людям.

Великие миссионеры всегда занимались воспитанием своих преемников — миссионеров. Достаточно узнать о том, как это делал святитель Николай Японский — у него почти все миссионеры были японцами. Или взять преподобного Макария (Глухарева), Алтайского: основанная им алтайская миссия в результате преемства опыта проповеди Евангелия и церковной жизни сделала громадное дело, просветила многие народы. Или святитель Иннокентий Московский пишет, что во время путешествия в Америку, когда он проезжал на кораблике по Амуру, то останавливался у гольдов, и они просили его дать им просветителя, а он думает: «Ну, где же я им его возьму?! Неопытного дать нельзя, невозможно! Он только испортит все дело. А опытного у меня нет».

Вот это была огромная проблема — в XIX веке, в христианской империи во время рассвета церковной миссии в России — великому миссионеру негде найти достойных помощников, чтобы просветить целый народ, которым сам испытывает голод в духовном просвещении! К сожалению, были неудачные миссионеры: в Китайской миссии, в Урмийской миссии.

— Учебные заведения могут что-то сделать, чтобы миссионеры могли зарабатывать достойные деньги за труд, или, как вы сказали — проповедник должен быть человеком, который всего себя отдает служению и не должен думать о деньгах и о том, как прокормить семью?

— Действительно, у нас в Церкви практически нет структур, которые могут обеспечивать и содержать миссионеров, и работники на ниве Христовой должны как-то зарабатывать сами. Речь идет о другом — миссионер должен свидетельствовать о Христе по мере своего духовного роста, и этого никто не отменял. Так было и в Древней Церкви, и в средние века, это актуально и сегодня. Самое главное — чтобы миссионерский дух не ослабевал, а развивался, в том числе и в наших приходах, а тогда приходская жизнь также начнет развиваться, более того, наша Церковь будет все больше соответствовать своему идеалу — святой соборной апостольской Церкви.

— Вы говорите, что каждый христианин должен быть апостолом, и это правильно. Но это возможно, только если человек кроме служения Церкви занимается чем-то еще и может сам себя обеспечить. Но насколько вопрос оплаты важен в той ситуации, когда человек хочет посвятить всю свою жизни миссии и должен работать целый рабочий день, как профессионал, и при этом содержать семью?

— Этот вопрос тоже не ко мне.

— Где работают выпускники миссионерского факультета ПСТГУ?


— За эти годы мы выпустили более 1000 человек. Около 70 из них приняли сан, среди них есть епископы, священники, дьяконы, монахи и монахини, игумены и игуменьи.

Наши выпускники трудятся почти во всех православных школах, а также в общеобразовательных школах, они идут и в другие структуры, кто-то в министерства, кто-то в экономические структуры. У нас в России 10 000 воскресных школ, сколько там работает наших выпускников — я не знаю, сколько преподают в общеобразовательных школах основы православной культуры, сколько работают в паломнических службах — я тоже не знаю, но уверен, что все наши выпускники нашли достойную работу. Пусть они преподают не только религиозные предметы, но смеем надеяться, что своим присутствием, своим нравственным обликом они несут и миссионерское служение.

Конечно, есть среди выпускников и такие, которые, к сожалению, не справились со своей жизненной задачей, те, кто несерьезно отнеслись к этому призванию Божию — быть миссионером. Но, надеюсь, да это и известно, что таких сравнительно немного.

Миссионерский монастырь


Проблема воспитания миссионеров — апостолов, посланников Христовых — была, есть и будет важнейшей задачей нашей Церкви. Известен воспитательный проект преподобного Макария (Глухарева), который был почти полностью принят и реализован, но не им, а его последователем, и сегодня известен как «Проект святителя Филарета Московского». Как я уже сказал, он был реализован почти полностью, но кроме одного момента.

В него входил пункт, согласно которому для образования и, что более важно, воспитания достойных миссионеров (да и не только миссионеров, но и достойных священников и дьяконов) необходимо создавать специальные миссионерские монастыри по образу Оптиной и Глинской пустыни. В них бы образованные монахи вместе с духовно опытными наставниками образовывали и воспитывали юное поколение и духовенства, и миссионеров. Этот проект так и не был реализован, в Русской Церкви до сих пор так и не смогли организовать подготовку полноценных миссионеров.

В этом отличие наших миссионеров от тех, которые действуют в европейских католических и протестантских церквях, где организована именно преемственность обучения. Я не говорю, что мы должны копировать систему обучения иезуитских школ. Ни в коем случае! Речь идет о том, что такой опыт существует, и нам надо знакомиться с этим опытом создания преемственных структур подготовки миссионеров.

Я считаю, что положение о подготовке миссионеров — очень важный документ, но это только первый шаг. Надеюсь, что последуют и следующие шаги, и в будущем в Русской Церкви будет организован миссионерский монастырь для подготовки настоящих пастырей и миссионеров — апостолов и дальнейшего духовного просвещения русского и других братских нам народов.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 2295

Ключевые слова: Образование, миссонерство

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (42)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930