Опубликовано 08.03.2014 в рубрике  Новостная лента
 

Хочешь посмотреть преисподнюю - иди в кино


После просмотра последнего фильма Алексея Германа …


 

Алексей Юрьевич Герман был крупным режиссером отечественного авторского кино. Свою первую кинокритическую статью в газете «Ленинградская правда» в 1986 году я написал именно про первый германовский фильм «Проверка на дорогах» («Операция с «Новым годом»!). Герман снял его на «Ленфильме ещё в 1971 году, советская власть его запретила и положила на полку на 15 лет. Глупость большая - более патриотического в самом лучшем смысле этого слова кинопроизведения о войне следовало бы ещё поискать. В этом плане его можно сопоставить разве что с «Ивановым детством» А.Тарковского, при том, разумеется, что Тарковский - это религиозный художник-метафизик, а Герман - прежде всего мастер экзистенциального и социального реализма.

«Проверка на дорогах» - это рассказ о судьбе предателя (действительного или мнимого), который кровью искупает свою вину в партизанском отряде. Поистине потрясает финал картины. Русско-советские войска неудержимо движутся на Берлин. Вместе с ними идут бывшие «лесные мстители» - теперь уже солдаты и офицеры победоносной регулярной армии. Где-то по пути они «всем миром» вытаскивают застрявший на дороге военный грузовик (явный киносимвол «машины» всей нашей Руси-матушки) - и на лицах преодолевших всё мужчин видны очистительные слезы радости - слезы победы! Помнится, после появления той статьи Алексей Юрьевич при встрече на «Ленфильме» крепко пожал мне руку, Что было, то было.

Затем вышел ещё один шедевр - «Двадцать дней без войны» по сценарию К.Симонова с Ю.Никулиным и Л.Гурченко в главных ролях. Та же самая война - но уже в тыловом азиатском городе, где разворачивается краткий роман героев. И дело здесь не столько в романе, сколько в том, где и как он происходит: в перипетиях чудовищного переселенческого быта, среди эвакуированных из Москвы артистов, на фоне местной «верблюжьей» экзотики, вообще среди вздыбленной войной страны. Мастерство Германа-режиссера достигает здесь необычайной точности - любая значащая деталь на месте. И всё же главную смысловую роль в этой картине несет музыка, которая выводит, казалось бы, документальный зрительный ряд на уровень мощного смыслового обобщения. После митинга на заводе, на котором «случайно» выступает главный герой-фронтовик, маленький оркестрик играет «Священную войну» - и как играет! Снова зритель вводится в пространство духовного катарсиса - не напрасны перед Богом и людьми жертвы, принесенные народом и каждым отдельным человеком в этой страшной войне. И земная смерть - это ещё не конец.

А вот дальше, на мой взгляд, у Германа произошел загадочный творческий срыв. В 1998 году на экраны вышел его четвертый фильм «Хрусталёв, машину!» - о позднем сталинском времени и его людях. До сих пор не знаю, что хотел сказать автор этим произведением. Несколько раз начинал, но так и не смог досмотреть этой картины до конца. И в этой своей зрительской реакции я, как ни странно, совпал с реакцией кинофестиваля в Каннах, хотя ни лично, ни творчески не имею ничего общего с компанией киноманов-эстетов, перекормленной фильмами всех времен и народов. В «Хрусталеве» на экране царит хаос - причем тяжкий, холодный, мертвый. Душевно и физически его почти невозможно вынести. Герман здесь абсолютизирует своё «броуновское движение» фабулы, получая в итоге нечто в буквальном смысле инфернальное. Можно, конечно, сослаться на само изображаемое в кадре время - начало 1950-х. Но такая позиция художника есть не что иное, как символическое вычеркивание России-СССР из истории, чем занимаются, например, современные литературные и даже церковные либералы. По предшествующим фильмам о Германе этого никак не скажешь.

И вот, наконец, появился последний, посмертный фильм мастера - «Трудно быть богом» по повести Стругацких. Самое лучший подзаголовок ему придумал итальянский философ Умберто Эко: добро пожаловать в ад. Режиссер выносит смертный приговор истории и человеку. Ему нечего предложить людям, кроме смерти. Более того, положительный герой фильма сам по совести убивает, ибо ничего другого ему не остается. Он окружен недочеловеками, и единственное их будущее - небытие.

Таков результат духовного ослепления талантливого кинематографиста. Неверующих людей, как известно, не существует, только одни верят в Бога, а другие верят в смерть. Герман поверил в смерть, и пригласил в свою веру зрителей, всех нас. Действительно, если Бога нет, то все позволено. Если царит смерть, то жизнь - ад. Если бытие - это черная дыра, то никакого искусства быть не может. Хотите посмотреть преисподнюю - идите в кино.

Мало крикнуть, что в доме темно. Надо внести туда свечу. К несчастью, свеча Алексея Германа погасла.

Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор

Русская народная линия

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/05/hochesh_posmotret_preispodnyuyu_idi_v_kino/

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1410


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930