Опубликовано 09.06.2017 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Старые обряды: шаги навстречу


Почти четыре века прошло после церковного раскола. Отменены клятвы на старые обряды, налаживается диалог, идет поиск совместной позиции по проблемам, существующим в современном обществе. Иерархи Московского Патриархата встречаются с представителями старообрядцев, действует общецерковная комиссия по диалогу. А в конце мая 2017 года духовный центр старообрядцев в Москве – Рогожскую слободу – посетил Президент России Владимир Путин... Как найти общий язык, преодолеть негативные стереотипы прошлого, наладить взаимопонимание и в идеале устранить существующее разделение? Об этом – настоятелем Свято-Троицкого храма города Балаково в Саратовской области архимандритом Амвросием (Волковым), ответственным за взаимодействие с представителями старообрядческих согласий, действующих на территории Покровской епархии.
 
Старые обряды: шаги навстречуОтец Амвросий, Поместный Собор 1988 года принял Обращение ко всем старообрядческим согласиям, пригласив их к диалогу. Старообрядческая сторона инициировала создание комиссий по диалогу, но четко обозначила цель – это каноническая оценка Белокриницкой иерархии со стороны Русской Православной Церкви. Поясните, что это значит?

– В любой Церкви, в том числе и Православной, существует иерархия. Если эта иерархия законна, преемственность идет от апостолов, с апостольских времен; мы говорим, что Церковь является истинной. Но если у раскольников собирались, например, двенадцать священников, которые рукополагали архиереев, это абсолютно противоречило не только традиции, но даже учению самой Церкви, и такая Церковь не могла быть признана. Как и Церковь, куда уходили епископы, лишенные сана, отлученные или запрещенные в священнослужении. Естественно, если они продолжали совершать богослужения, тем более хиротонии, то эта Церковь не могла называться истинной.

Что касается Белокриницкой иерархии – в 1846 году бывший Босно-Сараевский митрополит Амвросий переходит в старообрядчество и создает в Белой Кринице старообрядческую иерархию, возобновляет хиротонии, т.е. начинает рукополагать епископов, священников, диаконов. Русская Церковь не признала эти хиротонии, считая, что митрополит Амвросий совершил канонические преступления, отпав от Церкви и совершая архиерейские священнодействия, в том числе рукоположения, не имея на то разрешения своего Первоиерарха. Такова предыстория. Как будет дальше в области признания или непризнания иерархии, это зависит от Священноначалия.

В противовес расколу появилось единоверие, когда старообрядческие приходы подчинялись нашим правящим архиереям, но сохраняли иконы старого письма и старые богослужебные книги. Прижилась ли эта практика у нас?

– Старообрядная традиция – огромный пласт культуры. Здесь и богослужение интересно, и молитвы, и требы, и пение. У нас существуют приходы, где богослужение совершается по старому обряду – в подмосковной Михайловской слободе, в самой Москве, в Нижегородской епархии, в Ленинградской области и многих других регионах есть приходы старообрядные, которые находятся в подчинении архипастырям Московского Патриархата. Сейчас от термина «единоверие» отошли – больше говорят «старообрядные приходы». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию древнерусским чином, в соборных храмах Ярославской митрополии были совершены такие же литургии. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин также с большим благоговением относится к старине, к этим службам…

По мнению Патриарха, чтобы достигнуть подлинного примирения со старообрядцами, необходимо, прежде всего, чтобы решения церковной власти находили воплощение в конкретных делах на епархиальном и приходском уровне. Какая работа ведется в этом направлении в Покровской епархии?

– Заволжье и Саратовская область корнями своими уходят в старообрядчество. Среди наших прихожан немало выходцев из старообрядцев. Конечно, они утратили многие знания, многие традиции, но осталась память, что были у них предки-старообрядцы. Они ходят и в наш Троицкий храм в Балаково.

Личные отношения со старообрядцами, которые служат в Балаково, у нас хорошие, человечные – и с отцом Михаилом Родиным (Белокриницкая иерархия РПСЦ), и с отцом Владимиром Сальниковым (Древлеправославная Церковь). Например, когда шло обсуждение о выделении земли под храмы, мы поддержали их…

Мы отслеживаем диалог в общении, есть у нас и определенные планы на будущую совместную работу. Хорошо было бы, если б у нас в епархии, в митрополии были приходы в подчинении наших Преосвященных, где совершалась бы служба по старому обряду. Мне кажется, это было бы интересно и единоверцам, и их потомкам, и нашим прихожанам. Не о простом любопытстве речь, это ведь наше общее культурное наследие, и знать его, уважать традиции своих предков обязан каждый здравомыслящий человек.

Но тут и трудности есть: требуются специалисты, у старообрядцев – и то их не хватает. Если брать Рогожское кладбище в Москве (духовный центр старообрядчества Белокриницкого согласия), другие крупные старообрядческие храмы – там традиции передаются и сохраняются. В провинции же практически все утрачено…

Сколько старообрядческих согласий зарегистрировано в Балакове?

– В нашем городе осуществляют богослужебную деятельность два старообрядческих прихода: церковь преподобного Серапиона Черемшанского (Русская Православная Старообрядческая Церковь) и Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Древлеправославная Церковь).

Найти общий язык после 360 лет разделения и противостояния не так-то просто…

– Наша Церковь со своей стороны делает многое, чтобы этот диалог состоялся. Проходят встречи, совместные мероприятия, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополит Корнилий участвует в основанном под эгидой Московского Патриархата общественном форуме – Всемирном русском народном соборе, Святейший Патриарх Кирилл общается с главами старообрядческих церквей – то есть сейчас общение идет на всех уровнях. И это уже большое достижение по сравнению с тем, что было 100-200 лет назад.

Скажите, кто из нас мог предположить, что мы объединимся с Русской Зарубежной Церковью? Ведь такая стена между нами стояла, и вот рухнула эта стена, мы стали едиными. Все в руках Божиих, и остается надеяться, что придет время и нам открыть глаза и сердце друг на друга.

Наша Церковь, мне кажется, неоднократно протягивала эту руку дружбы, диалога. Мы же не призываем их непременно служить так, как мы, не ставим старообрядцев в один ряд с инославными. Древняя Церковь не зря говорила, что в главном должно быть единство, во второстепенном – свобода, и во всем – любовь. Мы знаем, что апостолы даже Пасху праздновали по-разному – одни под определенным числом, а другие в определенный воскресный день, пока Собор не утвердил, как должно проходить это празднование. Так и здесь: преодолеем ли мы разделение и когда – известно лишь Богу.

Можем ли мы посещать храмы старообрядцев, участвовать в богослужениях?

– Принимать участие в богослужении – нет. Зайти, на службу посмотреть можно, но если вы придете в старообрядческий храм, на вас сразу обратят внимание. У них свои строгие правила: где кто должен стоять, как проходить, как кланяться. У нас отношение к этому более лояльное. Если люди постоянно ходят в наш храм, они знают, как поступать в том или ином случае, как к иконам подходить, как благословение брать, куда можно пройти, куда нет… К тем, кто просто заходит в храм, мы относимся снисходительно. В приходах старообрядческих все гораздо строже, и человек, который зайдет в храм просто посмотреть, сразу почувствует обостренное внимание. Если вы захотите исповедоваться, их священник у вас не примет исповеди.

Когда у нас в городе еще не было старообрядческих приходов, приверженцев старых обрядов к нам больше ходило. Меня как-то попросили совершить соборование по старому обряду, погребений было несколько. Приезжала дочь усопшей, я у владыки взял благословение и по старому требнику совершил чин погребения. Соборование, кстати, у них тоже отличается от нашего, хотя обряды эти признаются сами по себе спасительными.

Сейчас у старообрядцев есть свои храмы, туда они в основном и ходят. Мы же хотим, чтобы все наши прихожане, оставаясь православными, знали еще и истоки своей культуры, обычаи и традиции своих предков.

По сути, у нас одна система нравственных ценностей, одни проблемы, включая и распространение в России чуждых учений, одни задачи, среди которых – и борьба с пьянством, наркоманией, развратом, пропагандой всевозможных видов порока. То есть поле для совместной работы есть…

– Да, у нас одна Родина, одни ценности и одни проблемы. И мы не можем поставить между собой непреодолимый забор, потому как решать эти проблемы не под силу одной Церкви – они выходят за рамки любой конфессии: старообрядчества или нашего Православия, ислама или иудаизма. Это та площадка, то поле, где у нас уже идет совместная работа. А старообрядцы к тому же ближе всех к нам: у нас одно учение, богослужение практически одно.

Сейчас регулярно проходят встречи, собеседования, конференции. В рамках Рождественских чтений работает секция, посвященная старому обряду в жизни Русской Православной Церкви, ее возглавляет митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Многие из наших архипастырей хорошо знают старообрядчество, песнопения, богослужебную часть. Не так давно митрополит Волоколамский Иларион совершил несколько богослужений древним чином, включая Божественную литургию по древнерусскому чину в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове, где размещен Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции… Работа идет. Это реальность, а не пустые слова.

Что касается преодоления существующего разделения – считаете ли Вы его возможным? Будет ли у нас «одно стадо и один пастырь»?

– Возможно ли примирение? Русская Православная Церковь неоднократно заявляла и заявляет о готовности идти навстречу. Мне кажется, здесь шаг должен быть за старообрядцами. Но уже одно то, что нет такого противостояния, которое было в течение почти четырех веков, – это очень много. А дальше? Как Богу будет угодно…

Беседовала Валентина НИКОЛАЕВА

В основе материала –
публикация сайта Покровской епархии

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1348


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930