Опубликовано 09.08.2017 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Дефицит культурной речи

Народный артист СССР Игорь Кириллов — о том, чего не хватает сегодняшним тележурналиста.  
Смотрю телепрограммы и все чаще задумываюсь не о том, что говорят, а о том, как говорят представители современного телевидения. На мой взгляд, культура речи, культура преподнесения текста сегодня повсеместно страдает. Между тем всем, кто обращается к нам с телеэкрана, важно помнить, что русская литературная разговорная речь — наше все.

Учиться ей необходимо с раннего детства, и первейшая задача родителей — помочь в этом своему ребенку. Мой отец был военным, служил в армии, долгое время проработал в Воениздате. К русскому языку относился всю жизнь очень строго, не позволял себе каких-либо вольностей. И бабушка, и тетушка, с которыми мы жили в одной квартире, тоже говорили на настоящем московском грамотном языке — замоскворецком. Они происходили из дворянского сословия, и культура речи, как и культура общения, была у них в крови. Видимо, это передалось мне. А мама служила библиотекарем, заботилась о круге моего чтения. Неназойливо, дипломатично предлагала мне литературу, которая развивает не только ум, но и речь.

Меня часто спрашивают: как научиться хорошо и свободно говорить? В первую очередь, нужно много читать, в том числе обязательно вслух. Когда человек читает много хорошей настоящей литературы, она откладывается у него в сознании, фиксируется нашим компьютером — мозгом и побуждает говорить так же красиво и грамотно.

Во-вторых, важно заниматься ораторским искусством, этого мастерства не хватало и раньше, не хватает и сегодня многим нашим журналистам. Программы специализированных факультетов порой проходят мимо этого колоссального учения, а ведь на нем основывается все искусство радио и телевидения, с речи телевизионных ведущих берут пример граждане страны.

В третьих, каждый человек телевидения должен развивать свой природный артистизм. Можно даже сделать для себя репертуар: на собрании друзей прочитать вслух рассказ Чехова или Куприна, прозу Пушкина, других любимых классиков. Недавно мы отметили 80-летие телеведущего Николая Николаевича Дроздова. Он — ученый муж, доктор наук — умеет рассказать эмоционально, образно, убедительно о виденном и пережитом на прекрасном русском языке. В основе его таланта лежит тот самый артистизм, который, в принципе, есть в каждом человеке. Это не образ, его не получится наиграть. Это то, о чем говорил Станиславский — быть самим собой в предлагаемых обстоятельствах.

К сожалению, во времена моей работы на телевидении речь не всегда была такой, какую мне хотелось бы слышать, зачастую присутствовала казенщина, официальность. Я по мере сил — интонацией, подачей — с этим боролся. А сегодня жаль, что английские слова вошли в наш повседневный обиход и в речь телеведущих, и часто их объем превышает разумный, необходимый для естественного обогащения языка.

Но сама по себе красивая, грамотная, не замусоренная иноязычными заимствованиями речь — еще не стопроцентная гарантия успеха. Важно в нашем деле то, что называется подачей текста. Кто такой диктор? По словарю, лицо, читающее текст перед микрофоном. Но в то же время диктор — личность со своими эмоциями и мыслями.

Наши учителя так определяли дикторские задачи. Важно: что я говорю — содержание, которое нужно знать досконально. Кому я говорю — обращаться с экрана нужно не ко множеству людей, а к одному-единственному конкретному зрителю. И третье — зачем я это говорю, чего хочу — успокоить человека или взбодрить его, а может быть, сделать так, чтобы он переосмыслил события, которые происходят в стране и мире. Все эти правила относятся не только к дикторам, но и к комментаторам, обозревателям, репортерам, словом, ко всем теле- и радиожурналистам.

Раньше телевидение не только информировало, оно было искусством. Лучшие программы запоминались, потому что ведущие владели русским языком в совершенстве. Когда выступал со своими рассказами знаменитый Ираклий Андроников, улицы вымирали. Его и сегодня помнят и любят, это и есть вершина, к которой нужно стремиться. 

Сила слова огромна и многими недооценена. К фильму «Метель» по произведению Александра Сергеевича Пушкина музыку написал великий русский композитор Георгий Васильевич Свиридов. Мы были знакомы, и как-то я у него спросил: «Как вам удалось написать такую изумительную музыку к фильму не такому уж великому?». Он ответил: «Очень просто, я читал вслух повесть Пушкина, и музыка зазвучала во мне».

До тех пор, пока существует наш язык, существует русская культура. Как только начинает исчезать язык, а мы как раз переживаем это очень тяжелое время, в опасности оказывается и культура, а с этим фактом нам мириться никак нельзя.

Автор — народный артист СССР, телеведущий, диктор Центрального телевидения.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 996


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Январь 2023 (65)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)
Август 2022 (43)

«    Январь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031