Опубликовано 23.05.2016 в рубрике  Образование
 

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению


Бадалова Ольга Энвэровна
Государственное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 689
Невского района Санкт-Петербурга

 
В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы, взрослые, родители и учителя. Целью нашей работы является духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь.

Существует много способов и методов для достижения этой цели. Применяются традиционные и современные методические технологии: организация работы с «Дневником читателя», «Портфелем читателя», проектная деятельность, внеклассная воспитательная работа, семейное чтение.

Я хочу остановиться на одной из форм - внеклассной воспитательной работе. Ориентация деятельности в школе осуществляется на основе формирования духовно-развитой личности младшего школьника через приобщение к историческому, культурному, духовному наследию русского народа. Совершенствуются формы и методы воспитательной работы на основе праздников, внеклассных и внешкольных мероприятий. Воспитательная работа в начальной школе является важным фактором, в общем, и литературном развитии личности младшего школьника. Участие детей и родителей во внеурочных формах работы с детской книгой – это показатель уровня формирования духовно-нравственной культуры, формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития. Целью такой работы является появление у детей потребности в читательском самовыражении, осознание своих возможностей для включения в творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга. Очень важно активно привлекать в работу с детским коллективом родителей. Для этого существуют несколько правил эффективного взаимодействия с родителями.
  • «Родитель - должность, требующая бесконечного терпения, чтобы её исполнить, и не требующая никакого терпения, чтобы её получить». Леонард Луи
  • Нельзя беседовать с ними второпях, на ходу.
  • Уметь выбрать правильный тон. Не поучать и назидать.

Основная задача в сотрудничестве, на которую я опираюсь в своей работе - это оказание психолого-педагогической помощи и поддержки в воспитании детей. Для этого создаю основные условия для сотрудничества:
  • взаимная заинтересованность и совместные усилия сторон в
  • реализации воспитательных целей
  • открытость и взаимное доверие
  • взаимопомощь
Учусь строить отношения с родителями ориентируясь на взаимное доверие. Подчёркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьёй, постоянно демонстрирую желание оказать педагогическую помощь родителям. Поэтому во всех мероприятиях, которые мы готовим вместе с ребятами, обязательно участвуют и взрослые. Некоторые ни отчего не отказываются, другим подбираю занятие по интересам и желаниям, а к другим применяю «эффект неожиданности».

Что рассказать вам о себе?
Разве дело то во мне?
Расскажу я о работе,
На такой весёлой ноте
Про детишек расскажу,
И стихами напишу.
Много праздников у нас,
Веселится целый класс.
И родитель не в сторонке!
Вместе с нами он поёт,
Пляшет, хоровод ведёт.

ДЛЯ ТОГО , ЧТОБЫ МАКСИМАЛЬНО ПРИВЛЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ, МЫ СОВМЕСТНО ПЛАНИРУЕМ РАБОТУ НА ВСЕ ЧЕТВЕРТИ УЧЕБНОГО ГОДА. На родительских собраниях провожу анкетирование, учитываю пожелания родителей, провожу обязательный анализ проведённых мероприятий, выслушивая мнения родителей и их рационализаторские и новаторские предложения.

Особое внимание уделяю работе с этнокалендарём, так как наравне с традиционными Новым годом и 8 марта, проводим нетрадиционные праздники, которые очень нравятся детям, родителям, а так же бабушкам и дедушкам. Праздники – это мосты от нас к детям.

Праздник- душа народа. Он нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения. Праздник хранит историю Времени и Народа. Восстановить утраченные традиции отечественных праздников- задача коллективная и очень важная.

Каждому фольклорному празднику по этнокалендарю предшествует большая подготовительная работа. Распределяются роли, ведётся работа над лексическим значением тех, или иных слов, которые считаются устаревшими и не употребляются в современной речи. Прошёл классный час, посвящённый традициям на осенних посиделках, обычаям. Знакомство с русскими народными играми и песнями. Дети и родители работали совместно с большим количеством литературы по этой теме. Я разработала творческие задания, которые требовали не только проявление своей творческой деятельности и фантазии, но и опирались в большинстве своём на литературные источники. Родители вместе с детьми посетили библиотеку, работали в читальном зале.

Сценарий праздника построен на разноплановом действии- программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение не только участников-детей, но и участников- родителей. Для того, чтобы родители принимали активное участие не только в подготовке праздника, но и держали активную позицию и на самом празднике, нужно создать определённые условия. Обязательно продумать этапы праздника, на котором включатся не только папы и мамы, но и бабушки и дедушки. Для каждой категории существуют свои активные позиции, и их нужно соблюдать. Не каждый папа или дедушка сможет выйти танцевать или петь, значит нужно продумать действие, которое могли бы выполнить и те и другие. На этом празднике мужская половина с удовольствием принимали участие в разыгрывании ярмарки, мамы пели и плясали, ну а бабушки, которым тяжеловато было танцевать и стеснительно петь, с удовольствием играли в «золотые ворота»… Ребята были удивлены новой ролью родителей, увидели их с другой стороны, узнавали много нового. Оказывается бабушка с удовольствием играет в игры, мама хорошо поёт, а папа и дедушка умеют быстро проговаривать скороговорки…Такие праздники укрепляют взаимоотношения в семье, ребёнок понимает, что взрослые не всегда стоят на позиции авторитарности. А так же, такое неформальное общение между учителем и родителем создают прекрасные условия для дальнейшего сотрудничества и взаимодействия.

Самый главный побудительный пример к действию- это личный пример учителя. Если родители видят заинтересованность педагога в подготовке, желание сделать что-то больше и интересно, личное участие в организации праздника, то и отклики как правило бывают быстрые и безотказные. А если учитель ещё и сам имеет главную роль в празднике, не как ведущий, указывающий кому и когда выступать, но и игровую роль, то активное участие родителей обеспечено на протяжении всего праздника.

Общению юных читателей с книгой помогает так же сотрудничество с Центральной детской библиотекой. Тематические беседы, встречи с интересными людьми, выставки книг, игры-путешествия, конкурсы рисунков, творческие конкурсы помогают развивать творческую мыслительную активность читателя и интерес к чтению. Главным результатом внеклассной деятельности является духовно-нравственное становление личности ребёнка, просвещение ума и сердца. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего, гармоничного развития личности. Но воспитательное воздействие возможно лишь в том случае, если будет развиваться способность к восприятию литературы – творчество самого читателя. Опыт работы с детьми показывает, что именно младшие школьники обладают возможностями, для развития художественно-образного, интеллектуально-эмоционального восприятия книги. Это связано с особенностями их эмоциональной сферы и мышления. Большое значение имеет выбор форм, методов работы, в основе которых должны лежать принципы развития познавательной, творческой активности учащихся, чтобы приучить детей любить и читать книги по личному выбору и полноценно в семье и школе. Важную роль в формировании этой способности играют родители и учитель, помогая делать первые шаги навстречу книге своим детям, приобщая к совместному чтению в семье и школе.

Всё выше планка день за днём…
Но… надо перепрыгнуть…
Уверена – перемахнём,
Желание – мои крылья.
 
Публикует по сборнику
"Методика и педагогическая практика. Общероссийская конференция 2011 год"

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 2442


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (48)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930