Опубликовано 03.10.2015 в рубрике  Православная семья, Православное воспитание
 

Анна Ромашко. Как выжить верующему ребенку в миру?

 
Анна Ромашко. Как выжить верующему ребенку в миру?Трудная тема – отношения верующих детей с миром, точнее – детей из верующих семей со своими нерелигиозными сверстниками. Сама ситуация предполагает напряжение и конфликт, особенно сегодня, когда Церковь достаточно определенно противопоставляет себя тем тенденциям и реалиям общественной жизни, которые отождествляет с грехом, – и которые уже вполне присущи нашему социуму. Хотим мы этого или нет, но духовный вопрос в жизни людей сегодня как никогда актуален и остр, даже если человек позиционирует себя неверующим.

«Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5, 16)

Дети и так обыкновенно предубеждены друг против друга, недружелюбны – и без разбирательств, кто во что верит. А религиозный вектор придает этой детской настороженности еще больший градус. Я бы сказала, что особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, когда ребенок уже участвует в семейных разговорах и обсуждениях, начинает интересоваться жизнью вокруг. Но бывают ситуации, когда дети 8-11 лет уже воспринимают себя противниками веры и особенно Церкви как некоей паразитарной и лживой организации, адепты которой старательно всех обманывают и вмешиваются не в свои дела.

Евангелие очень мало напоминает книги других религий, где люди могут почерпнуть знания о том, как жить – и властвовать над миром. Новый Завет распинает нас на Кресте и учит побеждать прежде всего самого себя, быть всем слугой, чураться и убегать всякой идеи о могуществе, торжестве грубой силы. В том мире, где живут и учатся наши дети, за редким исключением, царит жестокость. Приводить примеры считаю излишним: каждый из нас на собственном опыте с детских лет знаком с этим явлением. Много подтверждений тому находится и в классической литературе. Поэтому скажу без преувеличения: детям из нормальных верующих семей весьма нелегко выживать в нашем обществе. Евангельские нравственные императивы и заповеди, разумеется, ничего общего с общепринятыми законами жизни не имеют, и применить на деле, например Христов призыв подставить левую щеку, если тебя ударили по правой… мягко говоря, тяжело.

Как же быть? 

Единственное, что возможно противопоставить этому, – деятельное благочестие всей семьи. Чтобы ребенок приходил в любой коллектив из дома, как из храма, – то есть, шел вместе со Христом, не расставаясь с Ним. Не с транспарантом, на котором изображено распятие, а с ласковым Другом, с христианским сердцем. Главный вопрос: как это вообще возможно осуществить ребенку.

Попытаюсь ввести несложное понятие «духовный элитизм». В переводе на человеческий язык это – радость, воспринятая ребенком в своей семье. Наша родительская задача – научить детей радоваться и не унывать, быть в каком-то смысле выше насущных житейских проблем. Здесь православие – незаменимая вещь!

Приведу пример. Один знакомый ребенок учится в 11 классе самой обычной школы, и ей было до некоторых пор тяжело общаться со сверстниками. Какова картина класса? Многие дети живут в неполных семьях, все поголовно матерятся, девушки, как правило, находятся в печали: кто из-за нереализованных амбиций, кто-то из-за неважных жизненных перспектив, несчастной любви, практически у всех «все плохо», торжествует дух уныния. Есть несколько ребят-представителей субкультуры, как то «анимэшники», «качки». Часть парней откровенно выпивают.

Но в целом – уровень успеваемости выше среднего: внешне все выглядит неплохо. Девушки занимаются танцами, атлетизмом. Педагоги стараются задействовать учеников в театральных постановках, привлекают к разным общешкольным мероприятиям: ветеранов поздравлять, чтения различные библиотечные проводить, спортакиады и прочее – всец как обычно это принято в школах.

Но… На переменках полно матерящихся девушек, которые в разговорах о мимими-младшем-братике, о любимой маме употребляют грязную ругань. Это звучит особенно мерзко. К сожалению, это просто модно – что называется, ничего личного. Некоторые мальчики покуривают, «кидают насвай», потом совершенно дико себя ведут: хохочут, «тупят», лениво дерутся. И снова – вездесущий мат. Интерес к жизни у детей снижен, очень слабая мотивация, несмотря на близость поступления в вузы и вообще взрослой жизни. Последнее – вообще примета времени, взрослеющее поколение не очень радостно смотрит в будущее.

Девочка пришла в этот класс в прошлом году. Родители переехали и стали жить очень далеко от православной гимназии, где она училась раньше. Приняли решение сэкономить на дороге в пользу свободного времени.

Первое время, несмотря на то, что высыпаться удавалось лучше, ребенок приезжал с головной болью. И только одним определением для светской школы: была в Мордоре.

– У меня в голове так и звучит этот мат… Такая слизь поганая, никак из головы ее не вытравишь. Очень устаю. 

Родители со своей стороны пытались как-то ее перенаправить: не зацикливаться на этом, не осуждать, если просят – ну дай и списать, помогай кому можешь и, главно, преследуй свои учебные цели, впереди большая работа по подготовке к ЕГЭ.

Стоит ли говорить, что с одной стороны в такой ситуации хочется спрятаться и чтоб тебя не замечали, а с другой – добродушие и присущая православным детям жизнерадостность берут верх. И начинается жизнь: успехи, спортивные достижения, бесхитростное, доброжелательное общение без зазнайства и «понтов». Все это не может не располагает к себе окружающих. В конце года завуч остановила девочку со словами:

– Мы тут разговаривали про тебя с твоими одноклассниками. Две из них сказали, что им все время хочется тебя обнять и что ты «прикольная» и веселая. 

Более того, на общеклассном соцопросе ей единодушно присвоили статус лидера и она, как ни странно, заняла среди «популярных людей класса» второе место. И однажды в конце года, когда среди шумного обсуждения «дебильных церковников» девочка встала и сказала, что она верующая, не все здесь, мол, атеисты – ребята уважительно замолчали.

«Рецепт общения верующих и неверующих детей – неосуждение, доброжелательность, воспитанность, доброта и скромность, помноженные на простое семейное счастье родителей»

Так, на мой взгляд, рецепт общения верующих и неверующих детей – неосуждение, доброжелательность, воспитанность, доброта и скромность, помноженные на простое семейное счастье родителей. Вот такой православный «духовный элитизм», если хотите. Увы, выходит, верующим детям, чтобы нормально общаться с окружающим миром, нужно стать своего рода примером, фонариком, батарейкой – свечой, которую не прячут под спуд, но светит она всем вокруг.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 1364

Ключевые слова: воспитание детей, Анна Ромашко

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


26 мая
26 мая состоится общегородской крестный ход...
21– 23 ноября
21– 23 ноября 2019 г. состоится XVIII Уральская родоведческая научно-практическая...
2019
В 2019 году в г. Новосибирске пройдет II этап конкурса «За нравственный подвиг учителя»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Май 2019 (62)
Апрель 2019 (67)
Март 2019 (71)
Февраль 2019 (103)
Январь 2019 (80)
Декабрь 2018 (61)

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии