Опубликовано 30.03.2016 в рубрике  Православное воспитание
 

Анатолий Исупов. Как воспитывали дворянина


Представляем вниманию наших читателей статью действительного члена Российского Дворянского Собрания Анатолия Георгиевича Исупова.
 

 

Русский дворянин, аристократ XIX века - это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик несли в себе отпечатки определенной культурной традиции. Именно поэтому современному человеку (артисту в кино, на сцене) так трудно его изобразить. Подражание внешним особенностям поведения выглядит фальшиво. Так называемый хороший тон в жизни состоял в органическом единстве этических и эстетических норм.

 

Во второй половине XVIII века дворянская элита культивировала лидерство своего сословия в политической и культурной жизни России, справедливо усматривая основную преграду к достижению этой цели в удручающе низком культурном уровне подавляющего большинства русских помещиков (комедия "Недоросль" Д.Ф. Фонвизин).

Анатолий Исупов. Как воспитывали дворянинаНесмотря на немалые трудности, духовные вожди (дворяне-писатели, священнослужители) брались за воспитание детей Простаковых и Скотининых, стараясь сделать из них просвещенных и добродетельных граждан, благородных рыцарей и учтивых кавалеров.

К дворянским детям применялось так называемое "нормативное воспитание", согласно которому личность, сохраняя и развивая свои индивидуальные качества, отшлифовывалась соответственно определенному образу. В XIX веке в России встречались люди, поражающие нас сегодня бесподобной честностью, благородством и тонкостью чувств. Они вырастали такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию. При этом необходимо иметь в виду то, что "дворянское воспитание" это не педагогическая система, не особенная методика и даже не свод правил, это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый младшими от старших частью сознательно, частью бессознательно путем привычки и подражания. Понятие "дворянский тип поведения ", конечно, крайне условно. У каждого сословия были свои пороки и слабости, были они и у русского дворянства. Идеализировать его не нужно. Что было хорошего в русском дворянстве?

Пушкин А.С. рассуждал: "Чему учится дворянство — независимости, храбрости, благородству, чести". Образ жизни может их развить, усилить или задушить. Нужны они в народе простом? Нужны!Пушкин считал, что поколение людей «Александровской эпохи» всегда будет служить ярким образцом того, какие люди могут формироваться в России при благоприятных обстоятельствах. Можно сказать, что в дворянской среде развивались те качества русского человека, которые в идеале должны были проникать в общественную среду. Дворянская культура во всем ее объеме (от произведений искусства до хороших манер) могла стать достоянием всех сословий в России в XX веке. К несчастью русская история пошла совсем другим путем, путем трагическим и кровавым.

Анатолий Исупов. Как воспитывали дворянинаЕстественная культурная эволюция была прервана, и теперь можно только гадать, каковы были бы ее результаты. Быт, стиль отношений, неписаные правила поведения оказались самым хрупким материалом, его нельзя было укрыть в музеях и библиотеках - это в современной реальной жизни оказалось невозможным. Попытка вернуть утраченное путем обучения "хорошим манерам" вне православия и без соответствующей окружающей культурной среды, не могут принести желаемого результата.

Попытаемся же если не восстановить, то хотя бы вспомнить некоторые черты исчезнувшего общества. Однако следует признать, что безупречно воспитанных людей было не так уж и много даже среди дворянского общества. В светском обществе было принято, чтобы таланты, выходящие из народа, даже из крепостных, если они подают надежду сделаться в последствии литераторами, учеными, художниками, принимались радушно и дружески, вводились в кружки и семьи на равных правах со всеми. Это было не фарсом, а сущей правдой - результатом глубокого, перешедшего в привычки и нравы уважения к образованию, талантам, ученым и литературным заслугам. Граф В.А. Соллогуб, аристократ и царедворец, друг А.С. Пушкина, заявлял: "Нет ничего нелепее и лживее, как убеждение в родовом чванстве". Бахвальство осуждалось, сдержанность и скромность ценились и рассматривались как признак аристократизма. Князь В.Ф. Одоевский, представитель древнейшего в России дворянского рода, говорил о своем аристократическом происхождении не иначе как в «шутливом тоне».

В России в XVIII веке и первой половине XIX века дворянство являлось сословием привилегированным и служивым одновременно, что рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувств избранности и ответственности. Военная или государственная служба являлась для дворянина обязательной формой служения обществу, России, Государю. Если дворянин не был на государственной службе, то он вынужден был заниматься делами своего имения и своих крестьян. Разумеется, не каждый помещик успешно вел хозяйство, однако же, отказ от надлежащего исполнения своих сословных внеслужебных функций воспринимался как поведение недостойное, заслуживающее общественного порицания, что и внушалось сызмальства дворянским детям.

Правило "служить верно" входило в кодекс дворянской чести. Это признавалось на протяжении многих десятилетий людьми, принадлежавшими к разным кругам дворянского общества. Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Кому много дано, с того много и спросится. В этом духе воспитывали детей во многих дворянских семьях. Вспомним эпизод из повести Гарина-Михайловского"Детство Темы". Тема запустил камнем в мясника, который спас его от разъяренного быка, а потом надрал ему уши, чтоб не лез, куда не надо. Мать Темы очень рассердилась: "Зачем ты бросил камень, негодный мальчик? Мясник грубый, но добрый человек, а ты грубый и злой. Иди, я не хочу такого сына. Ты всегда будешь виноват, потому что ему ничего не дано, а тебе дано, и с тебя спросится".

По высшим морально-этическим сословным установкам дворянину следовало быть храбрым, честным, образованным не столько для того, чтобы достичь славы, богатства, высокого чина, а потому что ему много дано, потому что он должен быть таким. Главной добродетелью считалась дворянская честь. Согласно дворянской этике честь не дает человеку никаких привилегий, а напротив делает его более уязвимым, чем другие. Честь являлась основным законом поведения дворянина, преобладающим над любыми другими соображениями, будь то выгода, успех, безопасность и просто рассудительность.

Что такое дуэль? Дуэль была запрещена законом и с позиции здравого смысла являлась чистым безумием. Что толкало дворянина на дуэль? Боязнь осуждения, оглядка на общественное мнение, которое Пушкин называл "пружиной чести". Все это вырабатывало привычку отвечать за свои слова, оскорблять и не драться считалось пределом низости. Это диктовало и определенный стиль поведения: необходимо было быть сдержанным и корректным и при этом избегать как излишней мнительности, так и недостаточной требовательности. Необходимо владеть собой настолько, чтобы быть приветливым и учтивым даже с тем, кто точно тебя не любит и старается тебе навредить. Если ты своим поведением даешь понять окружающим, что задет и оскорблен, ты обязан будешь надлежащим образом отплатить за обиду. Но требовать сатисфакцию из-за каждого косого взгляда - ставить себя в глупое положение. Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль, но публичное же извинение делало конфликт исчерпанным. Постоянно присутствующая угроза смерти, поединка очень повышала цену слов и, в особенности, Слова, данного кому-то. Нарушить слово - значит навсегда погубить свою репутацию, поручительство под честное слово было абсолютно надежным. Известны случаи, когда человек, признавая свою непоправимую беду, давал слово застрелиться и выполнял обещание. В этой обстановке честности, порядочности, чувства долга воспитывались дворянские дети.

Дуэль как способ защиты чести несла еще и особую функцию, утверждало некое дворянское равенство, не зависящее от чиновнической и придворной иерархии. Напомним, что дуэль была официально запрещена и уголовно наказуема, офицер мог быть судим, изгнан из полка из-за дуэли, подсудны были и секунданты дуэлянтов. Почему все-таки были дуэли? Потому что дворяне воспитывались так, что стимулом жизни для них является честь. Воспитание, построенное на таких принципах, кажется безрассудным, но оно не только вооружает человека качествами, необходимыми для преуспевания, оно недостойное объявляет постыдным и тем самым способствует формированию морально организованного жизнеспособного общества.

Как понимать жизненный успех дворянина? В это понятие входит не только внешнее благополучие, но и внутреннее состояние человека - чистая совесть, высокая самооценка и прочее. Дворянское воспитание в наименьшей степени «практично». Честь превыше всего. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" описана сцена: разжалованный офицер Долохов в строю солдат.

— Как стоишь? Где нога? — закричал полковой командир и увидел, что Долохов одет в синюю офицерскую шинель.

— Зачем синяя шинель? Долой. Фельдфебель, — переодеть его дря...—но он не успел договорить.

— Генерал, я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить оскорбления, - поспешно сказал Долохов. Глаза генерала и солдата встретились, генерал замолчал.

— Извольте переодеться, прошу вас, — сказал он, отходя.

Анатолий Исупов. Как воспитывали дворянинаХарактерны отношения отца и сына. Как писал В.В. Набоков: "Я уверен, что уличи меня отец в физической трусости, он бы проклял меня". Эти слова очень показательны для дворянской среды. Князь Потемкин говорил своему внучатому племяннику: "Во-первых, старайся испытать, не трус ли ты, если нет, то укрепляй врожденную смелость частым обхождением с неприятелем". Заслуживает внимания и то значение, которое придается храбрости, и уверенность, что ее можно воспитать и выработать путем волевых усилий и тренировок.

Мальчик 10-12 лет должен был ездить верхом наравне со взрослыми. В детстве Александр II в возрасте 10 лет упал с лошади и несколько дней пролежал в постели, выздоровев, наследник престола продолжал тренировки. Рискованность подобных воспитательных процедур объяснялась искренней верой в их благотворность. Храбрость и выносливость были невозможны без соответствующей силы и ловкости. В лицее, где учился Пушкин, каждый день выделялось время для гимнастических упражнений, лицеисты обучались верховой езде, фехтованию, гребле, плаванию. Подъем в 7 часов, прогулка в любую погоду, простая пища. Требования к кадетам в отношении физической закалки были несравненно суровыми. Описание порядков в кадетских корпусах, да и в пансионах для благородных девиц, поражает своей суровостью и жесткостью (лежание девиц на полу для формирования прямой спины и правильной осанки, строгое соблюдение распорядка дня и т.д.).

Возникает вопрос: чем собственно отличается тренировка и закаливание дворянских детей от современных занятий физкультурой? Физические упражнения в дворянской среде призваны были не только укреплять здоровье, но и должны были способствовать формированию личности, укреплению дисциплины. Физические испытания как бы уравнивались с нравственными, любые трудности и удары судьбы должно переносить мужественно, не падая духом и не теряя собственного достоинства. Воспитанные люди, как считал А.С. Пушкин, отличаются от других невозмутимым спокойствием, которым проникнуты их действия - спокойно двигаться, спокойно жить, сдержанно переносить утрату (измену) своих жен, близких и даже детей, тогда как люди низшего круга не могут спокойно снести невзгоды, не поднимая при этом крика. В светской жизни человеку часто приходится встречать неприятные вещи с непринужденным (а подчас и веселым лицом), если он совершает какую-нибудь неловкость, он сглаживает ее своим хладнокровием, умеет скрыть от посторонних глаз мелкие досады и огорчения. Демонстрировать всем свое горе, слабость или смятение не достойно и не прилично.

Дворянские дети, прежде всего, приучались к элементарным правилам гигиены, к необходимости содержать в чистоте тело и одежду. В отношении к одежде правила хорошего тона требовали, чтобы самый дорогой и изысканный наряд выглядел просто. Одевать слишком много украшений считалось дурным тоном, предпочтение отдавалось немногочисленным редкостным и дорогим ювелирным изделиям. При этом непристойным считалась нарочитая демонстрация богатства. В обществе надо вести себя так, чтобы не вызвать раздражения, и делать окружающим только приятное. Нигде так не проявляется истинно хорошее воспитание, как в отношениях с людьми, по своему положению стоящими выше и ниже - изысканность манер состояла в том, чтобы с теми и другими держаться одинаково.

Настоящий джентльмен соблюдает правила приличия в обращении со своим лакеем и даже нищим на улице. Люди эти вызывают в нем сочувствие, а отнюдь не желание обидеть. Среди дворян бедность также не вызывала насмешек, было принято не придавать ей видимого значения. Вспомним, как Пушкин описывает гостиную Татьяны Лариной:

Никто насмешкою холодной,

Встречать не думал старика,

Заметив воротник не модный

Под бантом шейного платка.


И новичка-провинциала

Хозяйка спесью не смущала,

Ровна для всех она была,

Непринужденна и мила.

Чванство и высокомерие считалось безнадежно дурным тоном. Нельзя было стараться казаться умнее или ученее людей, в обществе которых ты находишься. Носи свою ученость, как носят часы во внутреннем кармане. Если спросят - ответь; говори часто, но не говори долго. Никогда не бери никого за пуговицу или за руку для того, чтобы тебя выслушали. Никогда не доказывай своего мнения с жаром и громко, говори спокойно. К чужим мнениям относись терпимо и уважительно. Не соглашаясь с кем-либо, прибегай к смягчающим выражениям: "может быть я не прав" или "я неуверен, но мне кажется..."

У русского дворянства никогда не было тех проблем в общении с простым народом, которые вставали перед разночинной интеллигенцией. В отличие от разночинцев, они жили среди народа и хорошо знали его. Помещики волей-неволей должны были хоть как-то разбираться в сельском хозяйстве и крестьянской жизни. Лев Толстой, в частности, внушал своим детям уважение к крестьянам, которых называл кормильцами.

Нравственные нормы и правила хорошего тона базировались на православной вере и усваивались, как правило, в семейном кругу. Дворянская семья объединяла гораздо более широкий круг людей, нежели современная семья. Не принято было ограничивать число детей: их, как правило, было много. Соответственно было много дядей, тетей и бесконечное количество двоюродных братьев и сестер; в круг семьи обычно включались и гувернеры. Многочисленные родственники могли исполнять обязанности гувернеров и вмешиваться в воспитание детей; представления о том, что воспитание - дело исключительно отца или матери не существовало. Послушание старшим, тем более родителям, считалось одним из основополагающих элементов воспитания. Согласно русской самодержавной идеологии царь являлся отцом своих подданных, что устанавливало аналогию между отношениями в семье и государстве в целом. Неподчинение воле родителей в дворянском обществе воспринималось как скандал.

Отношение к детям в дворянской семье было строгим и даже жестким. Но эту строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень требовательности к ребенку определялся тем, что его воспитание было строго ориентировано на норму, зафиксированную в понятиях о кодексе дворянской чести и правилах хорошего тона. И хотя многие дети учились дома, день их был строго расписан, с неизменным ранним подъемом, уроками, разнообразными занятиями. Посещение церкви, следование заповедям, вознесение молитв перед домашними мероприятиями (уроками, приемом пищи и т.д.) было обязательным. Завтраки, обеды и ужины проходили в кругу семьи всегда в определенное время. Дети-подростки никогда не опаздывали, за столом сидели мирно, не смели громко разговаривать и отказываться от какого-либо блюда, строго соблюдали этикет. За сколько-нибудь серьезные проступки детей наказывали. К детям младшего возраста применяли даже розги, кроме того, была в ходу целая лестница обычных наказаний: без сладкого, без прогулок, становление на колени и т.д. При этом одобрения и наказания должны были быть редкими, ибо одобрение - величайшая награда, а неодобрение - самое тяжелое наказание.

Анатолий Исупов. Как воспитывали дворянинаДля того чтобы быть всегда доброжелательным, любезным, говорить приятное, необходимо было научиться преодолевать ложный стыд. Ложный стыд часто мучает молодых людей. Танцам обучали всех дворянских детей без исключения, это был один из необходимых элементов воспитания, молодому человеку или девушке, не умеющим танцевать было бы нечего делать на балу, а бал в жизни дворянина — это не вечер танцев, а своеобразная форма социальной организации дворянского сословия. Танцы являлись элементом важного ритуала, определяя стиль общения и манеру светского разговора. Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографической подготовки, и поэтому обучение танцам начинали с 5-6 лет. В богатых домах устраивались танцевальные вечера для детей. При небольших балах детям 10-12 лет разрешалось танцевать вместе со взрослыми. Первый бал дворянской девушки был в 17 лет. Особое внимание уделялось тому, чтобы юный дворянин мог преодолеть стеснительность — мучительное чувство подростков независимо от их социального положения.

Таким образом формировался неповторимый тип человека, который уже во второй половине XIX века казался Льву Толстому уходящим в прошлое. После 30- 40-х годов XIX в. начинается соперничество между старым дворянством и разночинной интеллигенцией. В 60-70 гг. оно выливается в напряженную политическую борьбу, переходящую в век XX и накладывающую свой отпечаток едва ли не на все сферы жизни общества.

Как мы уже отмечали, "хорошее общество" охотно принимало выходцев из низшего общества, если они были людьми одаренными и порядочными, а последние жадно впитывали в себя утонченную культуру, культивируемую дворянской элитой. Выигрывали от этого и аристократы - новые друзья помогали им быстрее адаптироваться к неизбежным переменам времени. Таким образом, такое культурное сотрудничество шло незаметно в дворянских гостиных и могло стать плодотворным для русского общества при эволюционном развитии России.

После 1917 года угрюмые и самоуверенные «пламенные революционеры» получили возможность силой навязать свои взгляды (причины этого не являются предметом настоящего рассмотрения, однако, отметим, что во многом гибель старой России была обеспечена неправославным либеральным менталитетом разночинной интеллигенции). Революционеры преуспели, и культурная элита на территории России была почти полностью уничтожена. Грандиозный "воспитательный" эксперимент, дал свои очевидные и удручающие плоды. Общество потеряло честь и достоинство, моральные принципы, правила поведения и общественных отношений.

Будущее за молодыми – это не лозунг, а факт. Очевидно, что каким будет сформировано молодое поколение россиян, таковой будет и судьба России. Уже настала пора внимательно вглядеться в дореволюционное прошлое России и взять из него лучшее, чтобы внедрить его в воспитание новых поколений, создав тем самым реальные предпосылки для нормального развития и процветания нашей Отчизны.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 11    
  Версия для печати        Просмотров: 12732

Ключевые слова: воспитание детей

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (42)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930