Опубликовано 01.12.2014 в рубрике  Встречи
 

Андрей Марусов. "Неотолстовство" или "уместность силы"?

Публикуем мнение Андрея Марусова на статью диакона Артемия Сильвестрова "О ереси неотолстовства", полагая, что диалог по вопросу активности и применения силы в нашей общественно-политической жизни будет полезен всем нам.

 

Андрей Марусов. "Неотолстовство" или "уместность силы"?

Недавно появилась статья диакона Артемия Сельвестрова, в которой он обвиняет представителей «некоторых новосибирских православных молодежных клубов» в «ереси неотолстовства». Не могу не высказаться по данной теме как свидетель и участник той онлайн-переписки, которая и стала поводом для высказывания отца диакона. Считаю необходимым засвидетельствовать необоснованность и несправедливость этого обвинения.

Крайне печально осознавать, что со стороны пастырей теперь можно услышать риторику в духе «разгромов на партсобраниях несогласных с генеральной линией». Выразишь недоумение целесообразностью определенного публичного шага с позиций его уместности и рискуешь стать «еретиком», подлежащим «клеймлению» морем цитат из Святых Отцов. 


Так что же так взбудоражило борца за чистоту веры? Неужто и в правду некоторые представители молодежных клубов критикуют действия «православных активистов», параллельно отстаивая концепцию «непротивления злу насилием, как часть христианской догматики»? НИЧУТЬ. Именно поэтому большая часть ссылок и цитат потрачена впустую. Ведь тот спор был вовсе не об этом.

А о чем же? 

Каждый, серьезно исследовавший Писание, знает, что при употреблении цитат из него, всегда необходимо учитывать контекст. Ведь мы найдем там Спасителя в одной ситуации переворачивающего столы с товарами, а в другой – требующим вложить меч в ножны. В одной – постящимся, а в другой – празднующим. В одной ситуации святые дрались, а в другой безропотно становились мучениками. Поэтому и остается христианам познавать не просто Правило, а еще и сферу его применения.

Безусловно, в церковной истории можно найти массу примеров благословения на применение силы. Большинству православных они известны. Но разве можно обвинить в «толстовстве» более тех христиан, которые почему-то не сражались до конца с безбожной советской властью с оружием в руках? А ведь многие из них стали впоследствии новомучениками и исповедниками? Толстовец ли наш последний святой царь?

Может быть, существует такая точка, когда даже за правду силу применять нельзя, потому что в последствиях такого применения больше зла, чем добра? Когда эта сила никого ни чему не научит, почти никого не защитит, а приведет к еще большим жертвам и искушениям. 

Мне кажется, именно об этом и говорили «представители молодежных православных клубов». Уверен, что необходимый нравственный выбор христианина в ситуации татаро-монгольского ига, Наполеона или фашистской агрессии для них понятен, а аргументация с использованием этих примеров – почти обидна, Ну не настолько они глупы и безразличны к русской и церковной истории.

Говорилось о другом. О том, что хотим мы того или нет, Россия сегодня – секулярная страна. В этом можно убедиться, включив телевизор или пройдя по улицам. И социальный мир в секулярной стране строится не на единстве веры, а на уважении к закону. И ключевой вопрос был таким: «а не потопим ли мы применением силы нашу, итак изрядно качающуюся на волнах лодку»? 


Все мы готовы защищать свои храмы и святыни и силой, в том числе. Но когда мы переходим к борьбе с чем-то, не признанным в нашей стране незаконным в секулярном общественном пространстве, то имеем ли мы внутренние четкие границы и цели? Сатанисты в рок-клубе требуют применения силы… А бизнес-тренинги с элементами нью эйдж? А стрип-клубы? А пивные киоски? А кинотеатры, которые крутят «Нимфоманку»? А музей «Рериха»? А канал ТНТ?

Чтобы где-то остановится, надо точно знать грань, до того, как ввяжешься в борьбу. И потому мы можем констатировать, что принципиально важным здесь является закон. Мы можем делать многое, чтобы его изменить, но не стоит нарушать, до тех пор, когда он заставит грешить нас самих. Потому что каждое нарушение закона: и не пустить в клуб свободных людей, и давить и запугивать – это удар по последнему общественному договору не любящих друг друга людей – закону. Мы защитим общественное пространство ценой такого общественного конфликта, что эти последствия будет сложно сопоставить.

Патриарх поставил все точки над «i», сказав про активистов, что методы должны быть «мирными и соответствующими христианской морали», указав в качестве примера на надлежащий метод борьбы – мирное молитвенное стояние протестующих против известных плясуний. 

Поэтому, оспаривающие необходимость силового вызова объективно секулярному обществу, никакие не «неотолстовцы». Вопрос не в том, возможна ли для христианина сила. А в том, метод ЭТО ли в данном конкретном случае.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 10    
  Версия для печати        Просмотров: 3242

Ключевые слова: мнение

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
   1 написал: Андрей (1 декабря 2014 13:19)
 
Все написано верно, если только подозревать в себе такую силу молитвы, которая отвернёт глумящихся от греха. Проблема не столько в секулярности государства, сколько в растворении христианина в ней через пять минут после выхода из храма. Вот тогда и начинается толстовство. Отождествление себя с ,,толерантостью''. За то что тебе не просто дорого, а за саму жизнь, свою и чужую, православный, как воин на посту должен быть готов драться любыми доступными его духовного возраста способами. И оченно сомнительно, что в означенной дискуссии приняли участие одни лишь созерцатели и исихасты...
  [цитировать]
   2 написал: Евгения (5 декабря 2014 23:46)
 
Против пропаганды борятся пропагандой, против насилия - насилием.
К тому же есть закон, запрещающий призывы к насилию, разжигание национальной и религиозной розни. Можно спокойно идти в администрацию и требовать отмены рок-концертов.
  [цитировать]
   3 написал: Николай (24 июля 2015 01:01)
 
Неотолстовец - не тот, кто сам лично выбирает для себя путь страстотерпчества. Это, наоборот, высокий подвиг во имя Христа. Таковы Свв. Борис и Глеб, Серафим Саровский, царь Николай.
Неотолстовец - тот, кто, законнически толкуя Евангелие и жития Святых, объявляет "грехом" сопротивлению злу силою как таковое, осуждает других людей за их личные силовые действия по пресечению зла в мире.
  [цитировать]

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


05.08 2022
13 августа в Историческом парке «Россия – моя история» пройдёт большое праздничное...
14 по 18 сентября
«Зерно Истины» прорастет в Крыму...
19.07 2022
31 июля состоится традиционный Серафимо-Турнаевский крестный ход...
28 июля
28 июля в п. Горный Тогучинского района состоится крестный ход в честь святого...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Объединение православной молодежи:

АРХИВ

"ВСТРЕЧИ" Молодежное приложение к газете "Новосибирский Епархиальный Вестник"

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Август 2022 (18)
Июль 2022 (77)
Июнь 2022 (69)
Май 2022 (34)
Апрель 2022 (71)
Март 2022 (61)

«    Август 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031