|
||||||||||||||
Митрополит Тихон. Церковно-государственные праздники РоссииДоклад Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона прочитанный 10 декабря в рамках Пленарного заседания XIX Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений. Происходящие в нашем Отечестве изменения касаются всех сфер общественной жизни. И одним из существенных признаков ее обновления является возрождение традиционной календарной системы общероссийских праздников. В новой системе общероссийских праздников важное место занимают церковно-государственные праздники.
Праздничный цикл государства — это не только система утвержденных законодательством дополнительных выходных дней или Дней памяти, которые, не будучи выходными, являются знаменательными с точки зрения отечественной истории и культуры. Праздничный цикл России — это своеобразная часть государственной символики, практически не менее значимая, чем Государственный Гимн России, Государственные Герб и Флаг.
И среди всех отечественных праздников ярче всего отражают многовековые российские культурные традиции, историческое прошлое России именно Церковно-государственные праздники. Они являются мощнейшим стимулом консолидации граждан России и патриотического воспитания детей и молодежи, мотивом созидания единства российского общества.
Истоки церковно-государственных праздниковЦерковно-государственные праздники появились в нашем Отечестве вместе с Крещением Руси. В этом году, 28 июля, Россия торжественно отметила 1000-летие преставления Святого равноапостольного великого князя Владимира. С 2010 года день памяти Крестителя Руси стал праздноваться в нашей стране как День Крещения Руси.
Действующим законодательством Российской Федерации День Крещения Руси закреплен «в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности».
Об исторической важности Крещения Руси Президент России В.В. Путин сказал в своем выступлении по случаю воссоединения Крыма с Россией:
«Здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. Наряду с этнической близостью, языком и общими элементами материальной культуры, общей, хотя и не очерченной тогда устойчивыми границами территорией, нарождающейся совместной хозяйственной деятельностью и властью князя христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом» (из Послания к Федеральному собранию, 4 декабря 2014 г.).
28 июля 2015 года в Кремле состоялся торжественный прием от имени Президента России по случаю 1000-летия преставления Святого равноапостольного князя Владимира. Обращаясь к участникам приема, Владимир Владимирович Путин сказал:
В церковную традицию, в память народа Крещение Руси навсегда вошло с именем и делами Святого равноапостольного князя Владимира. Тысячелетие его преставления вновь позволило осознать масштаб его личности как выдающегося созидателя Руси, всю значимость его решения для будущих поколений, осознать неразрывность нашей многовековой истории, нерушимую связь с заветами предков. Его выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации».
В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил:
Как смотрели на отечественную историю лучшие российские историки?
Николай Михайлович Карамзин писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, изъяснение настоящего и пример будущего».
Система государственных праздников России, как и всех европейских стран, строится на основе сочетания традиционных религиозных и национальных праздников.
Одно из отрадных явлений последних лет — возрождение церковно-государственных праздников. В настоящее время не только день Рождества Христова (7 января) является нашим общим праздничным днем. В 1991 году был возрожден церковно-государственный праздник День славянской письменности и культуры (24 мая), связанный с прославлением славянских первоучителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В конце XX — начале XXI века в российском календаре появился и целый ряд новых церковно-государственных праздников. Самые значительные из них — День народного единства (4 ноября), уже упомянутый День Крещения Руси (28 июля), День семьи, любви и верности (8 июля), призванный укреплять терпящую кораблекрушение современную российскую семью, и другие праздники.
Возрождаемые в наше время церковно-государственные праздники, во-первых, являются реальным отражением отечественной истории, в которой невозможно отделить церковную историю от гражданской истории России. Во-вторых, эти праздники наглядно показывают, что хранит история и чему она нас учит.
Что несут нашему обществу церковно-государственные праздники?Выражаясь языком социологии и культурологии, можно сказать, что в церковно-государственных праздниках российское общество ощущает свое национальное единство и реализует свою культурную идентичность.
2014 год проходил в России как Год культуры. В том же году Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина был утвержден важный документ — «Основы государственной культурной политики» России. В этом документе, наконец, после двух десятков лет унижения русской национальной истории и культуры (через навязываемый Западом мультикультурализм) прямо и ясно было указано, что «ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре», а также что «в формировании системы ценностей России особую роль сыграло Православие».
В Концепции подчеркивается, что «другие религии и верования, традиционные для нашего Отечества, также внесли свой вклад в формирование национально-культурного самосознания народов России. Ни вероисповедание, ни национальность не разделяют и не должны разделять народы России». Но за Православием действующее российское законодательство признаёт особую роль «в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».
Противники такой констатации утверждают, что эти слова находятся в преамбуле указанного Федерального Закона и не несут конкретной законодательной нагрузки. Однако такое мнение нельзя признать основательным. Преамбула Закона — не только его заглавная часть. Она является моральным и юридическим ориентиром, которому должен следовать весь данный Федеральный Закон.
В указанных выше «Основах» намечены конкретные задачи новой государственной культурной политики России — «сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения».
Решению этих поистине великих задач призваны содействовать и возрождённые, и новоучрежденные церковно-государственные праздники.
Благодаря церковно-государственным праздникам наши сограждане, и в первую очередь школьники и студенты, смогут открывать для себя неведомые им священные страницы родной истории, священные имена героев — защитников Отечества, всемирно известные памятники русской культуры и истории и через это получать жизненные уроки духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
В настоящее время, к великому сожалению, отношение к этим праздникам со стороны учреждений образования и культуры скорее формальное, нежели заинтересованное. А сколько у образовательных учреждений и музеев прекрасных возможностей приблизить нам те имена и события, которые имели для наших предков, а значит и для нас, судьбоносное значение?!
«Основы государственной культурной политики» показывают, что на повестке дня нового исторического периода для всего нашего общества и государства стоит вопрос о необходимость выработки четкой государственной стратегии и гражданской позиции в области культуры, воспитания и образования.
Какие базовые национальные ценности определяются этой стратегией?
На первом месте стоят духовность и единство российского народа, потому что на новые вызовы времени верный ответ может дать только духовно и нравственно здоровое общество.
Одним из важнейших шагов к духовно-нравственному оздоровлению общества является сотрудничество Церкви и государства в деле образования и воспитания подрастающего поколения и молодежи.
Десятилетиями светскость государства понималась таким образом, что Церковь фактически ущемлялась в своих правах. Теперь же, как сказал на встрече с Патриархом Кириллом и другими религиозными лидерами Владимир Владимирович Путин, должен устанавливаться совершенно другой режим взаимоотношений между Церковью и государством — режим партнерства, взаимной помощи, поддержки и сотрудничества.
Кто должен созидать в нынешней России нравственно здоровое общество? Только ли Церковь?
Почему не слышен голос учителя и работника культуры против безнравственности — порой совершенно пошлой, наглой, унижающей достоинство человека, независимо даже от того, религиозный ли это человек или нет? Неужели нам всё равно, какими вырастут наши школьники и студенты?
Культура не должна носить деструктивный и демонический характер. Культура призвана облагораживать человека. Закрывая глаза на разрушение нравственности, общество подрывает основы своего бытия и благоденствия. Церковь же учит различать добро и зло и прямо говорит: вот это добро, а это зло. Церковь призывает человека: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15).
Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в День народного единства — 4 ноября 2011 года — на открытии X Выставки-форума «Православная Русь» сказал: для противостояния негативным тенденциям, «всякого рода мусору, который носит деструктивный характер, мы должны находить в себе достаточно энергии и воли, чтобы продвигать традиционные для нашего государства ценности. Особо это важно в сложном и быстро меняющемся мире, в глобальном информационном пространстве, которое создает не только преимущества, но и очень серьезные вызовы... Хранителем же непреходящих ценностей для нашей страны, непреложных истин выступает Православие».
* * *
Что препятствует полноценному проведению церковно-государственных праздников?В настоящее время мы часто встречаемся не просто с отсутствием этических установок, с безразличием к идеалам, с моральной безответственностью. К величайшему сожалению, мы имеем дело с особым явлением — с воинствующей безнравственностью. Воинствующая безнравственность не довольствуется небрежным, неблагоговейным отношением к тому, что для большинства людей дорого и свято. Эта воинствующая безнравственность пытается оскорбить, унизить: разорить могилы, оскорбить слух граждан скверным словом, унизить учителя, осмеять честного человека — всё то, что для подавляющего большинства людей не только дорого, но и свято. И задача государства — пресечь зло, давая дорогу добру. Зло ведь агрессивно, активно и быстро распространяется, захватывая всё новые слои общества.
Так, за истекшие 20 лет мы стали свидетелями неоднократных попыток внедрения в культурное пространство России праздников из инородной культурно-исторический среды. Это и «хэллоуин», и «день валентинок», и претендующие на праздничные шествия весьма странные парады. Нам пытаются навязать «универсальные ценности». Ввести безнравственность в норму жизни.
Что стимулируют эти инородные для России обычаи и псевдотрадиции? — Коммерциализацию культуры и идеологическое противостояние традиционным русским праздникам и обычаям.
Наилучшей «пропагандой» всех этих инородных обычаев и псевдотрадиций является скандал. Скандально-безнравственными фильмами, театральными постановками и выставочными экспозициями представители этих инициатив и движений пытаются «раскачать и опрокинуть» корабль традиционной духовности и культуры России.
Не прошло и четверти века как началось возрождение традиционных российских религиозных и народных праздников, и в противовес им стали усиленно внедряться чужеродные празднества. Слава Богу, что сказался духовно-нравственный иммунитет нашего народа. Но велики и нравственные потери: многие наши сограждане, не зная своей истории и культуры, стали «жертвами» нелепых заимствований из инородной культурной среды. Эти антироссийские силы своей целью ставят системную борьбу с возрождением традиционной русской культуры. Возрождение православной культуры России пугает и раздражает именно тех, кто своей задачей видит изменение культурного развития России по западным лекалам. А Церковь усматривает в этом прямую связь с трагической историей начала ХХ века, когда действия сходных политических сил привели к революции, последовавшему за ней разрушению храмов, а затем и к полному слому тысячелетней духовной основы нашей страны. Руководствуясь уроками истории, нельзя допустить повторения совершённых в прошлом ошибок. Поэтому очень важно, чтобы возрождённые и новые российские церковно-государственные праздники имели всемерную поддержку и всенародное распространение. И тогда с каждым годом они все более будут служить сохранению и укреплению народного единства и согласия.
Почему Россия столь торжественно отмечает 1000-летие памяти Святого князя Владимира? Что из созданного Крестителем Руси дошло до нашего времени? Что сохранилось без изменения?
Святейший Патриарх Кирилл на этот вопрос ответил: «Вера Православная!»
Раскрывая значение принятия Русью Святого Православия, Святейший Патриарх сказал:
Если мы обратимся к нашей действительности, то мы должны признать, что Новосибирск и Новосибирская область недостаточно широко отмечают церковно-государственные праздники и знаменательные государственные юбилеи.
В нынешнем году в период празднования Дней славянской письменности и культуры в Царицыно, что под Москвой, в очередной раз проводился Всероссийский певческий марафон. (Три предыдущих праздника проходили в Коломенском.) 38 субъектов Федерации в честь славного юбилея — 1000-летия со дня преставления Святого князя Владимира — прислали на этот певческий праздник свои хоровые коллективы. В певческом марафоне приняло участие 45 хоров. На праздник хорового пения собралось 200 тысяч гостей. В то же время в Новосибирске, к сожалению, об этом всероссийском хоровом фестивале, похоже, даже и не знали, не то чтобы направить для участия в нём хоровые коллективы из области.
Или, например, в этом году в Дни славянской письменности и культуры была предпринята попытка организовать в Новосибирске шествие старших школьников по примеру того, как это происходит в Болгарии на «Празднике Букв». Но инициатива наткнулась на целый ряд проблем, так и не решенных Главным управлением образования мэрии, которые при желании и заблаговременной подготовке можно было преодолеть. При этом в Академгородке уже второй год проводится такой школьный праздник общеобразовательными школами.
Если мы все вместе будем осознавать, что православная культура является первоосновой русской национальной культуры, ее незыблемым фундаментом, то Новосибирск, все районные центры и населенные пункты Новосибирской области, украшенные праздничными плакатами, баннерами, растяжками и другими атрибутами праздника, будут более активно участвовать в проведении церковно-государственных праздников.
* * *
Что делает Новосибирская Митрополия для достойного проведения церковно-государственных праздников
Благодаря многолетним усилиям со стороны Новосибирской Митрополии рождественские каникулы и праздники в Новосибирске начали принимать традиционный для русской культуры характер. На улицах города появились рождественские поздравления. И теперь уже не животные из восточных календарей стали главным новогодним украшением города…
Накануне праздника Рождества Христова ежегодно проводятся традиционные Новосибирские Рождественские образовательные чтения. Начали также проводиться очень важные региональные парламентские встречи.
В самый день праздника Рождества Христова, в который отмечается Победа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, организуются многочисленные праздничные концерты и другие мероприятия для детей и молодежи. Впервые проведен праздничный фейерверк в Нарымском сквере у Вознесенского собора.
Таким образом, великий христианский праздник в честь Рождества Христова органично вошел в церковно-общественную жизнь и отечественную культуру. И это совершенно справедливо, потому что и наше государственное летоисчисление идет от Рождества Христова!
День славянской письменности и культуры не случайно совпадает с днем памяти Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских народов.
Культура — это то, что возвышает, а не унижает достоинство человека и общества.
Культура — это добро, красота, любовь, свобода (свобода от греха, безнравственности). А невежество — это ложь, зло, безобразие, ненависть, унижение человеческого и национального достоинства.
Культура — это то, что соединяет и собирает людей в государство. А невежество разобщает людей и народы, разрушая государство.
В 2002 году Новосибирск стал центром всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры. Как вы помните, в наш город приезжал Святейший Патриарх Алексий II. Были великие торжества. Но и после этого в честь и славу просветителей славянских народов в Новосибирске ежегодно совершается Крестный ход, проводятся научные межвузовские конференции, чтения, концерты, выставки, открытые уроки.
16 декабря 2004 года Государственная Дума Российской Федерации упразднила День согласия и примирения, который отмечался 7 ноября, так как этот день никого не примирил. Главной причиной, которая способствовала этому решению, было желание депутатов увековечить историческую дату — «4 ноября 1612 года, когда воины народного ополчения под предводительством Косьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Так гласит Пояснительная записка к законопроекту о праздновании 4 ноября как Дня народного единства.
День семьи, любви и верности стал общероссийским праздником в 2008 году, объявленном в России Годом семьи.
Как родился этот праздник в честь семьи?
Все мы осознаём, что сейчас в России, как и во всём мире, Богоустановленный союз — семья — переживает глубочайший кризис. Люди, забывшие Бога и Его заповеди, не находят в себе духовных сил для того, чтобы идти по жизни вместе, свято любя друг друга. Христиане называют семью малой домашней церковью. Именно на эту малую церковь силы зла нацеливают свои полчища. Зная, как гибельно разрушение семьи для спасения душ человеческих, для государств и народов, святитель Иоанн Златоуст предсказывал: когда подвергнутся порче союзы мужей и жен — низвратятся города, а затем весь мир должен наполниться смутами и войнами.
Процесс разрушения христианской семьи шел давно. А в настоящее время он приобрел наиболее опасные формы: катастрофическое умножение разводов, сиротство детей при живых родителях, множество беспризорных детей. Страшная угроза для семьи — ведущаяся из-за границы пропаганда однополых партнерств.
Горечь разрушения наших семей растлевает наш народ, уродует души наших детей. От этого горького яда непонимание и даже ненависть пролегает между поколениями, жестокостью пропитываются человеческие отношения, непотребством и животными инстинктами подменяется святая любовь.
В этих условиях нет другого выхода, как обратиться к исконным семейным ценностям. Учитывая эти обстоятельства, 26 марта 2008 года в Совете Федерации России, на заседании комитета по социальной политике, была единогласно одобрена инициатива по учреждению нового церковно-государственного праздника — Дня семьи, любви и верности. Оргкомитет праздника возглавила Светлана Медведева.
Этот праздник призван привлечь внимание наших сограждан к традиционным для России семейным ценностям и показать идеал семейного союза. 8 июля по православному церковному календарю отмечается день памяти святых супругов Петра и Февронии Муромских, живших в XIII веке. Русские люди почитают их как покровителей благочестивого христианского супружества.
Центром первого всероссийского празднования Дня семьи, любви и верности стал один из древнейших русских городов Муром, где в Свято-Троицком монастыре покоятся мощи святых Петра и Февронии Муромских. С тех пор по всей России начали отмечать День семьи, любви и верности.
В Новосибирске в ближайший воскресный день после 8 июля по главной улице города — Красному проспекту — проходит многотысячный молодежный Крестный ход. По его окончании у памятника святым Петру и Февронии в Нарымском сквере совершается молебен. Завершается праздник концертом творческих коллективов и народными гуляниями молодежи.
В нынешнем году в Новосибирске особо торжественно совершалось празднование Крещения Руси и 1000-летия кончины Святого князя Владимира.
В Воскресенье, 26 июля, после праздничной Литургии в Троице-Владимирском соборе в Троицком сквере Ленинского района проходил праздник дружбы и единения трех братских народов — русского, украинского и белорусского. Был совершён праздничный молебен и Крестный ход к стеле Единения славянских народов, установленной в Троицком сквере.
В праздничных торжествах приняли участие Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий, мэр Новосибирска А.Е. Локоть, председатель законодательного собрания области И.Г. Мороз и другие почётные гости.
Губернатор Новосибирской области Владимир Филиппович Городецкий сказал на этом празднике: «Мы сегодня отмечаем величайшее событие в истории Руси. В эти дни мы, как никогда, понимаем величие ценностей, которые были заложены в те времена, они были скрепами в то время, являются скрепами и теперь. Русь встала на путь гуманного развития, на путь государственности и объединения людей. Эти ценности особенно важны в наше время, когда оказывается такое сильное геополитическое давление, когда нас хотят поссорить с нашим братским народом — Украиной. Я уверен, что мы сохраним эти ценности».
По окончании официальной части праздника в Троицком сквере прошёл праздничный концерт с участием творческих коллективов областных и городских домов культуры и фольклорных центров. В парке была также представлена выставка-ярмарка народных ремёсел, организованы мастер-классы и игры для детей.
А вечером 28 июля, в самый день праздника Крещения Руси, в честь 1000-летия со дня преставления Святого равноапостольного великого князя Владимира около Троице-Владимирского собора состоялось новое и необычное свето-представление по мотивам оратории «Князь Владимир — Креститель Руси» композитора Ирины Сальниковой, завершившееся красивым фейерверком.
Так Новосибирск торжественно отмечает 1000-летний юбилей Крестителя Руси.
Как говорилось в начале настоящего доклада, мы живем в новой России, в новых исторических условиях. На качественно иной уровень выходят и взаимоотношения между Русской Православной Церковью и Российским государством.
Но при этом не секрет, что есть люди, которым не нравится развитие и укрепление церковно-общественной жизни и положительные тенденции в развитии государственно-церковных взаимоотношений.
Противниками возрождения церковно-общественных традиций распространяется мнение, что Православие консервативно, а Церковь Православная, отвергая всё новое, держится только устаревшего, отжившего. Призыв церковный хранить православные духовные ценности и русские народные традиции противниками Православия высмеивается как «призыв возвращаться в средневековье».
В ответ на такие инсинуации можно вспомнить цитату из трудов известного русского философа Николая Александровича Бердяева, которую привел Президент России В.В. Путин в Послании к Федеральному собранию в декабре 2013 года:
«В мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей. Конечно это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вверх и вперед, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию».
Другого русского философа — Ивана Александровича Ильина — Президент России цитировал в Послании к Федеральному собранию в декабре 2014 года:
Где истоки патриотизма?
Академик Д.С. Лихачёв ту же идею выразил совсем кратко: «Культура — это святыни народа, святыни нации».
Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917 и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная, тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития.
Православие воспитало в русском народе дух милосердия, сочувствия бедным, больным, дух братства, жертвенности, терпения, ответственности и верности своему долгу, своему Отчеству. В течение своей долгой истории наши предки черпали нравственную силу в молитве, в Богослужении, в народных праздниках.
Церковно-государственные праздники несут людям радость, соединяют нас со славным прошлым России и помогают укреплению базовых национальных ценностей.
Величайшим нашим праздником является Пасха Христова. «В светлый день Воскресения Христова, — как говорит Святейший Патриарх Кирилл, — души миллионов верующих преисполняются благодарности Творцу, и наше земное бытие обретает подлинный смысл. Пасха Христова является великим торжеством жизни, торжеством победы над смертью, несущим любовь, мир и духовное преображение».
Поздравляя на Пасхальной службе в Храме Христа Спасителя своих сограждан с этим великим Праздником, Президент России Владимир Владимирович Путин сказал: «Великий праздник Пасхи дарит миллионам верующих радость, надежду, приобщает их к духовным истокам и отеческим традициям».
Слава Богу, сегодня возрождается национальное самосознание нашего народа. И именно от этого зависит стабильность, устойчивость и жизнеспособность нашего общества и государства.
Содействовать этому будут возрожденные и новые церковно-государственные праздники. А нам необходимо поддерживать отечественные праздничные традиции.
Дорогие участники сегодняшнего торжественного собрания!
В нынешнем году мы празднуем 1000-летие преставления Святого равноапостольного великого князя Владимира. Давайте вместе будем учить нашу молодежь, наш народ любить отечественные многовековые традиции, обычаи, праздники, в основе которых — Крещение Руси и всё доброе, что принес нам своим выбором Святой князь Владимир.
Из глубины веков несет могучая Русь святое и доброе, что запечатлено в ее праздниках. «Многое изменилось в нашем государстве за истекшее Тысячелетие, — сказал Святейший Патриарх, — но одно осталось незыблемым — Святая Православная Вера».
Доныне мы храним Святую Православную Веру, мы ценим ее как самое великое наследие, которое досталось нам от наших предков. И мы стараемся сохранить это и приумножить, чтобы молодое поколение любило нашу страну, культуру и традиции.
Будем свято хранить то, что завещали нам наши великие предки!
И закончить доклад хотелось бы немного перефразированным высказыванием Петра Аркадьевича Столыпина: кому-то «нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 7 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5171 |