|
||||||||||||||
Можно ли работать в воскресные и праздничные дни?Ответ знает протоиерей Владимир Ровинский. Значительная
часть наших сограждан стараются с уважением относиться к религиозным
праздникам и проводить их …в безделии. И уж практически все живут по
принципу: «В праздник работать нельзя, но если очень нужно - то можно!».
Каждый мало-мальски продвинутый «почитатель» праздников находит себе
оправдание не иначе, как в Библии. Что же на самом деле говорит Библия?
В
Ветхом Завете, в книге Исход, читаем: «Помни день субботний, чтобы
святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой
суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8). Как видим, речь идет о том,
что одному из семи дней недели Господь повелевает быть днем покоя
(суббота - евр. «шаббат», рус. «день покоя»), который Сам Бог
«благословил» и «освятил» (Исх. 20:11). В библейской книге Второзаконие
еще раз слышим напоминание: «Наблюдай день субботний, чтобы свято
хранить его» (Втор. 5:12). Значит не только Создатель освятил седьмой
день недели, но и мы должны хранить его свято. Среди седмицы освященным
днем для нас, христиан, стал прежде всего день, когда Христос воскрес из
мертвых - поэтому мы и называем его «воскресение».
Однако
все правила провождения этого дня распространяются и на праздничные
дни, как это было и в Ветхом Завете. В чем же должна быть разница между
седмичным и воскресным или праздничным днем? В самой четвертой Заповеди
Ветхого Завета уже есть ответ. Вчитаемся еще раз: «шесть дней работай и
делай всякие дела твои». Господь делает ударение на том, что дела свои
нам надлежит делать в продолжение шести дней, а в седьмой - дела,
посвященные «Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8). В книге пророка Исаии
звучит такое наставление: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от
исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу
отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не
будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и
пустословить, - то будешь иметь радость в Господе» (Ис. 58:13). Значит
речь идет не о том дне, который мы в праздности провели на рыбалке,
пикнике или на диване у телевизора, а о том - который мы посвятили
Господу. Оказывается, посвятить, т.е. отдать в жертву Господу можно не
только свечечку или денежку - посвятить можно и нужно один из дней нашей
жизни. В чем же нуждается Бог? Да ни в чем! Он самодостаточен, и ничего
Ему от нас не нужно. И если чего Господь и желает, так только
всестороннего нашего преображения и наследования нами благ жизни вечной.
Шесть
дней нам заповедано работать для того, чтобы было, где жить, что есть,
пить и одеться. Но предаваясь только этим заботам, забывая о душе, мы
вместе с древними иудеями попадаем в египетский плен и становимся
рабами. Чтобы этого не случилось, прислушаемся к голосу Священного
Писания: «помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог
твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел
тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:15). Как-то
преподобного Паисия Святогорца спросили: «— Геронда, а как человек может
пережить праздник духовно? — Для того чтобы пережить праздник, надо
погружать свой ум в святые дни, а не в те дела, которые ради этих святых
дней нам нужно делать. Надо размышлять о событиях каждого из святых
дней, будь то Рождество Христово, Богоявление, Пасха или любой другой
праздник, и произносить Иисусову молитву, славословя Бога». Если мы
проведем праздничный день в покое от повседневных дел, если освятим его
молитвой, посещением богослужения, чтением полезных для души книг,
помощью нуждающимся, посещением больных - это и будет день, посвященный
Господу.
На посещении больных и
помощи нуждающимся остановлюсь. Такие посещения и помощь не будут иметь
смысла, если мы не потрудимся, помогая ближнему.
Помню, в студенческие
годы я, наверное впервые, получил замечательный урок и оценил еще одну
светлую грань соблюдения заповеди Господней о празднике. Был какой-то
осенний праздничный день и у нас, семинаристов, занятия отменили. После
надлежащего участия в Литургии и праздничной трапезы я заторопился в
свою комнату. Как и у всякого порядочного студента, после сытного обеда,
у меня была одно желание - отоспаться вдоволь за прошедшие недоспанные
ночи и еще немножко впрок. По дороге встретил знакомого приходского
священника. Он зашел в семинарию найти себе помощника на праздничное,
как он сказал, дело. Первым на его пути Господь послал меня. И узнав,
что я ничем сейчас не занят, батюшка без долгих вступлений, заговорщицки
предложил: «Ты знаешь, с завтрашнего дня обещали морозы. Пошли!
Продолжим праздник…».
Праздник мы продолжили у очень пожилого
священника, отца Николая. Его супруга-матушка болела и несколько лет уже
была прикована к постели. Сам старичек-батюшка, придавая себе бодрый
вид, еле передвигался по холодному дому. Газового отопления у них
небыло. Кто-то привез во двор отца Николая машину дров, которые нужно
было поколоть.
И вот, в праздничный день двое, с виду вполне
благочестивых мужика - священник и семинарист, до позднего вечера рубили
дрова. Потом мы натопили печь и более часа беседовали за чаем с
безмерно благодарными хозяевами. С тех пор прошло тридцать лет. Я уже
стал забывать, как на следующий день у меня нестерпимо болела каждая
мышца моего расслабленного учебой тела, но я никогда не забуду того
праздничного настроения, той несказанной радости, с которыми возвращался
в тот день домой.
Праздник удался!
Образование и Православие / http://pravlife.org/content/mozhno-li-rabotat-v-voskresnye-i-prazdnichnye-dni |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2635 |