|
||||||||||||||
О стремлении восточных славян к объединениюВниманию всех увлекающихся историей России представлена ныне переиздание историка XIX века Геннадия Фёдоровича Карпова «Очерки из истории российской церковной иерархии» (впервые издана в 1864 году), в которой рассматривается история Русской церкви в XIV-XV вв. В книге не только содержится описание событий и даются характеристики церковных деятелей того времени, но и изучаются церковно-нравственные силы, поддерживавшие в русском народе стремление к объединению. Карпов видит четыре эпизода в истории Русской Православной Церкви, с ними связаны времена формирования Московского государства и перемещения центра церковной иерархии из Киева в Москву. Геннадий Фёдорович выделяет три ключевые церковные иерархии во время их правления и время церковных настроений, произошедших в конце XIV века.
Прежде всего, это жизнь и деятельность святителя Петра, митрополита Киевского. Петр был первым из митрополитов, живших в Москве. Святитель желал оставаться в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, Максима, жить во Владимире, куда он и переехал в 1309 году. Именно святитель Петр, по просьбе великого князя Иоанна Калиты, в 1325 году перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело очень важное значение для всей Русской земли. Также по его совету и благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Следующей по времени ключевой фигурой видится святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси. Одной из главных заслуг митрополита Алексия стала его опека над осиротевшим Великим князем Дмитрием Иоанновичем, примирение его с претендовавшим на Владимирское княжение князем Дмитрием Константиновичем Суздальским посредством династического брака между отпрысками княжеских родов: Дмитрием Московским и Евдокией Суздальской, дочерью князя Дмитрия Константиновича. Этот политически необходимый брак впоследствии дал Руси двух святых, составивших одну из самых прекрасных и достойных многодетных семей, чей пример особенно востребован в наши дни.
Непростым эпизодом и решающим в плане становления самостоятельной иерерхии – Церковная Смута, сложный период в истории русской Церкви - небывалой смуте, разыгравшейся после кончины митрополита Алексия, о том, сколь непростым был путь святителя Киприана к митрополичьему престолу.
Четвертая часть книги посвящена эпохи - Святителю Ионе, митрополиту Киевскому и всея Руси. Именно с его именем связанно фактическое начало автокефалии Русской Церкви от Константинопольского Патриархата. 15 декабря 1448 года на Соборе русских епископов в Москве был избран митрополитом Киевским и всея Руси. Его кандидатура не была согласована с Патриархом в Константинополе; однако предполагалось, что он получит благословение в Царьграде post factum. Но епископу Ионе не удалось пойти в Царьград за посвящением. Стал последним святителем, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского.В 1459 году соборным решением закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов — Собором русских епископов с согласия московского князя. Таким образом, было положено начало фактической автокефальной Русской церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.
Книга будет полезна для всех, кто возьмет в руки книгу ждет большой и увлекательный рассказ о стремлении восточных славян к объединению несмотря на все исторические трудности. Несмотря на прошедшие полтора столетия со дня первой публикации она остается всё такой же актуальной.
Стоит отметить, что книга издана Издательской группой URSS в рамках проекта "Академия фундаментальных исследований: история", которая включает в себе издание исследований XIX-XX веков.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2770 |