|
||||||||||||||
Священник Евгений ШИШКИН. Протоиерей Дмитрий БАБКИН. Священномученик Димитрий Семенов - святой Сибири и КавказаШишкин Е. Н. иерей, заведующий кафедрой церковной истории Ставропольской духовной семинарии, руководитель епархиальной комиссии по канонизации святых, г. Ставрополь, Россия Бабкин Д. Ю. протоиерей секретарь Каинской епархии, г. Барабинск, Россия
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ СЕМЕНОВ – СВЯТОЙ СИБИРИ И КАВКАЗА
Аннотация. В статье рассматривается жизнь и труды новопрославленного священномученика Димитрия Семенова. Отдельное внимание уделено его служению в Сибири и трудам на ниве просвещения. Данная статья призвана показать не случайность мученического подвига священника Димитрия, а раскрыть его, как ревностного и трудолюбивого пастыря на протяжении всей жизни, деятельно заботившегося о просвещении паствы Сибири и Кавказа. Ключевые слова: новомученики, священник Димитрий Семенов, Ставропольская епархия, Томская епархия, с. Таскаево, церковноприходская школа, 1918 год. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000 году совершил прославление сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших за веру в ХХ веке. В пункте 15 Деяний Юбилейного Архиерейского Собора было определено « Правящим Преосвященным в контакте с Синодальной комиссией по канонизации святых продолжить сбор и изучение предания и мученических актов о свидетелях веры ХХ века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских » [1]. Отрадно, что эта работа продолжается по настоящее время, и открываются имена новых святых. Служа сегодня на сибирской земле, мы изучаем информацию о жизни священнослужителей начала ХХ века, трудившихся здесь. Основным источником для этой информации являются Справочные книги по Томской епархии, клировые ведомости и метрические книги, но не всегда возможно проследить жизнь священнослужителя, особенно если он сменил место жительства на другой регион. Из Справочной книги по Томской епархии за 1909/10 год известно, что с 1909 года настоятелем храма Архистратига Михаила с. Таскаево Томской губернии служил священник Димитрий Евтихиевич Семенов [10, с. 433-434], а в 1914 году уже другой священнослужитель возглавляет этот приход. Информации о дальнейшем служении отца Димитрия в других сибирских храмах более не встречается, ведь его жизненный путь окончился в его родных краях, на ставропольской земле. Димитрий Евтихиевич Семенов родился 30 октября 1873 года в селе Бешпагир Ставропольской губернии в семье священника [34, Л. 104 об., 105]. В 1883 году он поступил в Ставропольское духовное училище [29, с. 552], в котором русский и церковнославянский языки с октября 1888 года по август 1889 года преподавал Иван Иванович Восторгов – будущий священномученик Иоанн [17, Л. 6 об.]. По итогам годичных испытаний в училище, в 1889 году Дмитрий Семенов был переведен в первый класс Ставропольской духовной семинарии [30, с. 250]. Однако учеба давалась ему тяжело, и в 1893 году, по прошению отца, он был уволен из третьего класса [31, c. 158–160]. Получив свидетельство на звание учителя народных училищ, с 1 октября 1894 года по 1 августа 1896 года Дмитрий Семенов состоял учителем в Ставропольской дирекции народных училищ [15, Л. 99 об.], в том числе в 1896 году являлся заведующим Бешпагирским одноклассным училищем. В начале 1896 года он женился на девице Елене Тимофеевне, которая стала ему верной спутницей на всем жизненном пути. Несмотря на отсутствие семинарского аттестата, Дмитрия Евтихиевича не покидало стремление к пастырскому служению: когда семья ожидала рождения первого ребенка, он подал прошение о переводе в духовное ведомство. С 5 августа 1896 года он был принят на службу в духовное ведомство и определен на диаконо-учительское место к церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Винодельного Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии [21, с. 973; 8, Л. 7], после чего рукоположен в сан диакона в 1896 году [10, с. 433-434]. В июле 1897 года переведен к Спасо-Преображенской церкви села Новоселицкого Александровского уезда Ставропольской губернии [28, Л. 48; 22 с. 869], где служил около двенадцати лет, продолжая трудиться также в области народного просвещения, – состоял учителем церковноприходской школы [12, Л. 14]. В период проведения столыпинской аграрной реформы и активного переселения крестьян в Сибирь, во втором полугодии 1908 года диакон Димитрий Семенов ходатайствовал о назначении его разъездным священником в Томскую епархию. Он был одним из первых среди клириков Ставропольской епархии, решивших посвятить свою жизнь пастырскому служению в Сибири в это сложное время – период «брожения умов» и переоценки ценностей, падения пастырского авторитета и разложения прихода [4]. В условиях активного развития Сибири зауральские епархии испытывали острую потребность в священнослужителях, не только для вновь открываемых приходов, но и для действовавших уже многие годы. Святейший Синод рекомендовал епархиальным преосвященным европейской части России «располагать благонадежных священнослужителей» к поступлению на службу в Сибири, «не скрывая от них трудности служения в новых местах, но указывая на высоту ожидающего их апостольского подвига» [38, c. 1-2]. Ходатайство диакона Димитрия Семенова было представлено в Святейший Синод архиепископом Ставропольским и Екатеринодарским Агафодором с благоприятным отзывом от 30 октября 1908 года [35, Л. 43, 45]. Вопрос о переводе отца Димитрия был рассмотрен Томской духовной консисторией 23 февраля 1909 года, и принято определение принять его на службу в Томскую епархию на священническое место, просить Высокопреосвященного Агафодора рукоположить диакона Димитрия Семенова во священника [7, Л. 727–727 об.]. Накануне праздника Входа Господня во Иерусалим отцом Димитрием было получено из Томска извещение о переводе его с 19 марта 1909 года в Томскую епархию [13, Л. 59]. 31 мая 1909 года в Казанском кафедральном соборе города Ставрополя архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор (Преображенский) рукоположил диакона Димитрия Семенова в сан священника [3, с. 704]. Архипастырское послание владыки о величии священнического служения и «испытании крепости веры», с призывом «ходить достойно своего звания» [20, с. 397–406], стало для отца Димитрия напутствием перед отъездом в Сибирь. В Томскую епархию священник Димитрий Семенов приехал в июне 1909 года. В Томске он выдержал экзамен по священнической программе, после чего приступил к пастырским обязанностям в Михаило-Архангельской церкви села Таскаевского Каинского уезда Томской губернии, где священническое место было вакантным с декабря 1908 года [24, с. 13; 25, с. 130; 26, с. 170]. Сразу же по прибытии на новое место службы он стал членом епархиальной кассы взаимопомощи и впоследствии исправно вносил взносы [36, с. 524]. В его послужном списке за 1909 год записано: «Прогонов не получал. Грамоту и переместительный указ имеет» [13, Л. 59]. Что же представлял собой отдаленный от губернского города приход в селе Таскаево Каинского уезда? В Справочной книге по Томской епархии за 1909/10 год находим информацию: « Таскаевский ; церковь деревянная двухпрестольная: главный престол во имя Архистратига Божия Михаила и придельный во имя святях первоверховных апостолов Петра и Павла, построена в 1845 году, земли при ней пахотной и сенокосной 99 десятин, расстояние до Томска 547 верст. Состав прихода: с. Таскаевское Каинского уезда, деревни: Бакмасиха в 15 верстах, Кормышокская – 10 верст, Ново-Михайловка – 7 верст, пос. Петро-Павловский – 25 верст. Прихожан обоего полу 3161 душ. … В деревне Бакмасихе церковная школа грамоты с 25 учащимися обоего полу, открыта в 1896 году. В Таскаевском училище гражданского ведомства с 49 учащимися». [10, с. 433-434] Более четырех лет своего пастырского служения священник Димитрий Семенов посвятил заботам о благоустройстве прихода Михаило-Архангельской церкви села Таскаевского [14, Л. 88 об. – 89]. В целом же, в приходе Михаило-Архангельской церкви в 1909 году было 402 двора, 3161 человек. К 1912 году население прихода увеличилось до 3,5 тысяч человек. За время служения отца Димитрия приход увеличился почти на 50 дворов (341 человека) [14, Л. 85–91]. Наиболее трудными выдались 1910–1912 годы, когда неурожаи хлебов были несколько лет подряд. Только в 1912 году в Каинском уезде от неурожая пострадали 25884 десятины яровых хлебов; крестьянам требовалось 201313 пудов зерна на посев и 106547 пудов – на продовольствие. В это время они особенно нуждались в пастырской поддержке. Несмотря на экономические трудности, неустанными заботами и стараниями священника Димитрия Семенова, являвшегося председателем церковноприходского попечительства, к 1913 году удалось отремонтировать здание церкви, построенное еще в середине 1850-х годов: стены были окрашены снаружи, внутри обиты картоном и «украшены живописью». Пополнена церковная утварь: приобретены серебряно-золоченый потир с принадлежностями, три напрестольных креста, одно большое и два малых Евангелия, Дарохранительница. В воскресные и праздничные дни отец Димитрий произносил проповеди из книг и вел нравственные беседы с прихожанами. Увеличились кружечные доходы причта за требоисправления: если в 1909 году было получено около 400 руб., то за три неурожайных года доход вырос в 1,5 раза и составил 599 руб. 70 коп. За время его служения в школах, относившихся к приходу, значительно улучшилась материальная база и увеличилось число учеников. В селе Таскаевском находилось сельское училище министерства внутренних дел, в котором отец Димитрий состоял заведующим и законоучителем. В 1912 году в училище обучалось уже 48 мальчиков и 29 девочек (в 1909 году их было 37 и 12, соответственно). В наиболее крупном поселении, приписанном к приходу, в деревне Бакмасихе имелась школа грамоты, которая в 1911 году благодаря энергичной деятельности настоятеля была преобразована в одноклассную церковноприходскую школу и получила «прекрасное школьное здание стоимостью в 2500 руб.» (из которых 1600 рублей были изысканы отцом Димитрием на месте) [19, с. 343–344]. В 1912 году в ней обучалось 33 мальчика и 17 девочек (в 1909 году их было 18 и 7, соответственно) [14, Л. 85–91]. За заслуги по церковно-школьному делу 2 сентября 1912 года священник Димитрий Семенов был награжден набедренником [14, Л. 88 об. – 89]. Горячая сыновняя любовь и болезнь престарелого отца не позволили отцу Димитрию продолжить свое служение в Сибири. Летом 1913 года он был вынужден направить архиепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору прошение с просьбой о переводе его в Ставропольскую епархию. С 24 сентября 1913 года священник Томской епархии Димитрий Семенов был назначен на второе священническое место к Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир Ставропольской епархии [23, с. 1220–1221; 5, с. 504]. В этом храме он прослужит до конца своей жизни, увенчанной мученической кончиной. Как и на прежних местах его служения, одной из главных была забота о христианском просвещении детей. К лету 1918 года священник Димитрий Семенов прослужил в священном сане около 22-х лет, из них 13 лет диаконом и 9 лет – священником. Он искренне и с большой любовью к ближним совершал свое пастырское служение, чем снискал уважение и взаимную любовь паствы. В справке Ставропольского епархиального совета за конец августа – начало сентября 1918 года отмечалось «очень хорошее» его поведение [6, Л. 1 об.]. Октябрьский переворот в Петрограде 25 октября 1917 года, обстрел московского Кремля и последующие события ноября 1917 года на Ставрополье остались практически не замечены, но в ночь на 1 января 1918 года в Ставропольской губернии решением IV губернского крестьянского съезда и народного собрания была установлена советская власть [9, с. 63]. Весной 1918 года на Ставрополье начались антирелигиозные мероприятия. У сельских священников была отнята личная земля, подверглись разграблению и осквернению многие храмы и другие православные святыни. В 1918 году в Ставропольской епархии большевиками были убиты 37 священно- и церковнослужителей [18]. В числе этих новых мучеников за веру Господь судил быть и священнику Димитрию Семенову. В начале сентября 1918 года в местной газете была опубликована информация Ставропольского епархиального совета о «зверской расправе» красноармейцев над священником села Бешпагир Димитрием Семеновым [37, с. 3]. 20 сентября 1918 года газета «Кубанский край» сообщила, что отец Димитрий был казнен за произнесение в церкви проповедей к народу о том, что разбой – это преступление [32, с. 4]. В архивных документах и печатных изданиях содержатся следующие сведения о его мученической смерти. 27 июня 1918 года, в день вступления красноармейцев в Бешпагир, они пришли в дом священника и потребовали их накормить. Насытившись, они сообщили, что «теперь […] священник будет цел», и ушли. Однако в тот же день отец Димитрий был арестован красноармейцами дважды. Буквально через полчаса за ним прислали конвой и повели в волостное правление, в помещениях которого расположился штаб красноармейцев. Здесь «всячески над ним глумились». Матушка просила его освободить, и священника отпустили, но через некоторое время опять арестовали. Его обвиняли в том, что он оказал гостеприимство отряду полковника Шкуро при прохождении его через Бешпагир [27, Л. 21 об.; 33, л. 6]. Красноармейцы долго пытали отца Димитрия и издевались над ним, а потом сказали: «Ну, теперь готовься». Он попросил разрешить ему помолиться перед смертью. Едва молитва была окончена, палачи набросились на него и шашками изрубили ему голову. Бездыханное тело сбросили под кручу, недалеко от места казни. «Теперь не будет призывать опомниться», – такие слова красноармейцев приводят очевидцы [32, с. 4]. Отец Димитрий был казнен за селом в ночь с 27 на 28 июня 1918 года вместе с несколькими жителями Бешпагира и до двадцати человек, доставленных сюда из соседних сел [32, с. 4; 11, Л. 10]. На следующее утро брошенное тело священника было найдено за селом, хоронить его запретили [27, Л. 6]. Когда большевики ушли из Бешпагира, жители села похоронили казненных. Современники отмечали, что особенно трогательны были похороны священника Димитрия Семенова: «Почти все село вышло проводить прах мученика, и многие оплакивали его безвременную кончину» [32, с. 4]. Погребение священника состоялось в ограде Крестовоздвиженской церкви. После закрытия Крестовоздвиженской церкви села Бешпагир в 1936 году и полного разрушения ее здания в 1943 году [16] могила отца Димитрия была утрачена. Участь полного разрушения постигла также и храм Архистратига Михаила в с. Таскаево. В 2001 году в селе была образована православная община, а заведующим Таскаевской больницей Куркиным Н.В. было безвозмездно передано здание бывшей аптеки, находившееся в центре села, недалеко от места, где стоял разрушенный в лихолетье храм. Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 25 августа 2022 года журналом № 76 рассмотрел ходатайство митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, от имени Архиерейского Совета Ставропольской митрополии, и постановил включить имя священника Димитрия Семенова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской [2]. К глубокому сожалению, пока не удалось обнаружить прижизненную фотографию отца Димитрия, поэтому его образ ко дню прославления был написан по типовым святцам. Торжественное прославление состоялось 13 декабря 2022 года за Божественной литургией в Казанском кафедральном соборе г. Ставрополя, при служении сонма архиереев и духовенства епархий Северо-Кавказского федерального округа. По приглашению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла и благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима, автору выпала честь быть участником этого исторического события. Важной задачей является сохранение памяти о подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской, особенно в тех местах, где проходило их служение или была принята мученическая кончина. Так, Высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Новосибирский и Бердский обратился с прошением к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу о включении имени священномученика Димитрия Семенова в Собор святых Новосибирской митрополии, на что последовало письмо епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, что со стороны комиссий возражений по данному вопросу нет, и вопрос будет передан на утверждение Архиерейского Собора. 28 июня 2023 года исполнится 105 лет со дня мученической кончины священномученика Димитрия Семенова; к этому дню запланирована установка памятной доски на храме Архистратига Михаила с. Таскаево Барабинского района. Также на рассмотрении находится вопрос об учреждении специальной ежегодной премии для учащихся начальных классов Таскаевской и Бакмасихинской школ, где в начале ХХ века на ниве духовного просвещения потрудился священник Димитрий Семенов. Литература: 1. http://www.patriarchia.ru/db/text/423849.html, (дата обращения 06.03.2023 г.) 2. http://www.patriarchia.ru/db/text/5952955.html (дата обращения 07 марта 2023 г.) 3. Архиерейские служения // Ставропольские епархиальные ведомости. 1909. № 23. 6 июня. 4. В 1909–1911 годах из Ставропольской епархии были переведены в Томскую епархию еще 6 диаконов (в том числе окончивших пастырские курсы в Москве) и один выпускник Ставропольской духовной семинарии. 5. Движения и перемены по службе // Томские епархиальные ведомости. 1913. № 21. 1 ноября. 6. Дело об исходатайствовании пенсии вдове убитого священника // ГАСК. Ф. 237. Оп. 1. Д. 105. 7. Журнал Томской духовной консистории от 23 февраля 1909 г. // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1502. 8. Запись в клировой ведомости за 1895 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 53. Д. 394. 9. Зверева Л. А Властные структуры на Ставрополье в первые годы советской власти // Сборник научных трудов. Серия «Право». Северо-Кавказский регион: проблемы истории и права. Вып. 2. Ставрополь, 2000. 10. Информация о Таскаевском приходе // Справочная книга по Томской епархии за 1909/10 г. Томск, 1911. 11. Информация Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России, по селению Бешпагиру Ставропольского уезда Ставропольской губернии. [Не ранее 28 июня] 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 28. 12. Клировая ведомость за 1907 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 65. Д. 549. 13. Клировая ведомость за 1909 г. // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3927. 14. Клировая ведомость за 1912 г. // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4304. 15. Клировая ведомость за 1914 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. 16. Краткая историческая справка // Храм Воздвижения Креста Господня с. Бешпагир: страница прихода [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.beshpagirnika.com (Дата обращения: 14.01.2021). 17. О назначении вторым законоучителем православного исповедания при Ставропольской гимназии священника поселка Кирпильского о. Иоанна Восторгова // ГАСК. Ф. 73. Оп. 1. Д. 775. 18. Обращение Церкви Екатеринодарской к христианским Церквам всего мира // Красный террор в годы Гражданской войны. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков / под ред. Фельштинского Ю.Г и Чернявского Г.И. Режим доступа: http://ricolor.org/history/kt/ktr/sp/ (дата обращения: 02.02.2009). 19. Отчет Томского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1911–1912 гг. // Томские епархиальные ведомости. 1913. № 12. 15 июня. 20. Пастырское послание Высокопреосвященнейшего Агафодора, архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, Боголюбивым пастырям Ставропольско-Екатеринодарской церкви // Ставропольские епархиальные ведомости. 1909. № 13. 28 марта. 21. Перемены по службе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1896. № 16. 16 августа. С. 973. 22. Перемены по службе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1897. № 15. 1 августа. 23. Перемены по службе // Ставропольские епархиальные ведомости. 1913. № 41/42. 15 октября. С. 1220–1221. 24. Праздные места // Томские епархиальные ведомости. 1909. № 1. 1 января. С. 13. 25. Праздные места // Томские епархиальные ведомости. 1909. № 6. 15 марта. С. 120. 26. Праздные места // Томские епархиальные ведомости. 1909. № 7/8. 1-15 апреля. С. 170 27. Протокол допроса членом Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России, бароном А.К.Врангелем в качестве свидетеля протоиерея Кирилла Окиншевича. 1 апреля 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 25. Л. 21об. 28. Прошение диакона Спасо-Преображенской церкви села Новоселиц Илии Кондратова и диаконо-учителя села Винодельного Димитрия Семенова епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору от 23 июля 1897 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 55. Д. 529. Л. 48. 29. Разрядный список… // Кавказские епархиальные ведомости. 1884. № 15. 1 августа. 30. Разрядный список… // Ставропольские епархиальные ведомости. 1889. № 14. 16 июля. 31. Разрядный список… // Ставропольские епархиальные ведомости. 1893. № 13. 1 июля. 32. С[ело] Бешпагир Ставропольской губернии. После них // Кубанский край. 1918. № 80. 20 сентября. 33. Сведения о злодеяниях большевиков в отношении церкви и ее служителей в Ставропольской епархии. 1919 г. // ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 25. 34. Сведения о Семеновой Варваре Александровне (матери Димитрия) из клировой ведомости за 1914 г. // ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1269. 35. Список лиц, изъявивших желание занять места священно и церковнослужителей в переселенческих приходах Сибирских епархий. 1909 г. // РГИА. Ф. 799. Оп. 15. Д. 967. 36. Список членов кассы взаимопомощи, сделавших взносы в первой половине 1910 г. // Томские епархиальные ведомости. 1910. № 19. 1 октября. 37. Судьба священников // Ставропольские ведомости. 1918. № 41. 2 сентября. 38. Указ Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Томскому и Барнаульскому Макарию по вопросу об удовлетворении церковных нужд в переселенческих епархиях от 30 апреля 1908 г. // Томские епархиальные ведомости. 1908. № 15. 1 августа.
«Живоносный Источник» №2 (25) за 2023 г.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 580 |