Опубликовано 06.07.2007 в рубрике  Православное краеведение
 

Вознесенская церковь с. Сузун

Возникновение Вознесенской церкви неразрывно связано с созданием в с. Сузун медеплавильного завода и монетного двора. Обратимся к его истории.
 

Монетное дело в Сибири началось с именного указа Императрицы Екатерины II Российскому Сенату от 7 ноября 1763 г. Был открыт монетный двор на уже существовавшем Колывано-Воскресенском медеплавильном заводе, велось сооружение Павловского, но специалистами было принято решение о создании еще одного медеплавильного завода и монетного двора при нем.

 

 

 

alt

Вид на с. Сузун и Воскресенскую церковь. Фотография начала XX в.

Крестьянином Малышевской слободы Михаилом Зайцевым было указано наиболее удобное место для строительства, при впадении реки Пивоварки в реку Нижний Сузун, где находилась деревня Быкова. " Вниз по реке Оби по течению оной с правой стороны, на реке Нижний Сузун, водой и местами весьма богатое”.

 

20 марта 1764 г. приказом начальника Колывано-Воскресенских заводов генерал-майора А.Г. Порошина были определены места для всех цехов строящегося завода. В качестве образца был взят Колывано-Воскресенский медеплавильный завод.

 

Сооружением монетного двора руководил титулярный советник Иван Марков, а постройкой плавильных цехов коллежский советник Иоганн Готлиб Улих. Наиболее грандиозным сооружением была плотина, перекрывавшая реку Нижний Сузун. Её длина составляла 235 м 40 см, а ширина -  25 м. Строительством плотины руководил инженер Головин, а главным смотрителем был Н. Бахарев (впоследствии его именем была названа одна из улиц в Сузуне). Одновременно со строительством завода велось сооружение жилых домов, улиц, площадей.

 

alt

Священник Василий Дуплев – настоятель церкви в 1901 – 1919 гг. Фото из фондов Сузунского краеведческого музея

Особенно большой вклад в дело механизации горнорудного комплекса в Сузуне внесли И.Н.Ползунов, К.Д.Фролов, П.К.Фролов, Д.В.Головин, Ф.С.Ваганов, М.С.Лаулин, М.П.Залесов и другие гидротехники и инженеры.

 

 Завершить строительство предполагалось к октябрю 1764 г., но из-за всевозможных задержек строительство продолжалось и в первой половине 1765 г.

 

14 июня 1765 г.  на недостроенном монетном дворе  вспыхнул пожар, огнем были уничтожены практически все постройки медеплавильного завода и монетного двора.

 

Новый проект завода выполнил  архитектор Санкт-Петербургской Академии наук, горный инженер III-го класса В.Фролов; им же был составлен проект церкви в честь Вознесения Господня. Построена и освящена в 1765 г. Храм был деревянный, однопрестольный, обшит тесом и выкрашен в светло-зеленый цвет; в плане имел форму креста.

 

 Отдельно от храма располагалась деревянная колокольня с шестью колоколами. Церковь была освящена в честь Вознесения Господня.

 

alt

alt

Иконы, написанные И. В. Крестьянниковым. Сузунский краеведческий музей

В сентябре 1766 г. начались работы восстановленного медеплавильного завода и монетного двора. С 1766 г. Сузунский монетный двор чеканил « сибирские» деньги, которые имели обращение только на территории Сибири, а с 1784 по 1848 гг. деньги общероссийского образца. На Сузунском заводе помимо производства денег с 1768 по 1911 гг. велось плавление серебра и меди, а с 1820 по 1860 гг. - производство чугуна. Также на заводе изготавливались различные металлические предметы, необходимые в быту.

 

В 1768 г. Сузун посетил известный путешественник академик Петр Симон Паллас. В своем труде «Путешествие по разным местам Российского государства» он записал: «Заведенный ныне монетный двор окружен высоким острогом четвероугольником сделанным, и у входов оного стоит караул. По правую сторону Сузуна стоит вне заводского округа на плотине контора, возле которой построен каменный сарай для денег, кои с медного двора в конторе принимаются. Далее стоят потребные запасные дворы, гауптвахта, и по другой линии офицерские дома также и постоялые двора. Все простые жилые дома, коих число простирается до двухсот, стоят частью ниже завода по правую сторону Сузуна, частью по левую сторону от пруда, на ряды разделенные и составляют с заводскими строениями и построенною к южному концу плотины большою церковью длинный четырехугольник. Несколько подалее от реки находится бесподобный сосновый бор, который простирается на шестьдесят верст, как в ширину, так и в длину. Положение места весьма приятно». По архивным документам были установлены имена некоторых управляющих монетным двором. Это: Петр Березовский, Алексей Малеев, Дмитрий Бихтов, Александр Дейхман, Андрей Мевиус. Василий Иванович Тистров (находился в должности управляющего в1840-1845 гг.;), Александр Александрович Черкасов (находился в должности управляющего с1871 по 1883 гг., известный писатель-натуралист). До наших дней сохранилось здание управляющего медеплавильным заводом и монетным двором. Это здание строилось в 1765 г. как казенная квартира и контора для управляющего медеплавильным заводом и монетным двором. Сейчас в сильно перестроенном доме управляющего находится Сузунский краеведческий музей.
В 1848 г. Сузунский монетный двор был ликвидирован, а в 1914 г. упразднили и медеплавильный завод.

 

За время своего существования Сузунская церковь не раз перестраивалась. Сначала в связи с ветхостью здания (1846, 1886-1888), затем – с увеличением числа прихожан. В состав прихода входило  село Сузун  Барнаульского уезда. Распоряжением Томской Духовной консистории духовенством храма велся учет количества прихожан. В 1911 г. прихожанами храма было 3797 человек, также в приходе проживало 4 раскольника; в 1914 г.  -  3918 человек, а в 1920-е гг., в связи с ликвидацией медеплавильного завода количество прихожан  сократилось до 3596 человек.

 

По воспоминаниям старожилов храм отличался богатым убранством. Сведений о чудотворных иконах не сохранилось. Известно, что особо чтимыми образами были:  храмовая икона Вознесения Христова и икона святого благоверного великого князя Александра Невского в серебряной позолоченной ризе, пожертвованная священником Василием Дуплевым.

 

При Вознесенской церкви в с. Сузун, существовала церковно-приходская школа, которая была открыта в 1895 и помещалась в доме, принадлежавшем церкви. В 1911 г. количество учащихся в ней было 85 чел. В 1887 г. в Сузуне была открыта Горная школа. Помимо основных предметов в ней изучалось горное дело и металлургия.

 

Причт церкви состоял из одного священника и одного псаломщика. К сожалению, имя первого священника Вознесенской церкви на данный момент не известно.

 

Удалось лишь установить имена некоторых священно церковнослужителей, в разные годы служивших в Вознесенской церкви; это священники: Иаков Патрушев, Иоанн Седачев, Иоанн Чирков, Иоанн Смирнов, Феодор Ершов (январь-март 1894г.), Иаков Ерлексов, Евгений Смирнов (с 1897 по 1901г., с 1901 г. священник Никольской церкви с. Маслянинского). Диакона: Стефан Двинянинов, Иоанн Репьев (до 1906 г.), Павел Судник (с 1906 по 1910 гг.; с мая 1910 г. священник церкви с. Комарихинского), Михаил Тимашев (с1910 по 1912 гг.), Валериан Моцартов (с 1912 по 1914 гг.). Псаломщики: Евгений Ивановский, Иоанн Добросердов, Петр Рубцов, Василий Пономаренко, Виталий Самсонов, Алексий Марсов (до 1900 г.), Александр Чирков (1900 г.),  Михаил Симонов (с 1913г.), Иоанн Пономарев (1920-е гг.)

 

О многих из них известно или крайне мало, наиболее полные биографические сведения сохранились о священнике Василии Дуплеве, который служил в храме с 1901 по 1919 гг.

 

       Дуплев Василий Трифонович. Родился10 марта 1868 г. в семье мещан г. Бийска. Обучался в Бийском городском училище. 22 сентября 1883 г. указом Томской Духовной консистории определен вольнонаемным псаломщиком к Свято-Троицкой церкви с. Ново-Тырышкино. Спустя неполных три года, 5 августа 1886 г. Василий Дуплев получает назначение к Александро-Невской церкви г. Бийска. 22 сентября 1890 г. псаломщик Василий Дуплев был рукоположен в диакона, а через пять лет, в 1895 г. – рукоположен в священника. В период с 1898 по 1901 гг. о. Василий служит на приходах Омской епархии. В 1901 г. возвращается в Томскую епархию и назначается к Вознесенской церкви с. Сузун.

 

30 апреля 1903 г. за устройство в с. Сузун столовой Красного Креста по бесплатному кормлению голодающих жителей села, священник Василий Дуплев удостаивается Знака Общества Красного Креста.

 

В 1931 г. состоял священником церкви с. Вяткино, Усть-Пристанского р-на Запсибкрая (ныне территория Алтайского края). 20 апреля 1931 священник Василий Дуплев был арестован, а 13 июня того же года осужден Особой Тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю к расстрелу. Расстрелян в 1931 г. в г. Барнауле.  

 

Одним из последних священников Вознесенской церкви с. Сузун был о. Василий Коронатов

 

      Коронатов Василий Сергеевич. Родился ок. 1885 г. Окончил Томскую церковно-учительскую школу и Богословские классы Томской Духовной семинарии в 1916 г.8 мая 1916 г. рукоположен в священника. И в том же, 1916 году назначен священником церкви с. Сенчанского; в 1917г. переведен к Свято-Троицкой церкви с. Верх-Тулинского; с 20 февраля 1920 г. по февраль 1923 г.состоял при  Вознесенской церкви с. Сузун, а 17 февраля 1923 г. был переведен к Свято-Троицкой церкви с. Меретского.

 

Нами не установлены имена священнослужителей, служивших в храме после о. Василия Коронатова, т.к. многие документы были утеряны. Известно лишь, что с 1923 по 1929 гг. в Вознесенской церкви служил священник Сергий Лаврентьев. С 1929 по 1930 гг. при храме состоял протоиерей Николай Яновский; в 1930 г. его сменил священник Максим Горчаков (пробыл до 1931 г.), а в 1935 г. к Сузунской церкви был назначен протоиерей Василий Вятчинин, возможно он был последним настоятелем.

 

Строительство дороги от Барнаула через Павловск и с. Сузун повлияло на возникновение в 1834 г. Сузунской Никольской ярмарки, т. к. новая дорога связала Сузун со Старым Московским трактом, - одной из важных торговых магистралей. Ежегодно на ярмарке для продажи выставлялась всевозможная мануфактура, а также кресты, складни, литые иконы, изготавливавшиеся на медеплавильном заводе. Сузунские иконописцы не только выставляли свои работы, но и принимали заказы на изготовление икон, роспись храмов. Возникновение сузунской иконописной школы относится к последней четверти XVIII в. История сохранила нам имя одного из последних иконописцев (или богомазов, как их называли на селе). Это Иван Васильевич Крестьянников (1858-1941 гг.). В  последние десятилетия своей жизни икон не писал, работал пожарным, весовщиком на базаре. В Новосибирской картинной галерее представлено 120 икон Сузунского письма, из них более 20 – написанные И.В. Крестьянниковым.

 

Главная особенность его работ – обаятельное соединение изысканного, даже артистичного рисунка лиц и рук с простодушной декоративностью чисто народного толка. Наиболее художественно выразительными иконами И. В. Крестьянникова стали изображения Христа и святителя Николая Чудотворца. Анализируя его творчество в целом, можно отметить ориентацию автора на древние образы. В селах близ Сузуна в избах до сих пор можно встретить иконы, написанные И. В. Крестьянниковым, причем некоторые жители помнят, что Крестьянников сам носил образа по деревням для продажи. Известно имя еще одного художника-иконописца – Батанова. Со слов его внучки Клавдии Алексеевны Кротовой в окрестностях Камня и Сузуна все церкви были расписаны ее дедом.

 

Но вернемся к истории Вознесенской церкви. В начале 1918 г. советским правительством был принят декрет « Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Началось разграбление, закрытие и уничтожение церквей и монастырей, осквернение мощей и святынь, преследование духовенства. В Сибири эти процессы начались позже, их начало оттянула гражданская война, но происходили они часто еще более жестоко, чем в европейской части России.

 

alt

Здание бывшей церковно-приходской школы. Современный вид.

alt

Строительство нового храма. Фото из личного архива автора

Не миновала подобная участь и Сузун. В начале 1930-х гг. в России был официально запрещен колокольный звон. Колокола снимали с церквей и отправляли на переплавку. Возможно, в это время в Сузунскую пожарную часть попал один из колоколов Вознесенской церкви (ныне хранится в районном музее). В 1937 г. постановлением Новосибирского Облисполкома от 14 апреля 1937 г. за № 629 Вознесенская церковь была закрыта, а богослужебная утварь и иконы изъяты. Спустя некоторое время храмовое здание было разобрано, на месте храма построили летнюю танцплощадку. Впоследствии перед танцплощадкой был выстроен клуб. В 1954 г. клуб сгорел, но был снова отстроен. Позднее в нем разместился  кинотеатр « Родина». Шли годы, и здание кинотеатра пришло в негодность, на другом месте был выстроен Дом Культуры и кинотеатр перевели в него. После закрытия  церкви в здании бывшей церковно-приходской школы первоначально размещалась библиотека, а сейчас находится местное отделение соцзащиты.

 

В 1997 г. жителями р.п. Сузун под храм был оборудован жилой дом, а в 2000 г. на месте бывшего кинотеатра началось строительство нового храма.

 

alt

 

Богослужение в новом храме. Фото из личного архива автора

alt

 

Современный храм Вознесения Господня. 2006 г. Фото автора

Наиболее крупные пожертвования на строительство храма сделали: Новосибирское епархиальное управление, Администрация р.п. Сузун,  ЗАО «Маслосырзавод Сузунский», МУП  « Сузунское ПАТП», МПМК «Сузунская-1», ООО «Эффект», «Энергосбыт», ФГУП СПЭКЭС, магазин «Керамика», ООО «Магнолия», ООО «торговая фирма Пятачок», ООО «Силуэт», ЗАО «Сузун-сервис», ЗАО «Поиск», ЗАО «Свинокомплекс Сузунский», ООО «Лабария», ТОО «Обское», Сузунское ПТПО, ЗАО «Идея», Сузунский леспромхоз, ООО «Лидер», Сузунский филиал «Электросвязь», ЗАО ПКФ «Обновление», частные предприниматели: А. Е. Неизвестных, Л. Н. Неизвестных, А. Г. Оствальд, А. К. Зулин, А.А. Вайгель.  Также в строительстве храма принимали участие: «Агротранс», ООО «Сузунпромстрой», МУП «Сузунская ЖКХ», лесхоз «Сельский», Сузунское ДРСУ, частные предприниматели В. Р. Адам и С. Б. Назаров.

 

alt

Учащиеся детской воскресной школы

С 1998 г. при храме стала действовать воскресная церковно-приходская школа; в 2003 г. школа была отмечена дипломом Выставочного Объединения « Сибирская ярмарка».

 

 


 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 10574

Ключевые слова: Сузун, Приходская жизнь, Евгений Шабунин

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
   1 написал: Серый (18 ноября 2010 20:21)
 
Достойная публикация!
Евгений Вы пишете:
В 1887 г. в Сузуне была открыта Горная школа ???

А в алтайском краеведческом музее совершенно другой год открытия, на 60 лет раньше. Проверьте данные!
  [цитировать]
   2 написал: Волобуева Людмила (24 февраля 2011 21:38)
 
Точно знаю, что церковь начали строить раньше, чем в 2000 году. Я наблюдала за её строительством в феврале 1999 года. Есть фото. Мама болела, я жила у неё месяц. Было холодно, но один мужчина упорно работал — воздвигал храм. Мама умерла в сентябре 1999 года. С уважением Людмила Михайловна
  [цитировать]
   3 написал: Валентин (29 марта 2011 22:01)
 
Небольшое уточнение:танцплощадка была построена ближе к Центральной улице.Храм стоял дальше.Вторая танцплощадка была построена практически на месте церковного кладбища(немного севернее)
  [цитировать]

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Февраль 2024 (61)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)
Сентябрь 2023 (84)

«    Февраль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829