Старцы дали противоположные советы. Почему?
Старцы дали противоположные советы. Почему? Надо бы разобраться.
Первое, что напрашивается – выяснить, действительно ли и в том, и в
другом случае советы просили у настоящих старцев. Это важно, ведь
встречаются порой и лжестарцы, младостарцы – о чем нас предостерегает
Священноначалие нашей Церкви. По большей части лжестарцы стараются о
том, чтобы весть о них прошла до края земли. Окружение лжестарца охотно
рассказывает всем подряд о своем прозорливом и чудотворном духовном
наставнике. Поэтому нельзя полагаться на один лишь слух о том, что в
таком-то населенном пункте можно попасть на беседу к старцу. Надо еще
выяснить, правда ли то, что о нем говорят. Впрочем, выяснить это не
всегда удается…
Монах. Художник: Михаил Нестеров
Бывает и так, что разные до противоположности советы дают старцы, чья
духовная опытность не ставится под сомнение Церковью. Такой случай я бы
хотел привести в память о преподобном старце Иоанне Колове (22 ноября
мы отмечаем день его памяти). Этот древний египетский подвижник получил
прозвище «Коловос», что в переводе означает человека маленького роста.
Старец сказал преподобному Иоанну: «Молись Богу, чтобы пришло к тебе искушение, ибо посредством искушений душа усовершается»
С преподобным Иоанном произошла примечательная история: «Молился он
Богу, чтобы избавиться от страстей, – и был в этом отношении беспечален.
Пошел он к одному старцу и сказал ему: вот я теперь спокоен, и не имею
никакой борьбы. Старец отвечает ему: пойди, молись Богу, чтобы пришло к
тебе искушение, ибо посредством искушений душа усовершается. Он стал
молиться; а когда пришло искушение, то уже не молил Бога отнять от него
борьбу, но говорил: дай мне, Господи, терпение в искушениях».
По Божией милости авва Иоанн Колов перешел от борьбы со страстями к
спокойствию и беспечальности – к ступени священного безмолвия (исихии).
Старец посоветовал ему молиться еще, дабы Господь благословил вернуться
на ступень борьбы со страстями. Авва Иоанн помолился, и Господь попустил
ему опять пребывать в брани с искушениями. Вот одна подвижническая
история, есть и другая.
Имя палестинского подвижника аввы Дорофея многим православным
известно. Авва Дорофей ходил к старцу Иоанну Пророку – открывать
помыслы. Так ревностно преподобный Дорофей боролся со страстными
помыслами, так старался об откровении помыслов, об отсечении своей воли,
что Господь благословил его взойти к более высокой ступени духовного
пути. Об этом новом духовном опыте Дорофей не знал, что и думать. Вот
как он вспоминает: «Я был в великом покое, в полном беспечалии, так что я
даже и скорбел об этом… ибо слышал, что многими скорбми подобает нам
внити в царствие Божие (Деян 14:21)». Он пошел за советом к старцу. Авва
Иоанн Пророк успокоил своего послушника: «Не скорби, ибо каждый
предающий себя в послушание отцам, имеет сей покой и беспечалие» (Аввы
Дорофея душеполезные поучения и послания. Поуч. 5).
Авве Дорофею старец Иоанн Пророк посоветовал считать опыт безмолвия спасительным и хранить его
Черты сходства с предыдущей историей очевидны. Авва Дорофей по
милости Божией перешел от борьбы со страстями к спокойствию и полной
беспечальности, то есть, к ступени священного безмолвия. Он был
обеспокоен новым опытом, в отличие от аввы Иоанна Колова. Оба подвижника
пошли к старцам. Египетскому подвижнику не названный по имени старец
советовал молиться о возвращении к борьбе против страстей. Палестинскому
подвижнику старец Иоанн Пророк посоветовал считать опыт безмолвия
спасительным и хранить его.
Советы, как видим, разные, хотя духовная традиция была одна, – и в
Египте, и в Палестине. Примечательно, что в обоих случаях старцы не
поставили под сомнение новый опыт Иоанна Колова и Дорофея Газского. Опыт
безмолвия в обоих случаях оказался подлинный, это подтверждается прямо и
косвенно.
Только для преподобного Иоанна Колова старец усматривал пользу в том,
чтобы монах «усовершался» в борьбе со страстями и дальше. Отсюда весьма
необычный совет молиться Богу о том, дабы пришло искушение. А в истории
аввы Дорофея старец нашел, что опыт безмолвия получен благодаря подвигу
послушания, и это послушание нужно продолжать, а безмолвие можно
принять как дар Божий.
Важным отличием является и то, что авва Дорофей не искал опыта
безмолвия, не просил его у Бога, как делал это преподобный Иоанн Колов, –
судя по всему, не вполне сознавая, что просит. Возможно, здесь и
кроется причина, почему подвижники получили такие разные советы от
старцев.
Приведенные две истории от древних подвижников свидетельствуют нам,
что к новому духовному опыту нужно относиться с осторожностью, с
рассудительностью и не искать простых «рецептов на все случаи жизни».
Диакон Павел Сержантов
http://www.pravoslavie.ru/put/75310.htm
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|