Опубликовано 23.11.2014 в рубрике  Новостная лента
 

Старцы дали противоположные советы. Почему?


Старцы дали противоположные советы. Почему? Надо бы разобраться. Первое, что напрашивается – выяснить, действительно ли и в том, и в другом случае советы просили у настоящих старцев. Это важно, ведь встречаются порой и лжестарцы, младостарцы – о чем нас предостерегает Священноначалие нашей Церкви. По большей части лжестарцы стараются о том, чтобы весть о них прошла до края земли. Окружение лжестарца охотно рассказывает всем подряд о своем прозорливом и чудотворном духовном наставнике. Поэтому нельзя полагаться на один лишь слух о том, что в таком-то населенном пункте можно попасть на беседу к старцу. Надо еще выяснить, правда ли то, что о нем говорят. Впрочем, выяснить это не всегда удается…
 

Монах. Художник: Михаил Нестеров

Бывает и так, что разные до противоположности советы дают старцы, чья духовная опытность не ставится под сомнение Церковью. Такой случай я бы хотел привести в память о преподобном старце Иоанне Колове (22 ноября мы отмечаем день его памяти). Этот древний египетский подвижник получил прозвище «Коловос», что в переводе означает человека маленького роста.

Старец сказал преподобному Иоанну: «Молись Богу, чтобы пришло к тебе искушение, ибо посредством искушений душа усовершается»

С преподобным Иоанном произошла примечательная история: «Молился он Богу, чтобы избавиться от страстей, – и был в этом отношении беспечален. Пошел он к одному старцу и сказал ему: вот я теперь спокоен, и не имею никакой борьбы. Старец отвечает ему: пойди, молись Богу, чтобы пришло к тебе искушение, ибо посредством искушений душа усовершается. Он стал молиться; а когда пришло искушение, то уже не молил Бога отнять от него борьбу, но говорил: дай мне, Господи, терпение в искушениях».

По Божией милости авва Иоанн Колов перешел от борьбы со страстями к спокойствию и беспечальности – к ступени священного безмолвия (исихии). Старец посоветовал ему молиться еще, дабы Господь благословил вернуться на ступень борьбы со страстями. Авва Иоанн помолился, и Господь попустил ему опять пребывать в брани с искушениями. Вот одна подвижническая история, есть и другая.

Имя палестинского подвижника аввы Дорофея многим православным известно. Авва Дорофей ходил к старцу Иоанну Пророку – открывать помыслы. Так ревностно преподобный Дорофей боролся со страстными помыслами, так старался об откровении помыслов, об отсечении своей воли, что Господь благословил его взойти к более высокой ступени духовного пути. Об этом новом духовном опыте Дорофей не знал, что и думать. Вот как он вспоминает: «Я был в великом покое, в полном беспечалии, так что я даже и скорбел об этом… ибо слышал, что многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян 14:21)». Он пошел за советом к старцу. Авва Иоанн Пророк успокоил своего послушника: «Не скорби, ибо каждый предающий себя в послушание отцам, имеет сей покой и беспечалие» (Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Поуч. 5).

Авве Дорофею старец Иоанн Пророк посоветовал считать опыт безмолвия спасительным и хранить его

Черты сходства с предыдущей историей очевидны. Авва Дорофей по милости Божией перешел от борьбы со страстями к спокойствию и полной беспечальности, то есть, к ступени священного безмолвия. Он был обеспокоен новым опытом, в отличие от аввы Иоанна Колова. Оба подвижника пошли к старцам. Египетскому подвижнику не названный по имени старец советовал молиться о возвращении к борьбе против страстей. Палестинскому подвижнику старец Иоанн Пророк посоветовал считать опыт безмолвия спасительным и хранить его.

Советы, как видим, разные, хотя духовная традиция была одна, – и в Египте, и в Палестине. Примечательно, что в обоих случаях старцы не поставили под сомнение новый опыт Иоанна Колова и Дорофея Газского. Опыт безмолвия в обоих случаях оказался подлинный, это подтверждается прямо и косвенно.

Только для преподобного Иоанна Колова старец усматривал пользу в том, чтобы монах «усовершался» в борьбе со страстями и дальше. Отсюда весьма необычный совет молиться Богу о том, дабы пришло искушение. А в истории аввы Дорофея старец нашел, что опыт безмолвия получен благодаря подвигу послушания, и это послушание нужно продолжать, а безмолвие можно принять как дар Божий.

Важным отличием является и то, что авва Дорофей не искал опыта безмолвия, не просил его у Бога, как делал это преподобный Иоанн Колов, – судя по всему, не вполне сознавая, что просит. Возможно, здесь и кроется причина, почему подвижники получили такие разные советы от старцев.

Приведенные две истории от древних подвижников свидетельствуют нам, что к новому духовному опыту нужно относиться с осторожностью, с рассудительностью и не искать простых «рецептов на все случаи жизни».

Диакон Павел Сержантов

http://www.pravoslavie.ru/put/75310.htm

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1879


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


02.10 2024
Расписание выставки Покровская Осень 10 – 16 октября 2024 г....
23.09 2024
23 сентября в Новосибирске состоится церковно-краеведческая конференция «Краеведение и...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2024 (3)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (32)

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031