Опубликовано 09.10.2009 в рубрике  Новостная лента
 

Наше время сродни первохристианскому. Беседа с епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом


Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим: К нам в епархию уже приезжали из Свято-Филаретовского института. Что это за почин такой у вас?
 
Беседа с епископом Сыктывкарским и Воркутинским ПитиримомПавел Степанов: Общение в Церкви очень важно и драгоценно. Собственно, мы ездим, чтобы иметь такое общение, вместе молиться, общаться, видеться, вместе над церковными вопросами размышлять. Таких возможностей немного, жизнь затягивает.

Епископ Питирим: Ну, а что это общение дает? Вы его в памяти держите или практически применяете как-то?

П. Степанов: Ну, например, мы публикуем что-то в газете.

Епископ Питирим: Ну, это со мной интервью, а общение с другими людьми? Коми - это далекая глубинка, вы никогда в жизни их больше не увидите. Я, если знал людей, переписывался с ними, если кто-то умер, я до сих пор молюсь, связь неразрывная у меня с ними. А у вас?

Екатерина Степанова: Мы тоже стараемся поддерживать те связи, которые сложились. И молитвенно, конечно, но и через конференции и встречи, которые проводит наш институт: если человеку интересно, он может на них приехать. Это общение поддерживается не только молитвой, не только перепиской, но еще важно и встречаться.

Епископ Питирим: Но ведь вы сегодня учитесь, завтра - нет. Куда придут те, с кем вы познакомились, где встречаться с вами? Приедут в институт, а вас там нет...

Е. Степанова: Институт мы, конечно, закончим, но деятельность института очень широкая.

П. Степанов: Кроме института есть люди, есть православное Преображенское братство, которое поддерживает институт.

Епископ Питирим: У нас «филаретовцев» здесь узнают именно по тому, что они с книжками во время службы стоят. По-всякому относятся, некоторые говорят - хорошо, некоторые - «книжники и фарисеи»...

Александр Гоман: Мы стараемся наизусть учить молитвы, чтобы и без книжек понимать ход богослужения.

Епископ Питирим: Я вот уже много лет газету «Кифа» получаю, спасибо, что вы её высылаете. Она никогда не вызывала у меня никаких отрицательных эмоций, я очень доволен вашей газетой. И о самом вашем братстве слушать мне приятно. Но бывают и такие люди - сели на поляне перед собором, поели, тоже вот братство какое-то приезжало рано весной в этом году и уехало, ни с кем не пообщавшись. Я говорю: пойдите, хоть узнайте, кто это такие, может быть, сектанты какие. Так мы и не узнали, что за братство.

Хочу вам рассказать о нашей епархии, которой в этом году исполнилось четырнадцать лет. Удивляюсь, что здесь не было епархии раньше (ну, пускай советская власть не давала возможности, а вот до революции почему?) Епархия, основанная святителем Стефаном, сто лет продержалась, а затем была переведена в Устюг. Это оправдывалось только более южным теплым местечком, а это никакое не оправдание, конечно. Территории здесь огромнейшие, и сейчас, когда ездишь к какому-нибудь архиерею в соседние области, понимаешь, конечно, что будь все так, как раньше было, когда был один архиерей на Архангельскую, Мурманскую области и Коми-республику (или на нашу епархию и вологодскую, как было до революции), деятельность его никогда бы не была удовлетворительной. К нам ехали оттуда, как в какую-то тьмутараканскую страну вечной луны и холода. Так что возобновлению епархии всего четырнадцать лет, но между тем ей, основанной в 1383 году, более шестисот лет, в этом округе мы самая древняя епархия, и у нас находится владычний городок в Усть-Выми, где похоронены первые святители - преемники Стефана Пермского.

Беседа с епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом

Епископ Питирим с паломниками из братства во имя Новомучеников и исповедников Российских.


На сегодняшний день древнее основание дает нам какой-то стимул, фундамент, и действительно, мы быстро выходим вперед. Почему? Потому что у нас в Коми-республике один храм приходится на пять тысяч человек. Для сравнения скажем: в Москве один - к двенадцати тысячам, в России - по-разному, но такое, как у нас, встречается только на набожной Украине. Мы на этом не останавливаемся, наша цель - чтобы был один храм или молитвенная комната одного храма - к двум-трем тысячам человек. Это делается за счет молитвенных комнат. Молитвенные дома - это накладно, а молитвенные комнаты - нет. В глубинках, где очень мало населения, где живут, скажем, 200-300 человек, они не могут позволить себе молитвенный дом, но молитвенную комнату, которая будет на базе любого учреждения, могут. Там иконостас, люди собираются и молятся. Это ближе к обычаям первохристианской церкви, когда люди собирались в домах богатых людей или там, где были просторные комнаты. Когда я начинал четырнадцать лет назад, я мечтал за жизнь свою в епископстве сто храмов построить, и думал, что это мечта несбыточная, а теперь думаю: как же я ошибался. Сейчас храмов каменных и деревянных у нас 110, из них 9 - в каноническом строении, архитектуре - тюремные, еще есть 13 молитвенных комнат по тюрьмам, 13 молитвенных комнат - в домах престарелых и 30 - в больницах. У нас получается 156 храмов, молитвенных домов и молитвенных комнат и 156 священнослужителей (большая их часть в монастырях, поэтому священники не соответствуют один к одному храмам и молитвенным комнатам, и у нас обычная приписная система). Теперь у меня другой план: чтобы молитвенных комнат было в два раза больше. Пусть будет хотя бы двести молитвенных комнат, чтобы приблизить церковную жизнь к людям, в городе - поквартально, в селе - пару молитвенных комнат, соответственно, чтобы люди могли собираться по общинам. Поэтому мною были написаны указы благочинным, которые этим делом занимаются, то есть разъезжают по кварталам городским, по самым маленьким селам и при возможности или выкупают молитвенную комнату, или выпрашивают бесплатно у властей, то есть активизируют людей на то, чтобы собираться, молиться. Очень быстро, оказывается, можно все обустраивать, хотя села бывают совершенно погрязшие в пьянстве, идет страшное вымирание населения. Если 10-20 лет назад было 1 270 тысяч, то сейчас у нас ужасающая статистика, последние данные - 750 тысяч населения. Просто какой-то мор.

Меня всегда удивляет тот факт, что когда умирают 2-3 человека или погибают в пожаре 10 человек - шум на весь мир, а то, что в стране за 5-7 лет население уменьшилось на 5 миллионов, что несравнимо ни с войной, ни с репрессиями, это как будто само собой разумеется. Но психология человечества, к сожалению, так устроена, что когда 11 человек погибли безвинно при Феодосии Великом - мы помним через века, а когда миллионы в репрессиях погибают, то никогда эти цифры никто не запоминает, уже не вмещается в сознание, как будто так и должно быть. Но, тем не менее, мне это покоя не дает, потому что идет просто вымирание населения. У нас это очевидно: когда едешь в глубинку, то по дороге - вымершие села. Идет тенденция переселения с Воркуты в среднюю полосу и в Сыктывкар. Город когда-то был 270 тысяч, сейчас приближается к 70 тысячам. Есть программа переселения: из маленьких сел переселять людей в центральное село. А зачем, почему? В село надо поддерживать дорогу, и электричество чтобы было. А переселение - это же огромный стресс для человека, это способствует суициду, отчаянию, унынию. Мы об этом стараемся говорить, когда встречаемся с главами администрации, с интеллигенцией района. Ведь у нас даже в самых захудалых селах есть жители не только с высшим образованием, но и с научными степенями, учителя, соцработники и так далее. Поэтому есть с кем встречаться и разговаривать, вести диалог, что я и делаю, конечно. Очень популярными стали мои поездки по школам республики Коми с богословскими беседами и проведение научно-практических конференций, в году их бывает по пять и более. Совместно с Минобразования, с Министерством культуры у нас проходят различные форумы, а в районах, в которых имеется местное телевидение, у нас проходят даже телемарафоны. Я люблю посещать молодежные центры, с молодежью разговаривать, потому что сейчас у людей такая каша в голове - например, кто-то из них поднимает вопросы свободы в связи с разнузданностью, и именно ортодоксальная молодежь всякую чушь говорит иногда, и улыбается, и благословляется, и думает, что они у меня самые примерные. А бывает, что те, кто в церковь не ходит, правильно мыслит. Бывает по-всякому. В наше время всеобщей зомбированности радио, телевидением и газетами, я бы сказал, что православных очень надо корректировать на основе святых отцов.

Вот вы сказали: как подражать святым? Я думаю, надо вернуться к словам Серафима Саровского. Возможны ли святые? Возможны, но нужна решимость. И действительно, иногда ко мне подходят люди, но у них нету решимости. В чем это выражается? В молитве утренней и вечерней, участии в строительстве храма в своем округе, если человек может помогать. Пророку Исайе явился Господь в пустыне и говорит: «Кого нам послать?» А много ли там было святого в пустыне? Пророк знал хорошо, что его не минет пила деревянная за это согласие, но он сказал: «Пошли меня». И здесь, если ты видишь, что нет солнца рядом, нет старшего, который на себе бы все вез, то сам зажигайся от Бога и будь солнышком. Вот и ответ на вопрос, кому подражать. Пророк Исайя настолько любил Господа, что подумал: «Разве можно отказать Господу, раз Он так смиренно и как бы растерянно говорит: "Кого нам послать?"» Как же, если я люблю Господа, я скажу: «Пошли Ивана, Степана»? Я скажу: «Пошли меня, потому что я сразу хочу ответить на Твою любовь, на Твое призвание». Возможны ли святые? А святые - это кто? Грешники, которые озадачены самопожертвованием. Вот они святыми и стали, они пожертвовали всем, желания своих страстей они оставили в стороне, были блудники - стали святые, были убийцы - стали святые, были воры - стали святые. Откликнулись на призыв Божий и оставили все. Вот они - святые. Мы знаем, что иной раз благочестием не отличались и пророки. Но в то же время любовь к Богу отвергла все то, что было у человека за плечами как немощного, греховного и так далее. Вот на это и надо равняться. А будет желание, будет ревность - будешь набивать шишки, будешь выправляться на основе святых отцов, на основе окормляющих священнослужителей. А если наставников нет - не беда, лучше наставников мы, грешники, видим грех у другого человека. Спроси у любого: как себя ведешь. Тебе сразу все расскажут. Так что мы видим грехи, в особенности других людей и в наставниках не нуждаемся, все нам сразу подкорректируют. А ты на то, что скажут насчет тебя, обращай внимание, а о той правде, которую видишь по отношению к другим - молчи. Малая правда должна молчать, потому что от малой правды человеку тошно становится, а большая правда - она может говориться - человек подумает, что да, надо поработать, это надо исправить.

Беседа с епископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом
Ухта. Дом культуры стал храмом


П. Степанов: Владыка, как Вы считаете, как миряне могут потрудиться для Церкви? Священнослужителей сравнительно немного, в чем Вы видите служение для мирян?

Епископ Питирим: Я уже сказал, что мы сродни сейчас первохристианскому времени. Вот пример: сейчас очень сложно возродить институцию агап, хотя по некоторым епархиям их вводят. Агапы не прекращались в Русской Зарубежной Церкви все эти годы, в нашей епархии указы по всем приходам есть, мы возрождаем агапы, то есть чаепитие и общение после всех утренних литургических богослужений. Это очень трудно возродить. Вот у нас в Стефановском соборе собирается несколько десятков человек. Это, конечно, очень маленькая толика. Но так возрождается именно жизнь, приобщение: не сразу «иди бери лопату, или тяпочку, или вилы», а мы пообщались, и человек осознает, что мы любим свой храм, свой молитвенный дом или свою молитвенную комнату, и уже потом присоединяется. Скажем, у нас цветочницей собора девочка работает, а к ней уже 5-6 девочек присоединяются, тоже травку пропалывают, ухаживают за цветочками вокруг собора. То есть агапы служат освящению человека как в личной жизни, так и в общественной, при храмах. Сестричество милосердия в нашей епархии образовалось благодаря агапам. Да и просто узнать друг друга агапы помогают, у кого какая проблема. Там мы смотрим видеофильмы, которые выпускаются Московской Патриархией. Там воскресные школы дают концерты. Священники обязательно окормляют агапы: если несколько священников, они, по очереди меняясь, ведут беседу, раскрывая свой внутренний мир. И получается, что священник не только отслужил и ушел, и никакого дела до человека нету. С помощью агап решилась и проблема, связанная с тем, что священник, зная, что при назначении второго священника или третьего у него самого резко упадет личный бюджет, не очень этого хотел. В Сыктывкаре бывает и два, и три, а в соборе - десять священнослужителей, и все мало, мало, мало - потому что с помощью агап, с помощью общения и участия в нуждах друг друга у человека раскрывается зрение, и он видит, что помимо финансов есть высшая цель, высшая проблема. И, действительно, в общении эти проблемы раскрываются, они становятся очевидными, поэтому священнослужителям иной раз стыдно вопрос поднять о финансах, потому что сразу же перебивается основная цель: пойти, добежать, достучаться до погибающих людей, которых надо спасать, спасать, спасать.

П. Степанов: Это очень важный опыт, чтобы общение в церкви было более тесным, чтобы расстояние между людьми сокращалось, в том числе и между священниками и прихожанами.

Епископ Питирим: Это подвиг и большая ответственность, но если человек верующий, он понимает, что невозможно ничего сделать без жертвенной любви. Вот посмотришь - человек и больной физически, и загружен трудом физическим, а улыбается. Мы - воины Христовы. Мы это забываем. Как только мы начинаем нервничать, мы в этот момент не воины. Это основное. И поэтому если посмотришь, кто на себе несет иго Христово, и у кого эта благодать внутри, то видно же: непомерный труд, а он улыбается. Вот старушка, у которой много внуков, и она никому не отказывает, не говорит, что вот, мол, мы своих вырастили, теперь пусть сами своих растят. Все в постоянной суете, казалось бы, а постоянная улыбка, постоянно радость у человека. И мы вот это забываем - что святые среди нас. У одного один дар, у другого - другой, и мы постоянно можем смотреть и брать примеры.

Ну, каких вот можно взять святых? Есть святые разных веков. Столько назидания от своих братьев. Умный священник - он и в тюрьму пойдет и от этой братии даже учится, сколько в них мудрости, сколько умного всего. Я, говорит, у заключенных научился вот этому духу восприятия всего благого, они же, пока изолированы от курения, от наркомании, от пьянства, у них очень высокое сознание духовное, нравственное и философское, у тех, которые ходят в молитвенные комнаты и в церкви тюремные, у них очень высокое сознание, один к одному с неиспорченными людьми, то есть они на правильном пути и держатся какое-то время, некоторые удерживаются и после тюрьмы, некоторые падают, но у них правильное направление, нелицемерное, я бы сказал, истинное. И мы можем учиться друг у друга. И это видно. Человек, как говорил Григорий Богослов, духом видит. Каждый человек божественен, и эта божественность проявляется, так что мы можем видеть. На самом низком уровне развития духовного, а мы видим, у кого какой дар. Мы можем видеть, что человек какой-то порок имеет, понятное дело, но мы видим и какой дар у человека. Вот, например, наша матушка Стефанида в плане социального служения святой человек. Она кормит 100-150 человек на подворье Кылтовского монастыря: сама игуменья подает кушать нищим. К ней присоединилась женщина, думает: надо помочь, ой, какая матушка. Матушка очень милая и добрая. Начала помогать с ропотом, а матушка ее отстранила, говорит: этих людей все оставили, и любви они ни от кого не ожидают. Тут надо только с любовью. Отстранила, продолжила вдвоем с еще одной матушкой. Никогда они нищих ни словом, ни тоном, ни взглядом не обижают. Их, говорят, все оставили. Так те их называют мамочками, этих монахинь. А нищая братия, она не обманывается. У человека есть Дух Святой, который человека во всем просвещает, просто мы иной раз не хотим руководствоваться им. Апостол Павел говорит: если духом мы живем, духом да и ходим. А мы жить-то им живем, а ходить не хотим...

Редакция благодарит
Марину Верховскую за помощь
в подготовке текста к публикации.
Фото Александра Гомана

КИФА №12(102) сентябрь 2009 года

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / http://gazetakifa.ru/content/view/2995/12/

Читайте также:

17.12.2014 - Епископ Сербской Православной Церкви: Мы никогда не будем против России

18.09.2013 - Протоиерей Феодор Бородин: Несчастным человека делает не семья, а неумение ...

12.09.2012 - Протоиерей Андрей Лемешонок: Любовь побеждает грех

15.06.2012 - Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: Православная организация должна ...

03.10.2011 - Ломоть в чужих руках всегда гораздо больше, чем он есть на самом деле

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 3458


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Май 2024 (3)
Апрель 2024 (52)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031