|
||||||||||||||
Антиохийский Патриарх Иоанн X: Мы — христиане Востока — останемся на нашей родинеО положении христиан и будущем христианства на Ближнем Востоке, о том, какие узы связывают Антиохийскую и Русскую православные церкви и о судьбе своего похищенного экстремистами брата рассказал во время своего визита в Москву в интервью патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X. Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X, посетивший Москву с кратким визитом, рассказал в интервью РИА Новости о печальном положении христианства на Ближнем Востоке, о своем похищенном боевиками брате и о роли России в установлении межконфессионального и межэтнического мира в регионе. Беседовала Милена Фаустова.
- Ваше Блаженство, вы не первый раз посещаете Россию. Успели ли вы составить представление о нашей стране?
— Радостно снова побывать в Москве. Я уже был здесь год назад, после избрания меня на первосвятительский престол Антиохийской церкви, по приглашению Святейшего патриарха Кирилла. И вот я снова оказался здесь. Что меня привлекает в России? Ответить на этот вопрос непросто, поскольку я не могу выразить все, что у меня на душе.
Россия — и сама страна, и ее народ, и ее церковь — очень дорога для всех нас. Прежде всего, нас привлекает ваш прекрасный и благородный народ, его культура и его духовность, цивилизация, которая очень влияет и на наши души. Мы также ценим позицию вашей страны и церкви по поводу того, что сегодня происходит у нас на Ближнем Востоке, и вашу поддержку нашему народу. Я уверен, что лучшее выражение наших чувств, — это те взаимные визиты, которые подчеркивают тесные отношения между двумя нашими народами и двумя церквами.
Святейший патриарх Кирилл также несколько лет назад был у нас в Антиохийской церкви. Он посетил Сирию и Ливан, даже несмотря на то, что печальное политическое противостояние в этих странах уже началось. Его визит стал свидетельством нашего единства и тесных связей между нашими народами.
Многие из наших граждан учились в Москве, а сейчас живут в Дамаске и Бейруте. Они хорошо говорят по-русски, некоторые женаты на россиянках. У нас при Антиохийской православной церкви также есть представительство Московского патриархата. А в Москве есть представительство Антиохийской церкви.
- В этом году вы прибыли в Москву, в том числе и для того, чтобы получить высокую награду, которую вам "за выдающийся вклад в дело укрепления православного единства"присудил Международный общественный фонд единства православных народов. Что в связи с этим вы чувствуете?
— Эта премия, безусловно, очень важна всем нам, всему нашему народу, поскольку она выражает признание Русской церковью и ее народом того, что сегодня происходит на Ближнем Востоке. То, что эту престижную премию вручили именно мне, означает любовь России к Антиохийской церкви, поддержку того, что мы делаем для процветания мира в регионе, чтобы наш народ, неважно к какой конфессии он принадлежит, жил в любви и мире. Эту премию я посвящаю сыновьям моего народа, митрополитам нашей церкви. Эта награда не только Антиохийскому патриархату – эта награда всему нашему многострадальному народу.
- Вы известны тем, что последовательно отстаиваете права христиан Сирии, Ливана и Ирака, испытывающих гонения со стороны боевиков ИГ и других религиозных экстремистов. Не так давно в Ливии были жестоко казнены египетские копты, а казнь снята на видео и выложена в интернет. Как по-вашему, для чего экстремисты попытались сделать шоу из казни? Это попытка запугать христиан Ближнего Востока?
— Мы очень сожалеем о том, что произошло с египетскими христианами в Ливии и вообще о том, что в целом происходит с христианами в этом регионе. Этот слепой экстремизм, терроризм, убийства, разрушение домов, церквей, захваты людей — все это не может быть признано никакой религией и не может быть ничем оправдано. Как только мы узнали об этой трагедии, мы по телефону связались с патриархом в Египте и выразили наши соболезнования и нашу любовь ему.
Безусловно, мы все резко против того, что произошло в Ливии. Если некоторые думают, что после опубликованного видео и убийств мы начнем их бояться, то это не так. Нас нельзя запугать смертью. Мы — сыновья этих стран, и мы — христиане Востока — останемся на нашей родине, что бы ни произошло и как бы события ни были к нам суровы.
Мы в этом регионе не гости. Христианство зародилось здесь, и христиане были здесь испокон веков. Мы всегда жили в мире с нашими братьями-мусульманами и построили с ними одну цивилизацию. Все мы — сыновья этой земли, здесь наши семьи, наши дома, наша история. И мы просим всех наших прихожан не покидать родину, оставаться на этой земле, чтобы сохранить здесь христианство.
- Россия и Русская Православная Церковь сегодня со многих международных площадок призывают защитить ближневосточное христианство и собирают гуманитарную помощь для сирийцев. Чувствует ли в ваша церковь эту помощь и озабоченность России судьбой христианства? Как вообще, на ваш взгляд, можно сегодня спасти ближневосточное христианство? И возможно ли его спасти?
— Христианство и христиане никогда не исчезнут с Ближнего Востока. Давайте вспомним историю. Ведь это не первый раз, когда христиане претерпевают здесь гонения и дискриминацию, когда они терпят несправедливость. Но милостью Божией мы все еще сохранились и продолжаем верить в то, что он защитит нас.
Мы очень ценим и уважаем позицию России — как ее церкви, так и ее народа и государства — по отношению к Антиохийской церкви и христианству Ближнего Востока. И мы просим многих лет жизни президенту России Владимиру Путину и всем его помощникам, а также Святейшему патриарху Кириллу за ту позицию, которую они занимают в отстаивании мира на Ближнем Востоке. То, что мы сегодня наблюдаем в Сирии, Ливане, Ираке, а также Палестине, Египте, Намибии, Ливии, Йемене, — все это говорит о том, что горит весь Ближний Восток. Поэтому та поддержка, которая исходит от России и с моральной, и с политической точки зрения, и гуманитарная помощь, которую мы сегодня получаем от российского народа, для нас необычайно ценны и дороги. Как дорога и та роль, которую Россия играет на международной арене. Гуманитарную помощь мы делим на всех, раздаем ее всем нуждающемся независимо от того, кто они — мусульмане или христиане.
Позиция России по отношению к ближневосточному христианству и тем событиям, которые происходят сейчас в регионе, не так давно была озвучена и в Организации Объединенных Наций, и в Совете безопасности. И мы очень надеемся, что благодаря этим усилиям, которые инициирует ваша страна на международных площадках, у нас наконец-то начнется мирный диалог и противоборствующие стороны найду общий язык. Когда я в нынешний визит встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, я наградил его орденом Антиохийской церкви I степени именно за те усилия, которые сегодня прилагает Россия для распространения мира в Сирии и на Ближнем Востоке, а также за покровительство христианству региона.
- Сейчас все мы в России переживаем из-за политической и церковной ситуации на Украине. Знают ли об этом в Антиохийской церкви и как к этому относятся?
— Да, конечно, мы знаем о той ситуации, которая сложилась на Украине. Я несколько раз с престола Антиохийской церкви и в Сирии, и в Ливане, а также здесь, в Москве, всем, с кем я виделся, говорил, что наши сердца и наши души вместе с русской церковью в той проблеме, которая сегодня существует на Украине. Мы молимся за мир в этой стране и надеемся, что в конечном итоге давление, которое сегодня претерпевает ваша страна от США и некоторых европейских стран, прекратится. Мы, как христиане, верующие в воскресение после скорбного пути к Голгофе, возлагаем всю нашу веру и надежду на то, что правда восторжествует и конфликт будет предотвращен.
- На ваш взгляд, почему политика так очерствляет сердца людей?
— Моральное безразличие и отсутствие ценностей – вот то, что ведет к концу любого общества, к его исходу. Когда человек начинает думать только о себе и своих интересах, он начинает пренебрегать другими людьми. Опора на мораль и сохранение традиционных ценностей, религии, веры — именно это должно быть важным в любой политике, именно этим должны руководствоваться и политики, и духовные лидеры.
В свой прошлый визит в Россию я постоянно слышал о том, что в России гордятся политикой и стратегией президента Путина, тем, что он настаивает на сохранении русского наследия, национальных традиций и ценностей, в том числе моральных и семейных. И это действительно важно. Трудно забыть, какую роль христианство сыграло в истории не только России, но и во всей русской цивилизации. Мы помним, на каком высоком уровне прошло год назад торжество по случаю 1025-летия крещения Руси, которое было организовано не только Русской православной церковью, но и высшей государственной властью. Все это свидетельствует, что ценности и моральные принципы – это основная база для мира, для того, чтобы люди были далеки от конфликтов, политических, военных, любых.
- Известно, что несколько лет назад у вас пропал брат — он был взят в заложники экстремистами. Что-нибудь известно о его судьбе? Ведутся ли какие-то переговоры по его освобождению?
— Два года назад в Сирии были захвачены два митрополита — мой брат, митрополит Алеппский Павел Язиджи, и митрополит Григорий Иоанн Ибрагим. Это было ужасное нападение на все, что я называю гуманизмом и миром, поскольку оба митрополита представляли мир и любовь и захвачены они были во время благородной гуманитарной миссии.
Захват митрополитов – это не только нападение на христианство. Это нападение на все благое и хорошее, что есть в жизни. К сожалению, мир хранит молчание. И это очень стыдное, позорное молчание. Несмотря на то, что мы сегодня — и на государственном уровне, и на церковном — делаем все возможное, чтобы их спасти, пока нам ничего не удалось сделать. Это очень нас печалит. Когда я был в Нью-Йорке и разговаривал с председателем Совета безопасности, а также генсеком ООН, я заметил, что странно слышать разговоры о правах и достоинстве человека, пока мировое сообщество молчит о наших митрополитах и не пытается их спасти. Мы достаточно возвысили наш голос для того, чтобы быть услышанными. Мы спрашиваем: где эти права человека, если мир с позорным молчанием относится к нашей беде? Но пока нам остается только молится, чтобы они побыстрее вернулись к нам.
- Сейчас в Русской православной церкви начался Великий пост, логическим окончанием которого станет Светлое Христово Воскресение. Каковы традиции Великого поста в Антиохийской церкви? Что он значит для верующих?
— У нас с Россией очень много общих традиций, как церковных, так и светских. Мы отмечаем те же праздники и посты, что и вы. Для нас пост — это не только воздержание от пищи. Это прежде всего то, что человек с помощью поста душой и телом выражает свою любовь и почтение к Господу. Мы все являемся сыновьями Воскресения, а пост — это путешествие к Пасхе. И мы постимся все эти дни для того, чтобы совершить это путешествие и дойти до самого радостного дня – Воскресения Христова.
Во время этого путешествия человек должен примириться прежде всего с самим собой. Только так он может достичь пасхального света. Именно в этом и заключается основной смысл Воскресения Христова. Это — самое важное в жизни путешествие, и мы должны на всем протяжении поста помнить слова Спасителя: "Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма".
В дни поста мы стараемся жить в мире и всячески выражать нашу веру. Для нас это и есть победа правды над несправедливостью. Как и другие церкви, Антиохийская также стремится и идет к свету, миру, любви. Мы молимся, чтобы любовь и мир распространялись по планете. И мне бы очень хотелось пожелать русскому народу, чтобы он достиг всего, к чему стремиться.
Образование и Православие /
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2251 |