|
||||||||||||||
Стоит ли безоговорочно верить «православным» пророчествам?Сергей Худиев – о том, стоит ли безоговорочно верить «православным» пророчествам, особенно – если речь в них идет о войне. По сети распространяется текст «пророчеств святого Паисия Святогорца о конфликте между Турцией и Россией». Его легко найти, и я не буду его подробно цитировать. Само по себе появление такого текста неудивительно – было бы удивительно, если бы ничего такого не появилось.
Во время пика конфликта на Донбассе сеть была полна пророческих видений. Протестанты, склонные к харизматической традиции, видели их и получали откровения, из которых явствовало, что флаг их дорогой Родины будет гордо реять, а демонические полки их Богом проклятых врагов будут рассеяны божественным гневом.
Православные, принадлежа к традиции, настаивающей на личном смирении, сами видений не видели – но пересказывали видения, бывшие различным святым и блаженным старцам, из которых явствовало то же самое – наша политическая или военная борьба есть борьба духовная, Бог однозначно на нашей стороне, наш флаг будет гордо реять, полки же наших Богом проклятых врагов будут рассеяны и т.д.
С одной стороны, это понятно: время смут и войн – это время слухов и военных уток, которые люди всегда распространяли, чтобы подбодрить себя и закалить свою ненависть к врагам. А с появлением социальных сетей их распространение приобрело лавинообразный характер. Люди вцепляются в любую информацию, которая, как им кажется, подтверждает правильность их позиции и оправдывает их поступки. Их мало волнует ее достоверность.
В христианской среде, увы, во множестве являются «духовные» фейки и утки. То афонские старцы насмотрятся телевизора и проклянут одну сторону; то насмотрятся другого телевизора и проклянут другую. Правда, потом выясняется, что то и другое – фейк, а телевизора старцы вообще никакого не смотрят.
Обострение отношений с Турцией естественно породило новую волну фейков – про то, как наша доблестная авиация стерла с лица земли какие-то неприятельские города (о том, что это было бы вопиющее военное преступление, распространители фейков не думают) и тому подобное наведение ужаса на неверных бармалеев.
Увы, мы не застрахованы от появления и духовных фейков. Я не могу с уверенностью утверждать, что пророчества, приписанные святому Паисию Святогорцу, – фейк. Но, как говорят, «это крякает как утка», то есть имеет ярко выраженные признаки фейка. Да, подлинное сообщение может быть похожим на фейк; а фейк – выглядеть чрезвычайно правдоподобным. Но в данном случае я склонен считать эти пророчества фальшивыми – пока не увижу убедительных причин признать обратное.
Во-первых, подлинные пророчества, как мы видим в Библии, начинаются с обличения в грехе, требования исправить свои пути, и предостережения о грядущих бедствиях, которые придут на неверный и грешный народ.
В контексте обличения могут появляться и «геополитические» предсказания о судьбах народов, но они не носят триумфалисткого характера – Бог накажет все народы, и вам достанется. Как, например, пророк Амос, обличив языческие народы и пообещав им различные проявления гнева Божия, заключительным и самым сильным аккордом обрушивается на Иуду и Израиль.
Пророки призывают к покаянию своих слушателей – в их грехах. В виду гнева Божия, грядущего на них.
Древние правители не меньше были заинтересованы в воодушевляющей патриотической пропаганде, чем современные – и охотно привечали пророков, готовых им ее обеспечить. Но Библия описывает их как лжепророков.
В 18 главе 2 Книги Паралипоменон описан конфликт между придворными пророками, которые ободряли царя идти на войну, (потому что царю это нравилось) и подлинным Пророком Божиим – который повел себя по другому: «И сказал Михей: жив Господь, – что скажет мне Бог мой, то изреку я» (2Пар.18:13).
И оказывается, что Господь не одобряет намерения царя. Царь остается недоволен – «И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое?» (2Пар.18:17). Можно вспомнить Иеремию – который был посажен в яму за свои непатриотические пророчества, а потом освобожден из нее захватчиками.
Пропагандистские фейки, замаскированные под пророчества, естественно, не обличают никаких грехов тех, к кому они обращены, и не пугают их Божиими судами – напротив, они обещают им разные блага, в то время как суды Божии постигнут исключительно их врагов.
Когда мы сталкиваемся с текстом, который ласкает национальное чувство тех, к кому он обращен, и обещает им славные победы, а беды и катастрофы их врагам – это совсем другой жанр.
Во-вторых, уже в Ветхом Завете, несмотря на то, что для ветхозаветного Израиля вероисповедная идентичность практически совпадала с национальной, мы видим пророческий универсализм – Бог любит все народы и ищет их просвещения и спасения.
Нет ничего более чуждого Писанию, чем дух озлобленного этнического национализма. Затяжная этническая ненависть, которая припоминает своим соседям грехи и преступления их предков, чтобы подчеркнуть – это варвары, о которых жалеть не надо, увы, явление обычное в этом падшем мире. Но оно вдохновляется явно не Святым Духом. «Пророчества» приводимые от имени преподобного Паисия Святогорца, слишком явно выдают озлобленный национализм (в данном случае, греческий) и мечты о национальном величии. Едва ли то (или другое) внушается людям Богом.
В-третьих, Священное Писание ясно заповедует христианам быть миротворцами. Пророчества, публикуемые с тем, чтобы воодушевить людей на войну (в которой сейчас нет никакой неизбежности), обещая им славные победы, находится в резком конфликте со словами Господа, которые мы слышим за каждой литургией: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф.5:9).
В-четвертых, Бог Библии относится к грешным людям с глубоким состраданием. Как говорит Пророк Иона: «Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Ион.4:2). Причем в случае с Ионой Бог отказывается навести бедствие на свирепых и кровожадных язычников – ниневитян. Тексты, в которых об ужасающих бедствиях, которые должны постигнуть массы людей, говорится с интонацией «так им и надо», едва ли исходят от Бога Библии.
Исходя из всего этого, я нахожу чрезвычайно вероятным, что это просто очередной, один из многих, фейк. Я неоднократно сталкивался с тем, как люди (иногда даже духовные чада) слышат от старцев (или просто священников) ровно то, что они хотят услышать, а потом возвещают это городу и миру – а бедные отцы и не знают. Это может быть почти несознательной интерпретацией в стиле «мне так запомнилось», это может быть передачей через третьи руки по принципу испорченного телефона, это может быть просто ложью, это может быть даже слабостью человека, в остальных отношениях святого – всякое может быть и примеров этому множество. Единственное, что в свете Священного Писания крайне, крайне сомнительно – что это откровение, исходящее от Святого Духа.
И поэтому нам не стоит ему верить и его распространять. Бог очень серьезно относится к Своему слову:
Распространяя что-то в качестве «пророчества», мы принимаем на себя очень серьезную ответственность перед Богом. Он – не карманный бог, которого можно употреблять в своих национальных или политических целях. Он – Творец и Судия мироздания. Он сказал «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7).
У христиан есть миссия в этом мире – проповедовать Благую Весть о Божией любви ко всем народам и спасении во Христе Иисусе. Бог любит турок. Христос умер за турок. Их гнусные грехи – как и наши гнусные грехи – искуплены на Голгофе. Это Евангелие, и другого нет.
Нам заповедано являть Евангелие в своей жизни – и, в частности, быть миротворцами. В этом мире, под завязку набитом ядерным оружием, предостаточно глупцов, которые готовы провоцировать глобальную ядерную войну, и на страшном суде они даже не смогут объяснить – зачем?
Мы же призваны к другому – быть им противовесом. Удерживать мир от падения в пропасть. Молитвой. Любовью. Отказом безумствовать, когда вокруг нас безумствуют. Поддерживать любое – хотя бы слабое – движение к миру.
Никто из нас не сможет сказать, что мы этого не знали. Когда мы вместо этого ссылаемся на более чем сомнительные пророчества, которые обещают нам победоносную войну, и занимаем место на другой стороне, среди тех, кто тащит эту бедную планету в огонь, это измена нашему христианскому призванию.
Я думаю, что войны с Турцией не будет (это не пророчество, просто предположение). Я думаю (надеюсь, по крайне мере), что политики – люди не мистически настроенные и в пророчества не верят. Но вот кто и куда толкал чашу весов – это важно. Это имеет для каждого из нас вечные последствия.
Образование и Православие / Сергей Худиев, Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1552 |