|
||||||||||||||
Диакон Павел Сержантов. Рождество — точка отсчетаНаш отсчет времени может быть связан с Христом. Рождество и Новый год находятся в календаре по соседству. Какой смысл в этом совпадении? Не хлебом единымЧеловеческая жизнь вся организована по годам. Почему — понятно. Природные циклы так устроены. И чаще всего принято считать года в соответствии с природными циклами. Скажем прямолинейнее: в соответствии с сельскохозяйственными циклами. Вариантов тут будет немного. Или новый год приурочивают к концу сельскохозяйственной поры, то есть празднуют его ранней осенью. Или же — в конце зимы, ближе к весне, перед началом больших земляных работ. Природа пробуждается, природа засыпает, а вместе с ней и человек. Обычно получается, что новый год — это когда время сельскохозяйственной активности или еще не началось, или уже кончилось. Бывает так, бывает и по-другому. Когда-то на Руси новый год справляли в марте, потом стали — в сентябре. Теперь мы отмечаем новый год в январе. Осень уже прошла, до весны еще далеко. Зато совсем рядом Рождество Христово. Лично я так и воспринимаю: у нас новый год находится при Рождестве. Знаю-знаю, у январского положения нового года и Рождества есть своя хитросплетенная история. Началась она еще при Юлии Цезаре. В основном обсуждается последняя фаза этой истории: по юлианскому календарю сначала идет Рождество, а потом новый год, по новому «гражданскому» стилю — наоборот. Но не об этом сейчас речь. В любом случае, как ни поверни, близость новогоднего дня к Рождеству остается. Как мы считаем годы? Наш отсчет времени может определяться природными циклами или крупными политическими событиями. Но, самое главное, наш отсчет времени может быть связан с Христом. Не скрою, мне приятно сознавать каждый новый год, что он идет вместе с Рождеством. А еще все годы своей жизни, все годы нашей истории мы отсчитываем от Рождества Христова. Сейчас наступает 2014 год от Рождества Христова. Новый год нашей эры, христианской эры. С Пришествием Христовым изменилась жизнь, и это величайшее событие отразилось в календарях. Крохоборский вопросНе раз и не два мне доводилось слышать, что Рождество отмечается не в тот день и месяц, в какой надо. Говорят: «Весть о родившемся Спасителе не могли ангелы возвестить в декабре пастухам. Просто потому что зимой не время выпаса овец. Зимой необходимого корма на полях даже в теплой Палестине нет». Опять сельскохозяйственный взгляд на вещи! Если мы не можем точно назвать месяц и день Рождества Христова, так что ж нам его — не праздновать? Именно это забвение Рождества нам и предлагается, явно и не очень. Под любыми предлогами: сельскохозяйственными, культурно-историческими, политкорректными. Положим, я не могу назвать точный хронологический момент Рождества, что из этого следует? Если для меня дорог кто то, то я найду возможность почтить его. Если же не дорог, я разыщу благовидный предлог не почтить. Это и для религиозной, и для семейной жизни справедливо. Моя бабушка родилась в рязанском селе 17 ноября 1914 г. Так значится по документам. От нее самой я знаю, что родилась она не в 1914, а в 1913 г. Какого именно числа-месяца родилась, бабушка и сама точно не знала. Дата ее дня рождения по паспорту, я уверен, — условная. Однако у нас в семье всегда отмечали ее день, как он «исторически сложился», то есть, как в документах написано. И нам ничто не мешало всем вместе порадоваться от души, собраться за столом и поздравлять бабушку, дарить ей подарки. Несколько лет назад бабушка умерла, но и по сию пору 17 ноября я вспоминаю, что сегодня ее день. Не будь ее на свете, не было бы и меня. Именно бабушка Катя научила меня молитве «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». Она впервые привела меня, малыша, на церковную службу. Я ее люблю, и мне просто дела нет до крохоборских расчетов, когда точно у нее день рождения. Не столь уж важна моя полная осведомленность в биографии моих предков. Важно, вспоминаю ли я их с благодарностью, нахожу ли для этого время. Еще важнее, дорог ли мне Христос, Его Пришествие — это праздник для меня или нет? Христос пришел, и наш мир освятился от Него. Он больше, чем весь мир, Он создал всю природу. Природные циклы много дают людям, но больше дает нам Бог. Человека нельзя считать просто потребителем хлеба и зрелищ. Говорят: «Человек — дитя природы». А Евангелие открывает нам больше: люди, благодаря Христу, — это чада Божии. Изголодавшийся в пустыне Христос изрек раз и навсегда: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Бог пришел к людям, свершилось Рождество Христово. Его так долго ждали. И этот момент — точка отсчета новой жизни.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2166 |