Опубликовано 19.03.2014 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Приношение и поклонение


Опыт проведения выставки современного христианского искусства. Рождественский проект «Дары» легко перешагнул границы «просто выставки» и превратился в фестиваль. Лекции, мастер-классы и круглые столы сопровождали выставочную программу «Даров» и прошли на самых разных площадках — от Музея архитектуры до приходского дома при храме Троицы в Хохлах. Организаторам удалось увидеть сложную проблему — отсутствие в Москве фестиваля современной христианской культуры. И не только увидеть, но и предложить свой вариант ее решения. Рождественский фестиваль в клубном формате — это удачная и очень перспективная идея.


 

 

1. О прошедшем фестивале
Рождественский фестиваль «Дары» был задуман летом 2013 года. В конце июля мне позвонили Сергей Некрасов и Миша Баринов и очень твердо сказали, что, несмотря на то, что выставки 2011–2012 годов не принесли ожидаемого результата, останавливаться нельзя, и выставочная деятельность должна продолжаться. Как ни странно, они меня убедили, и я предложил создать оргкомитет, в который пригласил искусствоведа Ирину Языкову, иконописца Павла Бусалаева, художника Гора Чахала и дизайнера Олега Пащенко. Не все они «дошли до финиша», но сам подход оказался очень перспективным. Мы сумели по-новому взглянуть на современное христианское искусство и сформулировать новые принципы своей выставочной деятельности. Я предложил назвать наш проект «Дары» и написал его концепцию.

При подготовке к выставке мы также решили создать содружество, объединяющее не только художников, но и всех, кто понимает необходимость развития современного христианского искусства. Так родился «Артос» — содружество в поддержку современного христианского искусства.
Летом, когда был задуман этот проект, нам трудно было представить, что он перешагнет рамки выставки и вырастет в фестиваль. Нам трудно было поверить в это даже в ноябре, за несколько недель до открытия первой выставки. Однако уже в первых числах декабря мы открыли фестиваль и его первое мероприятие — выставку замечательного каллиграфа и дизайнера Алексея Чекаля в культурном центре «Покровские ворота». На этой выставке были представлены семь строк из IV эклоги Виргилия, в которых многие христианские авторы видели пророчество о рождении в мир Спасителя. В те же дни Алексей провел мастер-класс по «сакральному дизайну» (да, термин не очень удачный, но другого у нас пока нет).
Затем были круглый стол «Религиозная тема в современной литературе» с участием известных писателей — Сергея Шаргунова и Майи Кучерской, лекция Ирины Языковой «Как развивается современная иконописная традиция?» и презентация сборника «Русский храм XXI века» с участием архитекторов Михаила Кеслера, Алексея Щенкова и других. Завершилась наша программа круглым столом «Христианское искусство в контексте современной культуры» с участием Алексея Лидова, Сергея Хачатурова и многих других.

Главным событием фестиваля, безусловно, стала выставка «Дары» в зале «Руина» и в цоколе Аптекарского приказа Музея архитектуры. Мы представили три направления — церковное искусство, храмовая архитектура и современное искусство. В каждом из направлений были свои удачи, но особенно я бы хотел отметить икону Филиппа Давыдова «Волхвы», которая была специально разработана и написана к рождественской выставке и стала основным символом нашего фестиваля.
Кстати, за прошедшие три недели мне не раз приходилось слышать, что многие мои друзья и знакомые впервые за много лет вспомнили о существовании Музея архитектуры именно в связи с фестивалем «Дары» и пришли на нашу выставку. Особо отмечу энтузиазм настоятеля и прихожан храма пророка Илии в Черкизове, которые не просто пришли к нам большой группой, но и попросили провести экскурсию.
Спасибо всем, кто пришел на наши выставки и мероприятия!

Но прежде всего мне бы хотелось сказать огромное спасибо оргкомитету фестиваля. Отдавая дань (может быть, даже напрасно) традиции последних лет, мы решили, что не будем говорить об оргкомитете, а выделим только двух человек в качестве кураторов. Тем не менее, выставка бы не состоялась, если бы с нами не было хотя бы одного из членов оргкомитета. Позвольте мне несколько слов сказать о каждом. Они, безусловно, этого достойны:
Гор Чахал — художник, сформировавший ту часть экспозиции, которая объединила представителей современного искусства;
Ирина Языкова — кандидат искусствоведения, один из ведущих специалистов в России по современному церковному искусству, доцент Библейско-богословского института им. ап. Андрея Первозванного и преподаватель Коломенской духовной семинарии, а с декабря 2013 года — решением Священного Синода — член Синодальной библейско-богословской комиссии, полностью сформировавшая экспозицию современного церковного искусства;
Сергей Некрасов — художник, член Союза художников, имеет многолетний опыт работы эксперта музейного дела в Управлении культуры, а также как Председателя Союза художников в ближнем Подмосковье. Имеет два высших образования, в т. ч. богословское, работает организатором художественных выставок в Музейно-выставочном центре;
Михаил Баринов — директор «Архитектурно-строительной компании (АСК) «Классика» и одноименной арт-галереи, выпускник МГИМО.
А также художников, иконописцев, скульпторов, архитекторов (это без малого 40 участников) — словом, всех, откликнувшихся на наше предложение.
Мы бы хотелось поблагодарить и всех, кто предоставил нам помещения для проведения выставок и встреч. Во-первых — руководство и сотрудников Музея архитектуры — Ирину Коробьину, Ирину Чепкунову, Марию, Анастасию, Полину. Нам понравилась атмосфера в ваших залах, хотя в последние дни в «Руине» было очень холодно!
Благодарим и центр «Покровские ворота» — Джованну Парравичини, Жана-Франсуа Тири и Ольгу Боярскую, с которым у нас давно сложились добрые отношения, и где мы уже не раз и не два делали выставки и проводили встречи. Также хочу поблагодарить общину храма Троицы Живоначальной в Хохлах и настоятеля протоиерея Алексия Уминского, а также Константина Бенедиктова.
…и всех наших помощников!
2. О христианском искусстве и современной культуре
Теперь постараюсь дать ответ на главный вопрос, который мне не раз задавали во время фестиваля: с какой целью мы проводили фестиваль «Дары»?
Одна из уже прозвучавших версий — мы налаживали диалог Церкви и современного искусства. Но, признаюсь честно, подводя итоги фестиваля, я не нахожу эту версию убедительной. Проблема связана с тем, что сам вопрос сформулирован неудачно.
На разных мероприятиях фестиваля настойчиво звучала не просто тема диалога (в единственном числе), а диалогов. Назову только основные:
диалог искусства церковного и современного,
диалог традиционалистов и новаторов в церковном искусстве,
диалог художника-христианина и светского зрителя.
О каждом направлении необходимо говорить подробно, но сейчас подчеркну другое: фестиваль «Дары» стал удачной площадкой для общения, где разные стороны и показывают, и говорят, и одновременно могут слышать друг друга.

Выставка убедительно показала, что у Церкви сегодня есть свое современное искусство. Пора отказаться от разговоров о том, что церковное искусство — это исключительно копирование образцов прежних эпох. Живая традиция церковного искусства представлена на нашей выставке целой плеядой ярких, состоявшихся иконописцев, скульпторов и художников. И мы можем говорить, что в последние годы сформировалось целое направление, которое можно назвать «Авторской иконой». Это уже не эксперименты, а широкий спектр авторских стилей состоявшихся иконописцев, которые много лет работают для современных храмов не только в России, но и далеко за ее пределами.
Но вернемся к концепции «диалога Церкви и современного искусства». В чем проблема такой постановки вопроса? Обратите внимание: никто не говорит о диалоге Церкви и, например, современной литературы или о диалоге Церкви и современного кинематографа. В книгах и фильмах последних лет убедительно присутствует и религиозный поиск, и церковная жизнь. Писатели и режиссеры ставят серьезные и сложные вопросы духовной жизни и ищут на них ответы.
В чем же дело? Почему диалога с Церковью так настойчиво ждет (или даже требует) только определенный круг современных художников? Не исключаю, что на этот вопрос сложно найти простой ответ. Здесь переплетаются разные мотивации и подходы.
С одной стороны, это одна из художественных стратегий. Тем, кто ведет об этом речь, нужен не столько диалог, сколько бесконечный разговор о диалоге. Никто не отважиться отрицать, что диалог как таковой важен, и отказ от него свидетельствует о замкнутом (сектантском) сознании. Да, но что в таком случае является предметом диалога и кто уполномочен представлять стороны, участвующие в диалоге?
Здесь вполне уместно привести одну любопытную аналогию. Десять лет назад я встречался с Антиохийским Патриархом Игнатием IV (+ 2012) и спросил его, как строится диалог между христианам и мусульманами в Сирии. Его ответ был парадоксальным: мы не ведем формальный диалог с мусульманами. Вы знаете, у них нет понятия авторитета и иерархии. Если мы в результате многолетних переговоров придем к соглашению с какой-то группой исламских богословов, другая группа скажет, что видит эту проблему иначе. Наша задача другая — свидетельствовать о Христе своей жизнью. Мусульмане должны видеть, как наша вера проявляется в нашей жизни.
Вернемся к современному искусству. В основе ожидания диалога (предполагается, что равноправного) со стороны некоторых художников лежит серьезная богословская ошибка. Церковь — не переговорный пункт. Человек или принимает святое крещение и становится членом Церкви, или отказывается от этого. Быть членом Церкви и настаивать на том, что ты ведешь с ней диалог как бы извне — это постмодернистская игра. Не быть членом Церкви и настаивать на том, что ты ведешь с ней диалог — это не что иное, как согласие на катехизацию, т. е. на знакомство с вероучением и церковной жизнью. Результатом катехизации должно быть крещение, т. е. вхождение в Церковь. Если стремящаяся к диалогу сторона имеет какие-либо другие цели, подлинный диалог вряд ли возможен, так как в основании его положена известная гордыня: попытка говорить с Церковью и с Богом на равных.
Для тех, кто объединился в сообщество «Артос», самое важное — именно свидетельство о Христе, о Жизни вечной. С этой целью мы разрабатывали концепцию фестиваля «Дары». Для нас же самих «Артос» — это не инструмент продвижения личных интересов, достижений или теорий, а среда общения.
Должен сказать, что для меня концепция фестиваля претерпела некоторые изменения или, лучше сказать, появилась возможность уточнить нашу концепцию. В последние дни фестиваля я по-новому прочитал известные строки из Евангелия от Матфея: Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 10–11). Волхвы не просто принесли свои дары Богомладенцу Христу. Они, как говорит Писание, пав, поклонились Ему. Другими словами приношение даров неразрывно связано с поклонением Спасителю. Готовы ли мы искренне, исповедуя свою веру, поклониться Спасителю, принося свой дар?
Вот вопрос, на который и художники, и посетители выставки вольно или невольно дают ответ.
3. О дальнейших планах
Альманах «Дары». Фестиваль «Дары» оказался намного масштабнее, чем выставка в Музее архитектуры. И есть несомненная потребность сделать издание, которое отразит его события в некоторой полноте. Поэтому мы приняли решение издавать не просто каталог выставки, а новый альманах о современной христианской культуре, который будет называться так же — «Дары».

В Редакционный совет альманаха уже вошли — Ирина Языкова, Сергей Некрасов, Алексей Чекаль и Адриано дель’Аста.
Этот альманах рождается прямо сейчас, на ваших глазах. К сожалению, мы весьма скептически смотрим на возможность найти спонсора, поэтому решили идти другим путем. В январе мы приступили к сбору микропожертвований с помощью портала «Начинание.ру» (поддержать наш альманах можно здесь).
Выставки и конференции. Мы продолжаем выставочную деятельность и совместно с МАРХИ и журналом «Храмоздатель» проводим 12—27 апреля выставку замечательного польского архитектора Ежи Устиновича «Христианский храм: современность традиции».
В сентябре мы планируем проведение семинара на Сицилии, который соберет вместе христианских художников из Италии, России, Австрии, Испании и ряда других стран.
Наконец, обсуждается возможность проведения рождественской выставки в Нью-Йорке в следующем году.
Рождественский фестиваль «Дары» 2014/2015. Нашим флагманским проектом остается Рождественский фестиваль «Дары», который откроется в декабре. Нам очень понравился клубный формат фестиваля, и мы сохраним его и в будущем. Заявки на участие в фестивале можно присылать уже сейчас, а кураторов выставки оргкомитет определит в начале лета.
Просим ваших молитв и приглашаем к участию.

 

Поддержать альманах и сделать пожертвование на его издание можно на сайте «Начинание.ру»

Группа «Артос» в фейсбуке

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1730


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (50)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930