|
||||||||||||||
12 марта Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Что это за праздник?Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы. Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается
вскоре после праздника Богоявления. Собственно
Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные
Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о
блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная
(сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные
Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту
постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы
восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует
высшая степень приготовительного воздержания – запрещение
вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь,
напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном
состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю
Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к
посту, покаянию и духовному подвигу.
В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому,
«как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят
о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые
отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших
в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении
снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».
Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее
установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV
века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский
в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели,
предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Сырной седмицей, или масленицей, называется седмица,
следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не
вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в
среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не
совершается Божественная литургия. За вечерним
богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.
Сырная седмица – преддверие Великого поста. Святая Церковь
называет ее «светлым предпутием воздержания», «началом
умиления и покаяния», поэтому не подобает истинным чадам
Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским
забавам и развлечениям.
В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и
жен, «в постничестве просиявшие светло, преподобно же
пожившия». Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас
на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому
взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем
добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые
подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были
людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.
В эту последнюю перед Великим постом субботу Церковь
призывает православных христиан почтить «в подвизех
просиявшия божественныя отцы, яже изнесе своим всякое место,
и град, и страна». Как напутствие перед прохождением подвига
поста Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом
постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного
Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества
святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот
день остался единственным днем их гласного церковного
поминовения. На следующий день, в воскресенье, в храмах
совершается так называемый «Чин прощения», когда христиане
взаимно испрашивают друг у друга прощения обид, чтобы с чистой
совестью и мирной душой вступить в святое время Великого
поста, подражая хотя бы в эти дни Четыредесятницы подвигу
великих преподобных отцов.
Образование и Православие / azbyka.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2005 |