|
||||||||||||||
Ректор главного педвуза страны о «грехах современной школы»Ректор МПГУ Алексей Семенов решил ответить на статью Александры Шевелевой «15 грехов современной школы». Редакция публикует его ответ без изменений. Мы не можем просто отмалчиваться, когда читаем про вопиющие нарушения в школе, про безразличие директоров, про страдание детей. Мы важнейший вуз страны, наряду с МГУ и СПбГУ, мы учим учителей более 100 лет и чувствуем ответственность за все, что происходит в школе. Все сразу изменить нельзя, но школа уже меняется.
Да, грехи современной школы существуют. Трудно найти школу, где ни одного из перечисленных грехов нет, и легко найти такую, где есть почти все.
Что можно сделать и что делается реально?
Главное, что сейчас происходит, — это повышение зарплаты учителя, повышение интенсивности и эффективности его труда, появление и усиление конкуренции за учительское место, высокая сменяемость директоров, реагирование на письма, сигналы родителей, призывы всех ветвей власти к снижению бумажной нагрузки на учителей (беспроигрышный и безопасный предвыборный лозунг) и рост цифровой прозрачности и ответственности. Это все есть в современной системе российского образования и более чем есть — в московской. И эти жесткие механизмы противодействуют тем естественным (и очень неприятным) общечеловеческим грехам, которые описаны в рассказе мамы. Иногда что-то меняется в соседней области: российские водители стали пропускать пешеходов на переходах, а пешеходы стали чаще переходить именно по переходам.
Мы уверены, что многого можно достичь и в педагогическом вузе, который готовит будущих учителей. Сегодня мы посылаем в школу наших студенток (и студентов тоже) и, слыша от них рассказы, подобные опубликованному в «Афише Daily», вытираем им слезы и говорим: «Ты же знаешь, что может быть по-другому, у тебя на занятиях в университете по-другому, и в школе будет по-другому, и мы тебе в этом поможем и уже помогаем. Глубоко вздохни, сосчитай до десяти, улыбнись и возвращайся в школу. Там — дети».
Дети — это самый мощный инструмент в преодолении грехов, о которых идет речь. Надо только их замечать. И мы с первого курса учим студентов этому. Они приходят в младшую группу и там пробуют НИКОГДА НА ДЕТЕЙ НЕ КРИЧАТЬ. C детьми можно играть (слава богу, у студентов получается их догнать). Они пробуют понять причины огорчений и ссор детей. Для этого очень помогает сесть рядом и посмотреть маленькому человеку в глаза.
И это получается все лучше и лучше! А потом они пробуют разделять и уменьшать огорчения и снижать конфликты. И это тоже иногда получается! Все больше и больше оказывается возможностей радоваться успехам и открытиям детей, и своим — тоже.
Потом будущие учителя приходят в первый класс школы, чтобы разобраться, как дети переходят от игры к осознанной учебной деятельности. Первый месяц или даже больше в школе уходит на освоение детьми уклада школы. В этом укладе далеко не главное — как слушать учителя и не шуметь. Более существенно — как слушать и слышать друг друга и как подружиться. Это лучше происходит, не когда дети сидят в три ряда лицом к учителю, а когда они сидят кружком, вшестером, за столом и обсуждают что-то интересное. К ним подходит наша студентка и обсуждает что-то вместе с ними, слушает их рассказы и задает вопросы, смотрит снятые ими на прогулке на свои мобильники видеоистории, собранные (смонтированные) в истории с устными, а потом письменными рассказами. В конце дня и весь класс может образовать большой круг, и у каждого, включая учителя, есть около минуты, чтобы поделиться своими радостями и тревогами.
Наши студентки не учат детей счету как механическому навыку, а открывают мир вместе с ними, помогают не учить параграф из учебника, а наблюдать и понимать окружающий мир. Они учат детей и учатся сами поддерживать другого и помогать ему, радоваться своим ошибкам — ведь можно что-то сделать лучше, и сочувствовать ошибкам других, показывать детям, что ты чего-то не знаешь и стараешься узнать вместе с детьми.
И это все оказывается счастьем. И тебе впервые в стенах «образовательной организации» становится понятно, зачем ты учишься, про что все эти Коменские, Выготские и Монтессори. Конечно, дети — это самые удачные твои союзники. Но есть еще родители и коллеги-учителя. Здесь сложнее… Легче с теми, кто чем-то конкретным в школе не доволен. В таком случае есть предмет для обсуждения. Труднее с теми, кто считает, что когда-то их учили хорошо, а теперь все образование катится в пропасть, а учитель это качение подталкивает. Проблема в том, что их во многих случаях действительно учили хорошо, им повезло с учителями, к тому же у них были успешные и уверенные в себе родители, телевизор запрещали и вовремя укладывали спать, бабушка читала им умные и добрые книжки. Но повезло не всем. В некоторых не очень удачных семьях вырастали дети, поступали в не очень удачные школы и становились не очень удачными учителями.
Сегодня мы останавливаем этот процесс. В нашем Педагогическом университете и во многих других вузах и школах страны.
Как же быть с теми учителями и школами, которые уже есть, а не только будут (пусть даже и скоро)?
Мы готовы вам помочь. Как? Нас много — целый университет (если надо, позовем еще один), и мы можем:
Чтобы воспользоваться одной из этих опций, напишите нам на deti@mpgu.edu. Что-то из этого наши преподаватели и студенты могут и хотят делать бесплатно. Например, когда наши студенты проходят практику в школе, то никто никому денег не платит: студенты и профессора бесплатно помогают школе учить детей и учат учителей, а школа бесплатно помогает университету учить студентов и учит профессоров.
Образование и Православие / Афиша |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1947 |