Опубликовано 17.10.2016 в рубрике  Образование
 

Целевое обучения в ВУЗах. Суть предлагаемых изменений


Доклад министра образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильевой на селекторном совещании "О повышении эффективности целевого обучения и целевого приёма" 14 октября 2016 года.


 
Целевое обучения в ВУЗах. Суть предлагаемых измененийЯ остановлюсь на самом основном, потому что многое Дмитрий Анатольевич уже сказал.

Подготовка кадров для нужд ОПК, социальной сферы, как известно, осуществляется не только в бюджетных рамках, но и в рамках особой целевой формы подготовки – целевого приёма и целевого обучения, когда студент ещё в вузе готовится к трудовой деятельности в конкретной организации.

Теперь самое важное. Какое различие между целевым приёмом и целевым обучением? Оно заключается в способе поступления в вуз. Для целевого обучения это стандартная процедура общего конкурса, а для целевого приёма – особый конкурс в пределах квоты. Такой механизм позволяет регионам направлять на обучение конкретных абитуриентов, однако он имеет и определённые недостатки, главные из которых были уже отмечены, – это низкие баллы ЕГЭ целевиков по сравнению с поступающими по общему конкурсу и низкий конкурс.

В ОПК в 2014–2015 годах трудоустроено 3 тыс. человек, и до 2020 года будет трудоустроено ещё 6 тыс. Что касается педагогического образования, там эксперимент по такой подготовке только начат. В основе эксперимента – взаимодействие «регион – вуз» и планирование потребности в учительских кадрах с перспективой до 10 лет с учётом возрастного состава учителей. Целевое обучение реализуется на основе трёхстороннего договора: вуз – регион – студент. Договор заключается по результатам конкурсного отбора лучших студентов, окончивших второй курс бакалавриата, или при поступлении в магистратуру по итогам комплексного экзамена, проводимого с участием представителей субъектов Российской Федерации.

В 2016–2017 годах в этой модели участвуют четыре площадки: Нижегородский государственный педагогический, Уральский государственный педагогический, Ульяновский государственный, Алтайский государственный педагогический. В 2017 году мы планируем расширить базовый эксперимент ещё на 12 регионов.

Теперь о проблемах. В этом году итоги были у нас неутешительные, потому что более 51% договоров о целевом обучении не содержит мер социальной поддержки студентов, более 62% договоров – сроков трудоустройства выпускников. Таким образом, несмотря на то, что в законодательстве установлены обязательства и заказчика целевого приёма, и студентов, на практике они не выполняются. Мы связываем это с рядом причин – с отсутствием у регионов средств для оказания мер социальной поддержки, а также с очень низкой заинтересованностью самих работодателей.

Что можно сделать? Суть предлагаемых изменений такова. В основе лежит трёхсторонний договор о целевом приёме, целевом обучении, заключаемый между образовательной организаций высшего образования, заказчиком и абитуриентом. Договор заключается до начала приёмной кампании, причём последней стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в договоре взаимных обязательств абитуриента и заказчика, является вуз. Вуз оценивает качество договора. В случае отсутствия в договоре чётко прописанных обязательств и ответственности сторон вуз должен отказаться от подписания договора и не принимать данного абитуриента в пределах квоты целевого приёма. Предлагается наделить стороны договора следующими обязанностями.

Вуз. Первое – проверка качества договоров. Второе – организации конкурсов в пределах квоты целевого приёма. Третье – создание условий для освоения студентом образовательной программы.

Гражданин, он же студент. Успешное освоение образовательной программы. Критерий успешности освоения устанавливается вузом и прописывается в договоре. Трудоустройство и трудовая деятельность – не менее трёх лет в организации, указанной в договоре, на условиях, прописанных в договоре.

Заказчик. Первое – предоставление мер социальной поддержки. Данная норма закрепляет ответственность заказчика в части софинансирования обучения. Второе. Организация практики студента. И третье – трудоустройство выпускника в организации, указанной в договоре, в течение не менее трёх лет на должность, квалификационные требования которой соответствуют уровню полученного образования. За неисполнение обязательств по трудоустройству с гражданина  взимается неустойка, штраф в размере средств, затраченных бюджетом на целевое обучение.

Конечно, это общее представление схемы, и мы прекрасно понимаем, что разработка вопроса потребует ещё большой работы. Более того, наверное, заинтересованным органам придётся заниматься изменением закона об образовании, а также разработкой информационных систем, которые обеспечат прозрачность данной схемы по целевому трудоустройству выпускников.

Допускаю, что и Бюджетный кодекс тоже требует своих изменений. 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 2343


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


02.10 2024
Расписание выставки Покровская Осень 10 – 16 октября 2024 г....
23.09 2024
23 сентября в Новосибирске состоится церковно-краеведческая конференция «Краеведение и...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2024 (3)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (32)

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031