Опубликовано 29.03.2016 в рубрике  Россика. Ruthenica.
 

«От нарочитых мест в России киевских…». Книга «Часослов». Киев. 1616 г.



 

Типография или друкарня (от нем.drucken - «печатать») Киево-Печерского монастыря — во многом замечательное и даже уникальное явление в русской истории. Позволим привести пространную цитату, как столетие назад характеризовал её исследователь, профессор протоиерей Федор Титов: «Киево-печерская типография представляет исключительное явление среди всех русских типографий, притом во многих отношениях. Прежде всего, она есть самая древняя из всех типографий, существующих ныне в России.

С другой стороны, киево-печерская типография непрерывно существует и продолжает свою деятельность в течении трех веков, не прекращая ея ни на малейший срок со времени своего происхождения и до последняго дня.

Наконец, киево-печерская типография всегда была и доселе неизменно остается не коммерческим каким-либо предприятием, а преимущественно и даже почти исключительно церковно-просветительным учреждением. Своею церковно-просветительною деятельностию она оказала высокия и разнообразныя заслуги Лавре, Киеву, православному русскому народу, всей православной восточно-кафолической Церкви...» [1].

Друкарня Киево-Печерского монастыря возникла не вдруг, её появлению предшествовала большая работа основателя — просвещённого монаха, печерского архимандрита Елисея Плетенецкого (ок. 1554 — 29.10.1624). Александр (в крещении) Плетенецкий происходил из шляхетской фамилии Русского воеводства, родился во Львове, получил образование, вероятно, в школе Львовского Успенского братства. Принял постриг в 1594 г., в 1595 г. стал настоятелем Лещинского Богородице-Рождественского монастыря под Пинском. Был участником православного Брестского собора, 9 октября 1596 г. низложившего отпавших в унию с Римом епископов. В 1599 г. Ел. Плетинецкий избран в архимандриты Киево-Печерского монастыря.

Одним из главных трудов архим. Елисея было учреждение в Киево-Печерском монастыре церковного книгоиздания. Для этого он приобрёл у потомков покойного Федора Юрьевича Балабана († 1606) находившуюся в Срятине типографию, в которой ранее уже печатались богослужебные книги, «Служебник» (1604 г.) и «Требник» (1606 г.). По приглашению Ел. Плетенецкого в 1615-16 гг. в Печерском монастыре собрались виднейшие учёные монахи Киево-Галицкой митрополии — Памва Берында, Тарасий Земка, Лаврентий Зизаний, Захарий Копыстенский и проч. В одном из монастырских имений, в Радомысле, архим. Елисеем была устроена бумагоделательная мастерская, «паперня», так же попечением настоятеля для типографии было выстроено отдельное здание (илл. 1).

Илл. 1. Здание типографии Киево-Печерского монастыря. С гравюры 17 в.

Первая книга, «Часослов», была напечатана друкарней Печерской обители в конце 1616-го или начале 1617-го года (титульный лист с датировкой издания в сохранившихся экземплярах отсутствует; составленное Захарием Копыстенским предисловие книги датировано 20 декабря 1616 г.). К этому времени грециезированная форма имени Руси, Россия, и производные от неё виды русского этнонима (на)род росский, (на)род российский уже вошли в обиход среди русского населения Речи Посполитой. Первое книжное издание Киево-Печерского монастыря в этом отношении не было исключением. Примечание: при цитировании выделяем «российскую» лексику памятника жирным шрифтом.

«Часослов» имеет два предисловия, первое, краткое, составленное архим. Елисеем, открывается приветственными словами: «Елисей Плетенецкий, архимандрит печерский кииовский. Православному роду российскому, сыном Церкве Восточныа взлюбленнейшим, душеспасителнаго здравиа.» (илл. 2) [2].

Илл. 2. Приветственное обращение Елисея Плетенецкого к читателям.

Следующее за ним более пространное предисловие архидиакона Захарии Копыстенского начинается пояснением об издании книги: «Се, правоверный христианине и всяк благоговейный читателю, от нарочитых мест в России кииовских, сиречь от лаври Печерскиа кииовскиа, благодатию Божиею, тщанием же и попечением преподобнейшаго во отцех кир Елисеа Плетенецкого печерского кииовского архимандрита, происходит напечатаннаа книга молебная Орологион, яже сказуется словенски Часослов.» (илл. 3).

Илл. 3. Предисловие Захарии Копыстенского. Фрагмент 1.

Далее в предисловии архид. Захарии значится: «еже в роде нашем российском, во времена самодержца Владимера …» (илл. 4).

Илл. 4. Предисловие Захарии Копыстенского. Фрагмент 2.

В конце «Часослова» помещена часть, озаглавленная «Тропари и кондаки росским святым.», где первым восславляется преподобный Антоний Печерский (илл. 5).

Илл. 5. Заглавие тропарей и кондаков росским святым.

В следующем тропаре величается преп. Феодосий Печерский: «в молитвах яко бесплотен пребывая в Росской земли яко светлое светило просия отче Феодосие…» (илл. 6),

Илл. 6. Тропарь преп. Феодосию. Фрагмент.

в кондаке преп. Феодосий величается такими словами: «Звезду росскую днесь почтем.» (илл. 7).

Илл. 7. Кондак преп. Феодосию.

Тропарь и кондак св. княгине Ольге озаглавлены: «Преподобныа Олги, в святом крещении Елены, княгини роской.» (илл. 8.).

Илл. 8. Заглавие тропаря и кондака св. кн. Ольге.

За тропарём следует кондак св. кн. Ольге-Елене: «Вспоем днесь благодателя всех Бога, прославльшаго в Росии Елену богомудрую, молитвами ея, Христе, подаждь душам нашым грехом оставление.» (илл. 9). 

Илл. 9. Кондак св. кн. Ольге-Елене.

Первой книгой, «Часословом», был положен отсчёт богатой истории типографии Киево-Печерской лавры. На протяжении трёх веков во множестве её изданий приводимые на греческий лад названия нашей страны и народа, Россия и (на)род росский,(на)род российский, употреблялись в их прямом, изначальном смысле - Русь, русский народ, и в этом значении были известны и привычны всему православному народу Руси-России.

--- 

1. Прот. Ф. Титов. Типография Киево-Печерской лавры. Исторический очерк. Том 1. Киев. 1916. С. 5.

2. Вся книга выложена в виде фото постраничных разворотов на старом сайте Троице-Сергиевой лавры, откуда заимствованы некоторые снимки для иллюстраций и приложения к этой статье. Адрес электронного доступа по состоянию на 24.03.2016 г.: http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/131

Александр Клещевский

___________________________________ 

Прилагаем страницы киевского «Часослова» 1616 г. c «российской» лексикой, соединённые в один файл PDF.

Chasoslov.-Kiev.-1616.pdf [923,74 Kb] (cкачиваний: 59)

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 3    
  Версия для печати        Просмотров: 3574

Ключевые слова: Александр Клещевский, Киево-Печерская лавра, книгоиздание

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Май 2024 (26)
Апрель 2024 (52)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031