Опубликовано 25.08.2016 в рубрике  Социальное служение и благотворительность
 

Социальная ответственность предпринимательства


Насколько соответствует российским традициям предпринимательства и православной вере популярный ныне термин «корпоративная социальная ответственность»?
 
Социальная ответственность предпринимательстваПочему важна традиция? Жизнь на земле строится на традициях, и в процессе социализации (воспитание, образование) осваиваются все сферы жизни. Архимандрит Рафаил (Карелин) писал, что «традиция – это консервация (сохранение) лучшего, что создано народом… Без традиции невозможна не только религия, но культура и самосознание народов… Чтобы сохранить традиции, нужна преемственность культуры и жизнь в этой традиции».

Чтобы понять эволюцию, которую претерпела категория «ответственность» за последнее столетие, необходимо рассмотреть, каким было понимание ответственности православными предпринимателями в дореволюционной России.

Следует отметить, что понятие «ответственность» является этической категорией. В православии сформировалось отношение к предпринимательству как выполнению воли Божией.

Православная хозяйственная этика опирается на труды отцов Церкви, на постановления семи Вселенских соборов. В православии ответственность носит личный характер.

Смысл человеческой жизни на земле – это соединение человека с Богом, его обожение. Соединяясь с Богом, человек просвещается, оживотворяется, делается нравственной и ответственной личностью.

Многочисленные примеры влияния православия на российское предпринимательство дает наша история. Ярким примером личного служения стране являются русские купцы. Всем известны имена Третьякова, Мамонтова, но мало кто знает жертвователя и благотворителя русской науки Христофора Семеновича Леденцова, который в 1909 г. пожертвовал на развитие русской науки более 2 млн руб. золотом. На эти деньги было создано Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений. Эта эффективная модель поддержки науки частным капиталом позже была использована во многих западных странах.

С деятельностью данного общества связаны важнейшие открытия выдающихся русских ученых – Николая Жуковского, Ивана Павлова, Владимира Вильямса, Константина Циолковского, Владимира Вернадского, Николая Умова, Николая Зелинского, Дмитрия Прянишникова. Почти вся современная наука – космонавтика, генетика, радиология – вышли из этого общества. Цель общества – помочь достижению результатов в науке и внедрению их в практическую жизнь. Очень рационально была организована структура данного общества. Определенный процент от внедрения результатов в практику возвращался назад в общество. На средства общества открывались лаборатории, биостанции. Благодаря обществу в России возникла сеть научно-исследовательских институтов: Московский научный институт (с лабораторией П.Н. Лебедева), Институт биофизики и физики, Институт рентгенологии и радиологии.
Что же играло решающую роль в том, что русские предприниматели, купцы проявляли ответственность перед обществом, жертвовали немалыми капиталами для процветания и развития страны?

Определяющим в рамках православного мировоззрения является понимание того, что все движется Промыслом Божиим и никакими внешними совершенствованиями институтов невозможно изменить жизнь к лучшему, пока не изменится сам человек. В частности, об этом говорится еще в Притчах Соломона (8:15):

«Мною цари царствуют, и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли». «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам».

Следовательно, русские купцы и предприниматели, будучи людьми верующими, стремились прежде всего к спасению своей души. Идеалом русского самосознания был «идеал свободной, нравственно ответственной личности». Что должен был делать предприниматель, чтобы наследовать Царствие Небесное?

Во-первых, он верил в то, что всем в мире правит Промысл Божий. Следовательно, самое главное – это правильно понять волю Божию и действовать в своей повседневной жизни в соответствии с ней. Примером нам всем является преподобный Серафим Вырицкий, который с юных лет хотел стать иноком, но по указанию старца остался жить в миру и стал известным купцом, завел семью. Заработанный капитал он по любви к людям тратил на благотворительность.

Во-вторых, православный христианин любое дело должен совершать по правде, так как

«поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:21).

В-третьих, христианская нравственность ведет к социальной солидарности и братству.

«И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

В-четвертых, христианство, не отрицая законов, делает акцент на том, что введение законов, кодексов и других правовых документов необходимо из-за несовершенства человеческого.

«Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоримых, нечестивых и грешников…» (1 Тим. 1:9–10).

Следовательно, чем более отпадает человечество от Бога и не способно к саморегулированию на основе нравственных требований, тем более жесткой становится государственная правовая система.

В-пятых, в православии богатство, собственность – это дар, полученный от Бога, поэтому считается необходимым делиться с бедными:

«Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:7).

В соответствии с этими принципами они и поступали в своей жизни.

Социальная ответственность предпринимательстваСуществует также тесная связь между сущностью государства, общества и человеческой личностью. На основе совокупности личных мировоззрений формируется государственное мировоззрение. Общую схему его влияния на хозяйственную и управленческую систему можно представить в следующей последовательности.

Фундаментальные ценности, основанные на религиозных нормах.

В зависимости от них формируется тип личности с определенным мировоззрением.

Личность с определенным набором ценностей и мировоззрением определяет сущность государства и хозяйственную систему страны.

То состояние общества, которое мы имеем сейчас, – это результат его секуляризации, отпадения от Бога. Происходит тонкая подмена понятий. В общественное сознание под видом гуманизма внедряется понятие общечеловеческих ценностей вместо религиозных.

Современный гуманизм оторвал человека от Церкви и считает, что человек самостоятельно, без Бога может стать нравственной и ответственной личностью.

В современной концепции социальной корпоративной ответственности акцент сместился на коллективную ответственность корпорации. Для реализации концепции корпоративной социальной ответственности внутри корпораций создаются различного рода службы (комиссии, комитеты, департаменты), принимаются корпоративные кодексы, регламенты и стандарты социального поведения.

Основными факторами, оказывающими влияние на мотивы принятия корпорацией социально ответственных решений, являются: улучшение имиджа, давление со стороны государства, местных органов власти и потребителей.

Происходит подмена личной ответственности на корпоративную, что приводит фактически к снятию ответственности с человека, к ее размыванию, к отсутствию выбора. Смысл социальной ответственности оторвался от тех духовных корней, которые давала ему православная религия. Чем больше люди приближены к Богу, тем больше у них ответственность за любые принимаемые ими решения, за состояние общества и государства.

Из общественного сознания вымывается понимание того, что Верховным Собственником всех благ, существующих на земле, является Бог, а людям они даны на праве владения. Являясь лишь временным, не полным и безусловным собственником благ, человек несет ответственность за результаты своего управления. Но эта ответственность – личная, персональная, а не корпоративная.

На наш взгляд, существует различие между концепцией корпоративной социальной ответственности и традиционным для России пониманием ответственности, основанным на православной вере.

В современной концепции корпоративной социальной ответственности вместо идеи служения Богу на первое место выходит утилитарный мотив «общего блага», построение и благоустройство земного царства вместо стремления к достижению Царства Небесного. Считается, что люди сами могут решить все свои проблемы, создавая новые институты, принимая законы и кодексы. При этом корпоративная социальная ответственность рассматривается механистически, так как из анализа выпадает историческая роль личности как основы государства, значение религии и культуры народа, а происходит технологизация и формализация любых управленческих решений, что ведет к утрате личной ответственности за принимаемые решения. Например, перевод всего документооборота на электронные носители, с одной стороны, облегчает бюрократические процедуры, а с другой – обез¬личивает их, снимает ответственность с конкретного человека, размывает ее.

Помимо этого, внедрение корпоративной социальной ответственности приводит к появлению новых управленческих структур и способствует росту трансакционных издержек, а в конечном счете способствует росту цен, оплачиваемых потребителями.

Другая опасность подмены личной ответственности на корпоративную заключается в том, что ответственность за состояние дел в государстве перекладывается с государства на корпорации, что способствует превращению самого государства в своеобразную корпорацию, нацеленную только на получение прибыли.

Разрушается консервативное представление о государстве, в основе которого лежит понимание, что государство основано на иерархии по образцу семьи: отец – глава семьи, монарх – глава государства, народ – подданные. Устойчивое государство может быть построено только по принципу иерархии. В современной мировой экономике иерархия разрушается, а ей противостоит сеть. Формирование глобальной сети приводит к разрушению государства. Происходит духовное разложение государственности, размывание власти и формирование множества центров управления. Корпорации становятся равноправными субъектами, фактически заменяя государство.

Основная цель сетевого управления – это уничтожение государства, подмена духовных ценностей материальными, разгосударствление экономики, приватизация государства, ликвидация национального суверенитета, подчинение государства внешним центрам управления и формирование антихристианской мировой цивилизации. Поэтому из сознания народа вымывается представление о том, что основной целью государства является уменьшение и пресечение зла, связанного с несовершенством человеческой личности. Разрушается понимание того, что отступление от православной веры ведет к разложению как государства, так и общества.

Татьяна Васильевна Мартыненко,
кандидат экономических наук, доцент Южно-Российского институт управления РАНХиГС

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Журнал "Покров"

Читайте также:

22.12.2015 - Духовные основы милосердия. Отсутствие людей и денег — не главные проблемы ...

26.05.2015 - Митрополит Тихон: "Совместные проекты религиозных организаций и государств ...

19.01.2015 - Рекомендации экспертов по привлечению социальных инвестиций в НКО

17.11.2014 - Архимандрит Трифон (Плотников). Церковные социально-ориентированные проекты ...

17.09.2014 - Социальное сиротство: кто виноват и что делать

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1560


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Май 2024 (4)
Апрель 2024 (52)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031