Опубликовано 07.02.2017 в рубрике  Встречи
 

Духовно-нравственное воспитание в системе образования - тема разговора в Государственной думе


В четверг, 26 января, Комитет по образованию и науке совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ в рамках V Рождественских Парламентских встреч провел «круглый стол» на тему: «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы»


 
Духовно-нравственное воспитание в системе образования -  тема разговора в Государственной думеВ обсуждении приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, представители Русской православной церкви и других религиозных конфессий, научно-педагогической и родительской общественности.

Открывая заседание круглого стола,  глава думского комитета  по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил историческую роль Русской православной церкви в деле просвещения. «Нашей стране сильно повезло, потому что благодаря усилиям, прежде всего, Русской православной церкви, страна могла получить одновременно и образование, и слово Божие на родном языке. Усилиями великих учителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, усилиями многих подвижников монастырей и церкви, которые распространяли грамотность на Руси, во многом наша страна была грамотной еще в раннем средневековье. Образование носило церковный характер, и образованность шла вместе со словом Божием», - сказал парламентарий.

«Надо сказать, что в нашей истории были крушения, которые, во многом были вызваны расколом общественным, духовным и расколом в симфонии властей – церковной власти и власти светской, - отметил Никонов. - Это случалось неоднократно в нашей истории, и наиболее трагично, как раз 100 лет назад».

«Мы сейчас часто вспоминаем 1917 год, когда разрушились российская государственность, церковь и вера. Именно разрушение веры немало способствовало разрушению страны, а затем и установлению режима, который во многом оказался богоборческим», - напомнил Никонов.

«Сейчас, Патриарх говорил об этом, мы восстанавливаем это единство, наш дом стоит на все более прочном фундаменте. Скрепы, которые делают наш дом единым, это и скрепы духовные, и скрепы интеллектуальные, и, конечно, это скрепы образовательные», - подчеркнул Никонов.

«У нас недавно был съезд «Единой России», там выступал министр культуры Мединский, он сказал, что есть статистика по нашей стране: те дети, которые ходят в музыкальные школы, не попадают на учет в органы милиции. И я уверен, что то же самое можно сказать о детях, которые ходят в воскресные школы  и  получают духовное, религиозное образование, потому что этот воспитательный инструмент  делает людей невосприимчивыми к тем негативным явлениям, которыми, к сожалению, заражена значительная часть нашего молодого поколения», - заметил Вячеслав Никонов.

«Мы знаем также опыт тех регионов, где основы светской этики и религиозной культуры преподаются не только в 4-м классе, но и в других классах. Результат - там заметно меньше преступность, заметно меньше наркомания», - заявил парламентарий.

«Естественно, никто не посягает на светский характер нашего образования, - уточнил Вячеслав Никонов. - Но порой под светским характером понимаем нечто такое, что точно не понимается в других странах. У нас одно из самых жестких пониманий светскости образования». По его мнению, «изучение очень многих вопросов, связанных с основами религиозной культуры в школе просто необходимо».

«Я, например, всю жизнь жалел, что не получил такого полноценного образования. Потому что очень часто просто не ориентировался даже в выдающихся произведениях мировой культуры до тех пор, пока, действительно, не вошел глубоко и в Библию, и в Евангелие, в Святое писание. Поэтому возможности для сотрудничества в образовательной сфере между государством и церковью, конечно, имеются», - сказал Никонов.

«Наша задача – воспитывать настоящих граждан нашей страны, которые будут нести в себе наши традиционные ценности, связанные со справедливостью, достоинством, честью, верой, будут следовать традиционным семейным ценностям. Это задача и для государственных органов, и  для Русской православной церкви, для всех наших традиционных конфессий», - заключил Никонов.

Митрополит Ростовский и Новочеркасский, председатель синодального отдела религиозного образования Русской Православной Церкви Меркурий уверен, что  знакомство с традиционными религиями в общеобразовательной школе не анахронизм, а естественная и неотъемлемая часть воспитания и обучения. На повестке стоит много сценариев развития отечественной школы. Возвращение в школьную программу религиозно-культурологического компонента, основанного на изучении традиционных религиозных культур народов России - необходимая составляющая духовно-нравственного возрождения, которая будет оправдана при любом сценарии развития.

По словам митрополита Меркурия, 2016-2017 учебный год ознаменовался ростом  числа тех, кто выбрал для своих детей  основы православной культуры, как по России в целом (около 37%), так и практически в каждом федеральном округе.

В этом году основы православия изучают на 32 тысячи 400 четвероклассников больше, чем в прошлом. Число родителей, сделавших такой выбор, заметно увеличилось в Камчатском крае, Оренбургской, Магаданской, Тюменской областях, в Тыве, Чувашии и Чукотском автономном округе. В то же время в ряде регионов юга и Северного Кавказа процент тех, кто предпочел основы православия, по-прежнему низок.

«Не везде это следствие этнографического состава населения, - заметил митрополит. - Для Северной Осетии, где около половины населения относят себя к православным христианам, основы православной культуры выбрали менее 2% родителей. Это де-факто признание запрета на изучение православия в регионе».

Но наибольшую трудность представляет сохранение экспериментального характера преподавания. Пока это только один урок в неделю и только в четвертых классах. В общей сложности - 34 учебных часа. «Неадекватность временных затрат и воспитательных задач очевидна», - сказал митрополит.

По мнению митрополита, практику религиозного образования в светской школе дискредитирует закономерное отсутствие хорошо подготовленных педагогов и слабая интеграция курса с другими предметами.

«Настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур со второго по десятый классы, - считает представитель РПЦ. - Такой проект был разработан еще в 2012 году. Самое время приступить к его реализации».

Начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Светлана Ермакова констатировала, что традиционные религиозные конфессии стали полноправными участниками образовательного процесса в светской школе, а религиозная культура - предметом активного общественного обсуждения.

Почти половина школьников четвертых классов знакомится с религиями, в большей степени с православием, остальные предпочитают основы светской этики.

По данным на 20 октября 2016 года, в России к преподаванию курса основ религиозных культур и светской этики приступили около 70 тысяч педагогов, в большинстве своем учителя начальных классов. Из них 95% еще до начала учебного года прошли курс повышения квалификации.

Недавнее тестирование педагогов, проводившееся на добровольной основе, показало: не все учителя хорошо знакомы с содержанием курса. Причем худшие результаты были по модулю «Основы православной культуры».

Представитель Минобрнауки признала и проблемы с учебниками. В каких-то регионах их количество превышает число обучающихся, а где-то пособий не хватает.

По словам С.Ермаковой, вопрос о введении обязательного изучения традиционных религий со второго по десятый класс нуждается в серьезной проработке и обсуждении. Но Министерство под руководством Ольги Васильевой уже предприняло определенные шаги по подготовке программы преподавания православной культуры.

Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик Валерий Тишков предложил отказаться от преподавания светской этики в рамках курса. Этим вопросам, считает он, можно уделять внимание на истории, обществознании и во внеклассной работе. Тогда курс по основам религий будет более цельным, гармоничным и удобным для восприятия. Можно подумать и об увеличении часов, отведенных для изучения предмета, но водить его следует не в начальной, а в средней школе.

Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кондрашин большие возможности для духовно-нравственного воспитания  видит в дополнительном образовании. В регионах, по его словам, такой опыт уже имеется.

Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов посетовал, что при разработке нового курса, посвященного основам духовно-нравственной культуры народов России, не было учтено мнение мусульман. «Мне бы не хотелось, чтобы в этом вопросе сработал фактор соревновательности и вслед за Москвой, Подмосковьем, Белгородчиной, Татарстаном, Тывой и Калмыкией регионы стали усиленно вводить в школах занятия по религиозной культуре титульного населения. Хотя подобные команды главы республик Северного Кавказа уже дали», - заметил он.

Епископ Городецкий и Ветлужский Августин отметил, что великое заблуждение считать образование только дошкольным и школьным, «образование  должно быть до последнего вздоха человека».

Сергей Наумов,  министр образования Нижегородской области,  рассказал, что в регионе с 2005 года изучается в 8-9-х классах курс "История культуры и религии России".   По нему разработан полный комплекс материалов - учебник, программы, пособия, хрестоматия, методические рекомендации. И значительное число учащихся в области делает выбор в пользу этого курса.

На заседании   круглого стола был рассмотрен  проект рекомендаций, которые после внесения дополнений и замечаний будут утверждены на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие /

Пресс-служба

Читайте также:

26.06.2014 - В Новосибирске состоялся круглый стол «Духовно-нравственное воспитание моло ...

23.12.2012 - 21 декабря 2012 года в Тогучине прошла конференция «Традиционная культура к ...

14.09.2012 - Доклад председателя Синодального отдела по делам молодежи на совещании под ...

29.01.2012 - Доклад епископа Броницкого Игнатия "Взаимоотношения Церкви и государства в ...

01.10.2011 - Соглашение о сотрудничестве в целях образования и духовно-нравственного вос ...

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 2327


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


02.10 2024
Расписание выставки Покровская Осень 10 – 16 октября 2024 г....
23.09 2024
23 сентября в Новосибирске состоится церковно-краеведческая конференция «Краеведение и...
08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...


 


  Нравится Друзья

Объединение православной молодежи:

АРХИВ

"ВСТРЕЧИ" Молодежное приложение к газете "Новосибирский Епархиальный Вестник"

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2024 (3)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (32)

«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031