По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


   Главная страница


Еще в этом разделе:

В ночь с 12 на 13 августа был расстрелян митрополит Вениамин (Казанский)
Обновленческое движение в Русской Православной Церкви (с начала XX века до 1943 года) Часть 2: Начало раскола и его расцвет
Обновленческое движение в Русской Православной Церкви (с начала XX века до 1943 года). Часть 1: Причины раскола
Андрей Горбачев. Уроки столетия: репрессии духовенства в 1937 году
Юрий Филиппов. Революционное движение и духовные школы России в конце XIX - начале XX веков
Деятельность протоиерея Кассиана Богатырца в Буковинской епархии в первой половине XX века
Совершение таинств в Русской Церкви XVI–XVII вв. глазами иностранцев
Беседа журналиста Елены Смирновой со старшим научным сотрудником ПСТГУ, сотрудником отдела новейшей истории ПСТГУ Михаилом Гаром. Вторая часть
А. М. Лесовиченко. «Культурная революция» 20-30-х годов XX века и её последствия для России
Православная и Римско-католическая церковь на территории Беларуси в 1914-1917 гг.
Святитель Патрик Ирландский: монашество, породившее университет
Террор в ответ на мирные протесты
Студенческое самоуправление в Московской Духовной Академии во второй половине XIX в
Хронология и документы по истории Русской Церкви в 1917 г
Симфония длиной в тысячу лет
Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе
150 лет назад родился Патриарх Сергий (Старгородский)
Афон и православная миссия на Алтае
Взаимоотношения Синода Болгарской Православной Церкви и Союза священников в контексте становления новой системы государственного управления (1944–1955 гг.)
Битва за Москву и Русская Православная Церковь
Печников М. В. Новгородская епископия в конце XI – 1-й трети XII в.
Братство русских обителей Афона в кон. XIX – нач. XX веков
Русские монастыри на Афоне и в Святой земле в свете новых и малоизвестных источников
Свт. Феофан Затворник и Афон. К истории контактов свт. Феофана с насельниками Афонского Пантелеимовнова монастыря
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: молодость в Киевской духовной академии

Популярное:

  • Нам в наследство дана Россия
  • 21 июля - Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
  • Для осужденных женщин - концерт «Остров надежды»
  • В Болотнинском районе прошли ежегодные Турнаевские торжества
  • В будущем святые будут носить джинсы ...
  • "Сохраним наследие". Православная инициатива в Новосибирской митрополии
  • Состоялись церковные торжества по случаю 300-летия города Искитима
  • З А Я В Л Е Н И Е Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
  •  
     

    Публикации по истории Церкви

      Опубликовано 10.08.2016 в рубрике  Публикации по истории Церкви

        Святогорцы на Руси в XIV — XV вв.
       

      После победы Дмитрия Донского над татарами в 1380 году на Руси начался процесс постепенного пробуждения национального духа и возрождения церковно-литературной письменности. Девятью годами позже, в 1389 году, произошло решающее сражение турок и сербов на Косовом поле, приведшее Сербию в итоге к подчинению Османской империи. Обе главных южнославянских страны — Сербия и Болгария — в очень короткий срок перестали существовать как самостоятельные государства.

      Святогорцы на Руси в XIV — XV вв.В связи с османской оккупацией началась массовая эмиграция южных славян в трех основных направлениях: на запад — в Италию; на юг — на Афон и в Константинополь; на север — на Русь. Впрочем, в конце XIV века поток южнославянских беженцев приходил на Русь в основном через славянские обители Афона и Константинополя. Это в значительной мере и определило интенсивность церковно-литературного влияния Святой Горы, объектом которого стали древнерусские монастыри.

      Особенно активно южные славяне сотрудничали с северными соседями в области книгописания. В 1399 году в погребении «по лаврьскому обычаю» великого князя Тверского Михаила Александровича, принявшего перед смертью схиму, участвовали святогорские иноки Савва и Спиридон.

      Киевский митрополит Киприан (†1406), болгарин или серб по происхождению, долгое время живший в Константинополе и на Афоне, с 1375 г. занял Киевскую кафедру, а с 1389 г. под своим омофором (после полутора десятилетий смут и неурядиц) объединил все части Руси, возглавив единую  Русскую Православную Церковь. Он особенно старался развивать местное книгописание, причем по его инициативе книжные собрания московских обителей стали активно пополняться южнославянскими текстами и подлинными рукописями южнославянского происхождения.

      Можно предположить, что некоторое количество южнославянских рукописей Киприан вывез с собой еще уезжая с родины. Затем, будучи в очередной раз изгнан из Москвы, он пробыл довольно долгое время в Константинополе, где занимался переписыванием церковных книг — «зная по своему первому пребыванию в Москве, что именно там имелось из книжных трудов и чего недоставало».

      Так как авторитет митрополита в сфере книгописания был на Руси очень высок, то русские переписчики охотно пользовались его собственными рукописями как образцами. Об этом, например, свидетельствует тверской список 1402 года с его «Лествицы». В послесловии к ней есть сведения о том, что она списана с оригинала, находящегося в собственности митрополита Киприана, и что с этой целью рукопись специально привезли в Тверь из Москвы. Среди заслуг митрополита Киприана можно назвать и заботу об «исправлении книжном»: он способствовал замене неисправных богослужебных книг на недавно перенесенные в Москву от южных славян.

      К первой половине XV века относится церковно-литературная деятельность Григория Цамблака (1364–1419), болгарина из Тырнова. Он в 1415–1419 годах занимал кафедру митрополита Киевского и Литовского, а до своего приезда на Западную Русь долго подвизался на Афоне.

       

      Прп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву. Фрагмент росписи Святых Врат Троицко-Сергиевой Лавры.

      Начавшееся освобождение Руси от татаро-монгольского ига (1380), хотя еще и не вполне, но заметно упростило поездки афонских подвижников в Москву. Так, при Дмитрии Донском (1359-1389) святогорский инок Дионисий, приехав в Москву, получил от великого князя Кубенский Спасо-Каменский монастырь. Он ввел там устав Святой Горы, привлек к себе множество иноков строгой жизнью; украсил церковь иконами и библиотеку — книгами. Из этой обители вышли потом основатели новых монастырей: преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский. При наследнике Дмитрия Донского Василии Дмитриевиче (1389–1425) Дионисий около семи лет был архиепископом Ростовским.

      Знаменитый книжник, святогорский инок Пахомий Логофет (или Пахомий Серб) прибыл на Русь около 1440 года и составил целую эпоху в лит. творчестве, прежде всего в агиографии и гимнографии. Много путешествуя по русским монастырям, он способствовал созданию связей между основными центрами книжности в Москве и Новгороде, в Троице-Сергиевом и Кирилло-Белозерском монастырях. Он создал жития нескольких русских святых и 15 канонов русским святым.

      В 1439 году великий князь Московский Василий II Васильевич (Тёмный) обменялся посланиями с афонскими старцами по вопросу о заключенной на Ферраро-Флорентийском Соборе церковной унии. Категорическая позиция святогорских иноков в большой степени определила отношение Русской Церкви к этому событию, предпределив дальнейшую судьбу Восточной Европы.

      канд. экон. н. Д.В. Зубов

      Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года».
      Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015.

      (www.afonit.info)

      Источник: http://afonit.info/biblioteka/istoriya-russkogo-monastyrya/svyatogortsy-v-russkom-gosudarstve-v-xiv-xv-vv

        Образование и Православие
       

      Всего голосов: 2       Версия для печати    Просмотров: 698

      Рекомендуем к прочтению:

    1. Точка отсчета. Февраль 1016 года — хронологически первая достоверная дата присутствия русских на Святой Горе
    2. Схиархимандрит Илиан (Сорокин) и его усилия по сохранению русского святогорского братства на Афоне
    3. Уникальная книга по истории первых веков русского святогорского монашества издана на Афоне
    4. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. Митрополит Гедеон
    5. Губонин М. - Акты Святейшего патриарха Тихона (Материалы по истории РПЦ) - 1994


    6. Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
     
        Архив новостей:

    Август 2017 (114)
    Июль 2017 (139)
    Июнь 2017 (113)
    Май 2017 (171)
    Апрель 2017 (162)
    Март 2017 (111)

    «    Август 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 

    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU  Каталог Православное Христианство.Ру
     Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии  службы мониторинга серверов

    Яндекс.Метрика