По благословению
Высокопреосвященнейшего Тихона
Митрополита Новосибирского и Бердского



 


Опубликовано 26.05.2018 в рубрике  Новости Митрополии
 

Круглый стол "Начало гражданской войны в Новониколаевске и России" прошел на территории исторического парка "Россия - моя история"

В ходе подготовки к научно-практической конференции "Гражданская война. Многовекторный поиск гражданского мира" в Новосибирске 18 мая за круглым столом прошло первое обсуждение темы гражданской войны. Круглый стол "Начало гражданской войны в Новониколаевске и России" прошел на территории исторического парка "Россия - моя история" по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона.

 
В круглом столе приняли участие:
 

Пронин Алексей Олегович - директор исторического парка "Россия - моя история", к.и.н.. Ведущий круглого стола;

Красильникова Екатерина Ивановна - профессор кафедры Истории и политологии НГТУ, д.и.н.;

Руей-Уиллоби, Джинмари - профессор русского языка и фольклора, заведующая кафедрой современных и классических языков, литературы и культур Университет Кентукки, PhD, доктор наук;

Симонов Дмитрий Геннадьевич -заместитель директора Института истории СО РАН, к.и.н.;

Фабрика Юрий Аркадьевич - военный историк и научный сотрудник музея истории СибВО, член Петровской Академии наук и искусств, профессор Международной Славянской академии наук, искусств, образования и культуры, старшина Сибирского казачьего войска;

Щукин Михаил Николаевич - член Союза писателей РФ, лауреат премии Ленинского комсомола, главный редактор журнала "Сибирские огни";

протоиерей Игорь Затолокин - руководитель церковно-исторического проекта Новосибирской митрополии "Сохраним наследие".


Ведущий круглого стола Алексей Олегович Пронин, кандидат исторических наук, руководитель исторического парка "Россия - моя история":

- 2018 год - это год непростой. Многие не без оснований называют его годом столетия трагических событий в истории нашей родины. Это гражданская война. Гражданская война - один из очень громких, но одновременно и наиболее изученных, и наименее известных моментов нашей истории. Это период, который вызывает массу противоречивых оценок. Это период, который до сих пор отражается полярными точками зрения в публицистической литературе. Это период, который до сих пор вызывает научные споры среди профессиональных историков, ученых. Это период, который был долгое время очень сильно идеологизирован, и, я склонен считать, остается таковым и сегодня, только рамки идеологизации расширились.

Уважаемые коллеги, мы собрались сегодня здесь для того, чтобы понять, обсудить, какие сегодня существуют взгляды на хронологию гражданской войны, ее периодизацию, на проблематику, на основных ее участников.

 

Хронология гражданской войны 


И первый вопрос я хотел бы задать кандидату исторических наук, заместителю директора Института истории Сибирского отделения Российской академии наук (ИИ СО РАН) Дмитрию Геннадьевичу Симонову.

- Дмитрий Геннадьевич, как один из крупнейших специалистов по истории гражданской войны, можете ли Вы определить ее точную дату, периодизацию? Что было спусковым крючком, какие события стали ее началом и когда же она закончилась?

- Ответ на этот вопрос вряд ли может быть однозначным в силу того, что мы подразумеваем под гражданской войной. Ведь как говорил Николай Бухарин, гражданская война есть отсутствие гражданского мира. В рамках этой формулировки речь идет о том, что гражданская война - это не обязательно стрельба пушек или действие каких-то фронтов, армии. В этом смысле гражданская война есть некое состояние общества, "расколотости", нестабильности. Если говорить о гражданской войне в таком ракурсе, то, как мне представляется, точкой отсчета для гражданской войны в России, а я полагаю, что и революция, и гражданская война - это есть часть единого революционного процесса, послужило свержение монархии в России. Есть точная дата - 2 марта 1917 года. Именно это событие и все последующие за ним привели к тому, что очень быстрыми темпами начался распад Российской империи, распад Российского государства. По большому счету, период гражданской войны - это не только борьба за власть, это еще и борьба за возрождение Российского государства. И если задаться вопросом - а когда же в таком случае закончилась революция и гражданская война, как часть революционного процесса, я склоняюсь к тому, что такой точной датой следует считать 30 декабря 1922 года - это этап образования СССР. Собственно говоря, революционный процесс начался с распада Российской империи и завершился возрождением государства в той форме, в которой это произошло - формате Советского Союза. Это широкие рамки гражданской войны, но при этом речь идет о широкомасштабной или полномасштабной гражданской войне - отрезок времени, когда действительно существовали фронты, действовали армии, шли активные боевые действия на территории распавшейся России, и военные вопросы стояли на первом плане. Именно горячая война определяла жизнь государства. И здесь тоже можно назвать достаточно точные хронологические рамки - начало периода широкомасштабной гражданской войны в общероссийском масштабе - это антибольшевистское выступление Чехословацкого корпуса вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали. И главным, ключевым, событием здесь стали события в городе Новониколаевске, когда в ночь с 25 на 26 мая 1918 года в городе была свергнута Советская власть, здесь тут же вскоре был образован Западно-Сибирский Комиссариат (ЗСК), как орган, претендующий на государственную власть на освобожденной от большевиков территории. Был сформирован штаб Западно-Сибирского военного округа, затем преобразованный в штаб Сибирской армии, соответственно, здесь же в Новониколаевске начали формироваться не только гражданские, но и военные структуры. Поэтому хотел бы обратить внимание, что события в Новониколаевске в мае 1918 года имели отнюдь не региональный, а всероссийский и, возможно даже, глобальный масштаб, учитывая, что гражданская война в России имела глобальное измерение. Май - начало широкомасштабной гражданской войны, а завершается этот период ноябрем 1920 года. Здесь два хронологически совпавших события - эвакуация из Крыма генерала Врангеля и примерно в тоже самое время на востоке страны уход из Забайкалья остатков Дальневосточной армии и ее интернирование в Китае.

Несколько слов следует сказать и о событиях в Новониколаевске. Здесь шли два параллельных процесса, которые предопределили роль Новониколаевска в этот отрезок времени. Это деятельность антибольшевистского подполья на территории Сибири и антибольшевистское выступление Чехословацкого корпуса.

 

Антибольшевистское подполье. Все, вероятно, помнят, что в конце XIX века Григорий Потанин - один из идеологов Сибирского областничества - высказал идею о сибирской автономии. Тогда во второй половине XIX - начале XX веков эти идеи по понятным причинам не получили широкого развития. А вот в 1917 году идеи Сибирского областничества пытались взять на вооружение эсеры и особенно в условиях начавшейся борьбы с большевиками. В декабре 1917 года прошел первый Сибирский областной съезд, который инициировал созыв Сибирской областной думы - она должна была собраться в городе Томске в конце января 1918 года, так же, как в Петрограде большевики разогнали Всероссийской учредительное собрание, в Томске примерно в тоже самое время большевики не допустили созыва Сибирской областной думы. Однако избежавшие ареста члены Сибирской областной думы, собравшись на конспиративное совещание, избрали министра Временного Сибирского правительства во главе с Петром Яковлевичем Дербером. В это время Сибирь уже находилась под контролем большевиков, советской власти, поэтому министры в большинстве своем отправились в полосу отчуждения КВЖД, где и обосновались. А здесь, на местах в сибирских городах, комиссары - представители Временного Сибирского правительства - задались главной целью - организовать подполье и обеспечить ориентировочно летом 1918 года приход к власти Временного Сибирского правительства, естественно, через антибольшевистский переворот. В Сибири были созданы эти организации, главным руководителем которых был полковник Алексей Николаевич Гришин-Алмазов. Центральный штаб антибольшевистского подполья находился здесь же, в Новониколаевске. "Резиденцией" штаба была гостиница "Метрополитен", где Алексей Николаевич вместе со своей супругой Марией Александровой снимали гостиничный номер. Именно там собирались подпольщики. Часть этого здания сохранилась, и его можно лицезреть. Соответственно, общая численность подполья - от семи до десяти тысяч человек от Урала и фактически до Дальнего Востока. В Новониколаевске, по разным оценкам, располагалось от 160 до 600 подпольщиков, преимущественно, это были офицеры Русской армии, оставшиеся безработными, без средств к существованию после заключения Брестского мира в марте 1918 года. Это были люди, патриотически настроенные, горевшие желанием приложить свои силы в борьбе за спасение России. Идеи областничества отнюдь не были слишком популярны в этой среде. Это была лишь некая идея, вокруг которой подпольщики готовы были объединиться. Потом идея автономии была отброшена и поглощена идеей великой и неделимой России.

 

Что касается Чехословацкого корпуса, то известно, что до Первой мировой войны Чехословакия не имела независимости, являясь основной частью Австро-Венгерской империи. Соответственно, когда началась Первая мировая война, чехи и словаки, как подданные австро-венгерского императора, отправились на русский фронт. Но в подавляющем большинстве и чехословацкая интеллигенция, и Чехия, и Словакия весьма благожелательно относились к России. Именно в этой стране они видели спасительницу от Австро-Венгерского ига, именно Россия виделась, как то государство, которое обеспечит историческое развитие чехов и словаков, как самостоятельного государства. В итоге в ходе Первой мировой войны сначала была сформирована отдельная чехословацкая дружина - несколько сот человек из числа добровольцев. Затем она была развернута в отдельную чехословацкую бригаду двухполкового состава и уже в 1917 году - в отдельный чехословацкий корпус в составе двух стрелковых дивизий, одной запасной бригады общей численностью до 50 тысяч человек, включая вспомогательные части. Как этот корпус оказался в Сибири? В марте был заключен Брестский мирный договор, старая Русская армия подлежала демобилизации, чехословацкий корпус, как часть старой Русской армии, оказался в подвешенном состоянии, ибо возвращаться им было некуда, Австро-Венгрия еще продолжала войну. В итоге было принято решение о включении чехословацкого корпуса в состав Французской армии и по согласованию между руководителями стран Антанты и Советов народных комиссаров было принято решение о переброске корпуса из Украины, где тогда он дислоцировался, по Транссибу во Владивосток с тем, чтобы затем переправить его на пароходах во Францию для продолжения войны с Германией, Австро-Венгрией. Чехи и словаки горели желанием продолжать участвовать в войне до победного конца, потому что это был залог, это была гарантия последующей, послевоенной чехословацкой государственности. Однако, в силу разных обстоятельств, большевики, в данном случае здесь немалую роль сыграл Троцкий, сделали все возможное, чтобы не допустить этой переброски, и был отдам приказ о полном разоружении корпуса. Для того, чтобы пробиться на Владивосток и добраться до Европы, чехи решили, что называется, произвести все это силой. В результате в ночь на 26 мая 1918 года в Новониколаевске группа чехословацких войск под командованием капитана Гайды предприняла антибольшевистский переворот, наладив соответствующие контакты, связи с русскими белогвардейцами. С этого события и начался процесс гражданской войны не только в Сибири, но в России в целом.

- То есть все-таки Новониколаевск, а не Челябинск...

- В Челябинске было принято решение о выступлении. В Челябинске Советская власть была свергнута, если я не ошибаюсь, 27 мая. Кроме того, самое важное то, что именно в Новониколаевске начали оформляться и государственная, и военная структуры. Челябинск в этом смысле носил подчиненный характер.

 

Роль казачества в гражданской войне

 

- Юрий Аркадьевич, Вас, как историка Сибирского военного округа, как специалиста в области истории казачества, хотел бы спросить - а какого значение сибирского казачества и казачества в целом в гражданской войне? Офицерское подполье Вы упомянули, а какую роль сыграло казачество?


- Мне бы хотелось отметить, что российское казачество стало одной из активнейших сил и участников гражданской войны. Кто такие казаки, почему они возникли и каковы их заслуги перед Российским государством, российским народом, в общем-то хорошо известно. Я хотел бы напомнить, что еще к началу Первой мировой войны российское казачество насчитывало 4,5 млн человек - это 11 казачьих войск. И, главным образом, они были сосредоточены на границах Российском империи, где несли нелегкую, прямо скажем, тяжелейшую службу. Что касается Сибирского казачьего войска, то, напомню, оно находилось в Западной Сибири и располагалось по Иртышу, затем отдельной станицей - на территории нынешнего Казахстана. Сибирское казачье войско имеет колоссальные заслуги перед отечеством и нашим народом. Оно верно несло свою службу с момента создания. Известно, что еще в 1581 году в Сибирь пришел храбрейший казачий атаман со своей дружиной. А само Сибирское казачье войско в 1882 году отмечало 300 лет. Напомню, что во время Отечественной войны 1812 года сибирские казаки оставались единственной вооруженной силой за Уралом, поскольку все регулярные сибирские полки были передвинуты к западной границе, где ожидалось вторжение Наполеона. Сибирские казаки занимались охраной государственной границы - от нынешнего Челябинска до Дальнего Востока, а также предприятий, имевших стратегическое значение (золотодобыча, добыча серебра, железо, свинец и т.д.) и наведением порядка на вверенной им территории. Ведь что ни говори, а край сибирский - это и край ссылки, и сюда, начиная с Екатерины, которая запретила смертную казнь и заменила ее ссылкой в Сибирь, ежегодно из Центральной России пребывало от трех до пяти тысяч головорезов, и они далеко не все желали быть в местах, определенных судом, сбегали с каторги, в общем, создавались банды, которые причиняли немало неудобств и угроз мирному населению. Так что у победоносной Русской армии от Бородино и до Парижа всегда была уверенность, что сзади прочный тыл.

 

Гражданская война в казачестве воспринималась совершенно по-особенному и вот почему. Сейчас упоминалась идея областничества, и она тоже присутствовала в казачестве, и даже существовали (у нас поменьше, на Кубани, особенно на Дону - побольше) тенденции к своему самоопределению. Эта идея оказалась нереальной, так как лучшие казачьи умы понимали, что выжить без России, без своей экономики невозможно, и не имела широкого распространения в Сибирском казачьем войске. А вот именно земельный вопрос стал главным мотивом, почему казаки участвовали в гражданской войне и, прежде всего, на стороне белого движения. Лозунгом "Земля - крестьянам!" новые власти привлекли на свою сторону гигантское большинство населения. И крестьяне, которым была обещана земля, должны были ее защищать. Но этот лозунг совершенно по-иному воспринимался в казачьих районах. Хочу напомнить, что главной наградой тяжелейшей службы для казаков была как раз земля. В южных районах, на Дону, прежде всего, земельный надел казака на душу мужского пола - это 12-15 десятин. А в Сибири, где и земля иная, и климат суровый, норма земельного надела для казака - до 40 десятин. Можете себе представить, если в казачьей семье несколько парней растет, какой громадный надел предоставлялся казаку?! При чем, это была земля, которую он получал от своих еще предков - они сюда пришли 300 лет тому назад. И тут казак, конечно, возмутился - отдать землю, которая была взята его дедами и прадедами и на которой он живет 300 лет, лапотник, как они тогда выражались? Этого казачья душа выдержать не могла.

 

И еще один момент, почему казачество, в том числе сибирское, выступило против советской власти, - это то, что казачество - совершенно особое сословие. В казачестве не было атеистов, это глубоко верующая часть нашего населения. И антицерковная политика, которая проводилась буквально с первых мгновений установления советской власти, не могла не вызвать возмущение у казаков, и естественно, все казачьи районы стали главным районом сопротивления, где и белое движение имело свою основную опору.

 

Это было время трагическое и героическое, потому что и с той, и с другой стороны, а казаки тоже ведь поделились, это были примеры неслыханного героизма - как со стороны красных, так и со стороны белых.

 

Протоиерей Игорь Затолокин о роли Церкви


- Русская Церковь в революцию и гражданскую войну вошла на некотором подъеме, потому что в это время проходил долгожданный Поместный Собор, и был выбран предстоятель - Патриарх. В общем-то даже некоторая эйфория была после того, как произошло отречение царя, и в церковных кругах. И, конечно, первоначально никто всерьез не воспринимал большевиков, которые пришли к власти. Надеялись на то, что это некоторая смута, которая вскоре разрешится, поэтому многие решения Собора носили декларативный характер - Церковь - важная часть нашего общества, и государство должно ее поддерживать. Но 1918 год, как и начало гражданской войны, был роковым для Русской Церкви. Если в 1917 году все притеснения, убийства, происходившие во время революции, носили скорее такой бандитский, хулиганский характер, то уже в 1918 году атака на Церковь и веру была объявлена Советской властью государственной политикой. В январе советское правительство выпускает декрет "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви", который фактически ставит Церковь в положение и унизительное, с одной стороны, с другой стороны - незаконное. Тот огромный внешний багаж, который Церковь накопила за века, - это около 60 тысяч приходов, молитвенных домов и часовен, из них 40 тысяч - это приходские храмы. Фактически церковь была в каждом большом селе, и вера веками объединяла людей. На 1917 год в Российской империи числилось более 100 тысяч православных христиан, 1025 монастырей, 4 духовные академии, 60 семинарий, более 180 духовных училищ и около 40 тысяч начальных церковных школ.

 

С самого начала столкновений между нашими людьми Церковь пыталась занять миротворческую позицию. Патриарх Тихон постоянно призывал к прекращению междоусобной брани, ослабляющей нашу страну, призывал к миру. Иногда жестким словом пытался воздействовать, даже анафемствовать тех, кто разжигает братоубийственную войну. Конечно, многие понимали, что это было обращено, в первую очередь, к большевикам. Но Патриарх также не давал благословения и белому движению. Мы имеем несколько свидетельств, когда представители т.н. белого движения просили и не получали этого благословения. Святейший старался занимать примирительную позицию. Хотя понятно, по идеологическим соображениям, белое движение носило более патриотический, монархический и консервативный характер, поэтому во многих местах, когда приходили белые, их встречали молебствами. К тому же, в белых армиях действовало военное духовенство. Мы говорили о том, что гражданская война в 1920 году заканчивается. И в Крыму, и на Дальнем Востоке покидают наши территории остатки белого движения, с ними уезжает в том числе и духовенство. Но уехало около 2% всего духовенства, все остальные  остались, надеясь на лучшее и при новой власти.

 

Важно, что именно в 1918 году, 100 лет назад, со стороны большевиков разворачиваются настоящие гонения, которые, к сожалению, продлится много лет. В истории мы знаем самое массовое и длительное в Древней Церкви - это гонение при Диоклетиане, которое длилось 8 лет. Представляете, у нас оно продолжалось с 1918 до конца 30 гг., фактически по 1941 год (до начала войны)! Прославление первых новомучеников тоже относится к 1918 году. Митрополит Владимир (Богоявленский) был убит в январе красноармейцами рядом с Киево-Печерской лаврой. Узнав об этом, Собор уже в начале 1918 года постановил каждое ближайшее к 25 января воскресенье отмечать как день новомучеников. В июле также была зверски убита царская семья, что было воспринято священноначалием и духовенством, как трагическое событие. По всей стране сразу же были отслужены панихиды с благословения Патриарха. И конечно, царская семья потом не случайно была причислена к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской.

 

 Роль интервенции в гражданской войне

 

- В моей музейной практике, работая с частными коллекционерами, мне приходилось видеть очень интересные артефакты времен гражданской войны. Это стандартная медаль для солдат - участников армии стран Антанты, которая давалась всем участвовавшим в Первой мировой войне. На этих медалях традиционно была радужная лента - общая для всех стран, будь то Франция, Британия, Соединенные Штаты Америки, и металлические планки на ленте с названиями компаний - Ипр, Марна, Верден… Так вот существуют медали, точнее планки к ним, с двумя словами - Russia и Siberia. Соответственно вручались они: Russia - контингентам, которые высадились на северо-западе - Мурманск, Архангельск, Кандалакша; Sibеria - прежде всего, американскому экспедиционному корпусу (Восточная Сибирь, Дальний Восток), британским, канадским частям. Конечно, известен факт, что Новониколаевск был центром дислокации 5-й Польской стрелковой дивизии - это 11 тысяч до зубов вооруженных, здоровых, сильных мужчин, которые на фронте борьбы с большевиками участие не принимали, но активно занимались охраной линии железной дороги и карательными контрпартизанскими действиями. Так вот хотелось бы понять, какую роль сыграло иностранное вмешательство в гражданской войне, можем ли мы придать ему какое-то серьезное, важное, стратегическое значение? Ну и, как-то попытаться его сегодня осмыслить?

  

Доктор исторических наук Екатерина Ивановна Красильникова:

- Думаю, что вопрос об истории интервенции всегда, безусловно, был идеологизирован. Я все-таки занимаюсь историко-антропологическими исследованиями и теми процессами, которые протекали около политики. Вопрос об идеологизации прошлого, политики памяти - это одна из актуальнейших на сегодняшний день тем и как раз-таки она напрямую связана с тем, о чем Вы спрашиваете. Медали - это что? Это памятные места. И, конечно, когда вручается медаль, имеется ввиду увековечивание памяти о том или ином событии, придание ему какого-то особого статуса и какого-то глобального значения. Но рядовые события, конечно, такими вещами, как медаль не отмечаются. Поэтому, я думаю, что если говорить в общем и целом, роль интервенции в гражданской войне велика и с точки зрения России. При этом в Росси ведь тоже разный взгляд - есть большевистская позиция, которая всегда, наверное, даже где-то преувеличивала роль интервенции, и степень преувеличения зависела от актуальных политических, внешнеполитических, дипломатических задач того или иного периода. Если мы будем читать советские газеты за разные годы, газеты, которые издавались в год пятилетия, десятилетия освобождения от колчаковщины (в динамике будем смотреть на этот процесс), к юбилейной дате всегда выпускался спецномер "Советской Сибири", пятилетняя дата была отмечена наиболее значимо, ей придавали широкое информационное освещение. Номер "Советской Сибири" вышел на двенадцати полосах, и все материалы посвящались вопросам гражданской войны. Далее в последующие годы такая практика повторялась, некоторые факты дополнялись. И в зависимости от того, какая была международная обстановка, так и оценивалась роль интервенции в гражданской войне. В канун Великой Отечественной войны, когда нужно было общество морально готовить к тому, что скоро все разгорится, было сказано, что японская интервенция в период гражданской войны - сильнейший, наиболее злобный враг. Посмотрите, что происходит на озере Хасан, мы же долбанули по японцам, мы их разгромили. Если смотреть с точки зрения этих процессов, связанных с идеологизацией прошлого, политикой памяти, то со стороны большевиков даже где-то и выгодно было несколько усиливать эти акценты и говорить о том, что внешние наши интервенты, Антанты хотели растащить на куски Россию, уничтожить ее. И если бы не наш героизм и не наша самоотверженность, то погибла бы не только Сибирь, но и вся Россия. Если смотреть с точки зрения белого движения, то, конечно, там будет совершенно другая оценка интервенции и, скорее, наверное, оценка позитивная. Но здесь опять-таки нужно смотреть в динамике, в зависимости о того, как менялись взаимоотношения эмигрантов, уехавших из России, и смотря куда, в какие страны. Если говорить про белочехов, то к ним ведь тоже было очень разное отношение. Тема памяти о белочехах требует специального изучения. С точки зрения большевиков, конечно, они враги, белочехам приписывалось то, чего они не совершали и существуют такие, я бы сказала, ложные воспоминания в мемуарах, в которых говорится о том, что не большевики пытались их разоружать, а сами они на вокзалах в тех городах, где мы увидели проявление мятежа чехословацкого корпуса, нападали на большевиков, сами проявляли первыми агрессию. Тут, конечно, очевидно притягивание за уши несуществовавших фактов. А с другой стороны, конечно, для тех, кто воспринимал белочехов, как союзников, совершенно другая оценка существовала. И когда белочехи, например, в ходе конфликтных ситуаций в сражении погибали, то даже местная периодическая печать стихи и поэмы посвящала этим людям - "Белые чехи - братья могучие..." Эта линия в дальнейшем в эмиграции сохранилась, как позитивная память, чехи помогали, пытались спасти единую, неделимую Россию, пытались оказывать содействие.

 

Вообще нужно сказать, что у нас в Западной Сибири, если мы будем говорить именно о белочехах, артефактов сохранилось мало. Таких, которые могли бы свидетельствовать о пребывании белочехов на нашей земле. Но, если мы проедем немного дальше, например, в Восточную Сибирь, то, во-первых, там лучше сохранился исторический некрополь. Там существуют совершенно неизвестные ни краеведам, ни исследователям из Европы захоронения белочехов. Я бывала в Красноярске два года назад и обратила внимание местных краеведов на эту проблему в связи с тем, что у нас действительно такая памятная дата, которая настраивает на то, чтобы вновь обратиться к этим сюжетам, разобраться и выяснить, кто покоится под этими могильными камнями. Но красноярцы, фактически этой темой не заинтересовались.

 

Если говорить о нашем городе Новониколаевске, то он, конечно, как и Омск, наверное, в наибольшей степени пострадал от эпидемии тифа. Когда мы читаем учебники по истории России, в том числе и школьные, и вузовские, обычно гражданская война ассоциируется с такими действиями, как голод, голод в Поволжье. И считается, что именно это была самая главная трагедия России. На самом деле, сюжет гибели от тифа практически половины населения города Новониколаевска вычеркнут из памяти. В последние годы мы очень много раз обращали внимание на эту тему и говорили о том, что необходимо хотя бы какой-то мемориал этим безвинным жертвам, людям, которые не воевали, это было во многих случаях гражданское население. Данный вопрос я исследовала отдельно - количество жертв неизвестно, таков был масштаб мора, что важно было просто этих погибших людей собрать и как-то закопать, такое ужасное слово - утилизировать. Посчитать их в тех условиях было просто невозможно, некому это было делать.

 

Гражданская война в иностранной прессе и художественном наследии

 

- Мы с вами, говоря о красных, белых, все время забываем о жертвах гражданской войны, а это одно из самых главных следствий, потому что политика остается политикой, стороны и те, кто их выбрал, они остаются сторонами. Но ведь всегда первым страдает мирное население, а тем более в условиях гражданской войны, в условиях хаоса, неопределенности, разрушения институтов и систем жизнеобеспечения государства. Раз мы начали вопрос об иностранном вмешательстве и упомянули действовавшие здесь иностранные части, вообще интересно понять - как отображалась гражданская война в России и иностранной прессе? Этот вопрос я хочу адресовать нашему коллеге, доктору наук (Кентукки, США), специалисту по русской литературе, по русскому культурному наследию Руей-Уиллоби Джинмари. Скажите, пожалуйста, оставила ли след гражданская война в России, наши трагичные события в американской прессе и художественном наследии?

 

- Без сомнения. Можно, конечно, сравнивать наши истории. Как и Советский Союз, в революции мы начали выступать против монархии. Во время Первой мировой войны мы воевали вместе с русскими, французами, с англичанами против немцев, поэтому политики и, конечно, народ страшно боялись, что русские выйдут из борьбы, и тогда немцы победят. Это первый вопрос. Второй вопрос - какая революция? Это не как наша революция против монархии. Американцы забыли, что в XVII веке европейские люди страшно боялись демократии, что это, конечно, угроза (гроза) для общества и так далее. А для нас в то время самое ужасное - это коммунистическая революция, и мы страшно ее боялись. И, можно сказать, что с тех пор еще и боимся.

 

Но уже говорили, что это вопрос о религии, потому что у нас глубоко верующая страна. Не только потому, что против капитализма или против демократии, но еще и против религии. Это нас, американцев, испугало, поэтому в основном были против. Еще надо напомнить, что наша гражданская война за 50 лет до этого произошла, и поэтому люди еще помнили - каждый человек, каждый гражданин, были, конечно, и военные, кто помнили, и семьи. И хотя мы официально не признавали Советский Союз до 1932 года, мы помогали как могли - и войсками, и продуктами (материальная помощь), когда страшный голод был в 20-ых годах, потому что мы поняли, что такое гражданская война, и как люди страдают. Поэтому политические вопросы - это одно, а человеческое страдание - это другое. Еще при НЭПе открылись наши заводы, Форд построил. Строили грузовики, тракторы и так далее. Это очень сложная история, и президент того времени Вильсон не хотел вмешиваться. Хотя и французы, и англичане очень просили, он не хотел воевать против советских войск, потому что не хотел ухудшить ситуацию. Наши войска стояли и защищали железную дорогу и помогали уехать чехам и словакам. Это очень сложная и интересная история, потому что у нас много общего в революции и гражданской войне. Хотя наши отношения были совсем другими, чем можно было ожидать.

 

Гражданская война в художественной литературе и мировоззрении


Об отражениях гражданской войны в документах, художественной культуре и мировоззрении - Михаил Николаевич Щукин, редактор журнала "Сибирские огни": 


- Свое выступление начну со слов А.С. Пушкина, которые всем хорошо известны: "Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Дмитрий Геннадьевич уже говорил о том, что истоки гражданской войны не в мае 1918 года и даже не в революции 1917 года. Они значительно раньше, это все подготавливалось, назревало и рвануло. И все мы эту фразу Пушкина знаем, но вот была редакция "Капитанской дочки", которую Александр Сергеевич не внес в свой окончательный вариант. Там она звучит немного по-иному: "Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Тот, кто затевает его, либо не знает своего народа, либо ему чужая жизнь в копейку, да и своя в полушку". Мне кажется, к нашей теме вторая цитата имеет более объемное значение. Изучать гражданскую войну надо во всех аспектах. Но, прежде всего, нужно остановиться на той простой мысли, что в гражданской войне нет победителей, формально - да, но победителей нет. И можно считать 1922 год окончанием гражданской войны, но она не закончилась, она продолжается. Ее рецидивы мы видим сегодня, уже в наше время. Осмысление этой гражданской войны, как войны братоубийственной, войны греховной со всех сторон, мне кажется, должно быть главным.

 

Что же касается художественного освещения, мы сейчас целую программу наметили и до конца года надеемся в журнале все это опубликуем. Обратившись к архиву журнала, слава Богу, он сохранился и даже выложен в электронном варианте. Первое - это отрывки из сибирского дневника генерала Жанена, который командовал союзническими войсками здесь, у нас в Сибири. Второй материал датируется 1927 годом, он был опубликован в журнале, цензура еще тогда не слишком свирепствовала. Материал генерала Жанена соседствует с воспоминаниями Ивана Смирнова, где он пишет о своих переговорах с Иркутским политцентром. Но тема значительно шире, и там упоминается Новониколаевск, где испытывали огромные трудности - город был занят 5-й Красной армией, и автор приводит такие цифры, что в военном городке было 60 тысяч пленных колчаковских солдат и офицеров.

 

Еще хотел бы коснуться темы иностранных войск. Обращусь уже к художественной литературе, первому советскому роману, который был написан здесь, в Сибири, Владимиром Яковлевичем Зазубриным, - "Два мира". Написан по горячим следам гражданской войны, В.Я. Зазубрин впоследствии - один из основателей журнала "Сибирские огни", а до этого он был мобилизован в колчаковскую армию, перешел на сторону красных и после болезни тифом, находясь в Канске, в госпитале, начал писать роман и очень быстро его закончил. Роман жуткий, это, по сути, дела свидетельство, картина, срисованная с действительности. На удивление, этот роман был прочитан товарищем Лениным, который оставил такую запись: "Страшная, но очень нужная книга". Я не буду рассказывать о романе, но как-то вернуться к нему, еще раз его перечитать, я думаю, было бы полезно.

 

И еще один момент - это художественная литература. Мы хотим представить так называемую сибирскую бригаду - это поэты Павел Васильев, Сергей Марков и т.д. Они начинали свое творчество у нас, в Новониколаевске, при газете "Советская Сибирь". У них у всех была романтика по отношению к Колчаку, и тот же Леонид Мартынов даже написал целую поэму "Адмиральский час". И у него же есть потрясающая фраза о том, как идут йоркширские стрелки: "Чалдон в собачьей дохе берет на рогатину рослого чеха". Посмотрите, какой образ!

 

Я хотел сказать о том, что это не только разрыв между русскими, но и разрыв памяти, это такая полоса - как плугом проехало. Это отношение к иностранным войскам, к тем же чехам. Кроме документов, есть еще народная память. Есть всем вам хорошо известная, может быть, забытая сегодня старая сибирская песня, но я ее слышал в детстве - ее пели, сидя за столом: "Отец мой был природный пахарь, и я работал вместе с ним, отца убили злые чехи, а мать живьем в костре сожгли". А заканчивается песня такими словами: "Взойду я на гору крутую и сверху гляну на село, горит село, горит родное, горит вся родина моя".

 

Есть еще один документ, мы его тоже будем публиковать. Это документ с заседания в Новониколаевске с участием Новониколаевского прокурора, представителей чехов и поляков о том, что и чехи, и поляки самопроизвольно производят арест, обыск и т.д. Сидел секретарь и все это добросовестно записывал. Это бесстрастный казенный документ. И когда это читаешь, вдруг представляешь эту картину и видишь, что и поляки, и чехи об этих бедолаг вытирают ноги. Это тоже не надо забывать. Я натыкался на стихи, опубликованные в газетах, где лежит в гробу молодой боец (поляк или чех), а русские женщины плачут и благодарят его, то есть здесь тоже разрыв происходил изначально. Мы никогда не развесим это на каких-то весах, надо осознать это, как великую трагедию. Осознать для чего? - Чтобы ее не повторить.

 

О сохранении памяти 

 

- Для этого мы сегодня и встретились, потому что в современной ситуации в стране, я считаю, что миссия исторической науки, историков, чтобы такие темы как гражданская война, были осмыслены и работали не на раскол общества, а на объединение.

 

Михаил Николаевич: Мы в прошлый раз с отцом Игорем говорили о том, чтобы какое-то действо провести, может быть, молебен.

 

Игорь Затолокин: В рамках подготовки к конференции я озвучил Ваше предложение на комитете, и есть идея немного больше, чем просто провести панихиду - найти какое-то захоронение, связанное с людьми, которые погибли, - и мирные жители, и белые, и красные.

 

Екатерина Ивановна: Я думаю, что искать ничего не нужно. Есть Центральный парк, бывшее Воскресенское кладбище, где были братские могилы, есть место бывшего Закаменского кладбища, где на сегодняшний момент и так строится храм. Необходимо инициировать установку хотя бы памятных камней, где были бы слова о том, что здесь покоятся невинные жертвы гражданской войны, в том числе гражданское население, дети и люди, которые не принимали никакого участия в боевых действиях. Это сделать нетрудно, но эти памятные знаки могли бы воздать должное этим сюжетам, незаслуженно забытым. То, что такие огромные могилы были на Закаменском кладбище, на его военной части, это совершенно однозначно, поэтому раз это место на сегодняшнее время приводится в порядок и облагораживается, такой камень там, хотя бы один, несомненно, должен быть.


Игорь Затолокин: Мы можем инициировать - обратиться к нашему священноначалию, попросить владыку Тихона, обратиться к нашим властям. Как специалисты, мы должны все-таки обозначить место какое-то более конкретное.

 

Екатерина Ивановна: Мы можем подумать, где лучше установить такой камень. На самом деле, на территории военного городка и возле исторического парка этому камню тоже место, потому что собственно в военном городке было множество жертв, как среди военнопленных, так и того же самого гражданского населения, которое точно также заражалось тифом. Здесь был эпицентр заражений, поэтому где-то недалеко от исторического парка установить такой камень было бы тоже уместно.

 

- Мое мнение такое - история военного городка непрерывная, но в этой истории есть одно явление - в военном городке располагалась полковая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая просуществовала после революции в качестве красноармейского клуба, потом хозяйственного помещения и была разрушена в 1989 году. Так вот, на месте этого храма сейчас находится гараж Министерства обороны, который стоит прямо на историческом фундаменте, а рядом с этим гаражом как раз и место такому камню жертвам гражданской войны.

 

Игорь Затолокин: Тогда было бы более правильным поставить поклонный крест с надписью о том, что здесь был храм и о жертвах гражданской войны...


- Мне кажется, что там - то самое место. Сегодня мы сидим в здании Исторического парка - это бывший гарнизонный Дом офицеров, это здание конца 30-х годов постройки. Это центр культурной жизни военного городка советского времени, а в предшествующий период -  центр духовной жизни этой территории, тех людей, которые здесь служили, работали.


Екатерина Ивановна: Я хотела бы сказать еще об Омском сюжете - в Омске каждый год встает вопрос (я постоянно посещаю этот город и участвую в краеведческих конференциях), нужен ли памятник Колчаку? Вопрос о том, в какой форме установить этот памятник, потому как сюжет этот и для Омска, и точно также для Новосибирска очень важный. Вопрос в том, какой должна быть пластическая, мемориальная форма? Героизация Колчака, думаю, не уместна, потому как далеко не все согласятся с тем, что это положительный герой отечественной истории. Но нужен какой-то образ, который ассоциировался бы с трагедией гражданской войны, с этими многочисленными жертвами. Для чего нужен этот памятник? Для того, чтобы донести простую мысль - убийство людей, когда оно происходит повсеместно и когда мы привыкаем к смерти и жестокости, приводит к страшной деморализации общества и в конечном итоге - многочисленным человеческим жертвам, которых невозможно пересчитать. Как называли в документах этих несчастных погибших людей - кучи, кучи мертвецов. Отсюда начинаются такие проблемы, как бытовая жестокость, невнимание к городской среде, отсюда запустение исторического некрополя, очень многие моменты связаны с непониманием между поколениями, разрыв поколенческой памяти, отсюда отчасти и политический террор 30-х годов. Кто осуществлял этот террор? Люди, которые были озлоблены со времен гражданской войны. Это все продолжение этих процессов, поэтому нужен какой-то памятник, который бы никого не героизировал, а который, скорее, был бы связан с процессом виктимизации, с признанием жертв. Я предлагала в свое время образ проруби, который можно было бы как-то в художественном смысле обыграть. Почему прорубь? Прорубь, в которой в конечно итоге оказалась тело Колчака и Пепеляева. Почему его бросили в прорубь? Есть воспоминания людей, которые расстреливали Колчака, и они как раз-таки в пятилетие освобождения от колчаковщины публиковались в "Советской Сибири". Кто решил его бросить в прорубь? Его расстреляли и не знали, что с ним делать. Конвой сказал, а давайте бросим в прорубь, как колчаковцы на протяжении нескольких месяцев невинных людей бросали. На каждой крупной сибирской реке были такие проруби, где концы в воду отдали, бросив туда невинно пострадавших людей либо политических противников. Нужен образ, который бы ассоциировался с этой страшной трагедией, но при всем при этом образ, который не выводил бы нас на обвинение каких-то политических сил, каких-то сторон и одновременно не выводил бы на оправдание, а просто признание того, что жестокость в таких масштабах не должна повторяться. 

Мы прошли через этот урок и нужно сделать все, чтобы не допускать больше такого раскола, потому что столетие спустя, как показал юбилей Октябрьской революции, мы продолжаем спорить, этот раскол на самом деле не преодолен.

 

Игорь Затолокин: Получается надо привлекать к нашей дискуссии не только писателей и историков, но и художников и, может быть, даже объявить какой-то конкурс на памятный знак, эмблему, символ "Жертвам гражданской войны". Его необязательно даже делать как памятник, а, может быть, т достаточно на памятных досках изображать как символ. И не один или два - думаю, мы найдем больше мест. Если в этом году сделаем что-то одно - хорошо, но если в следующем продолжим эту работу, то это уже будет не просто обсуждение, но какое-то действо в деле мира и примирения.

 

Екатерина Ивановна: Память о гражданской войне, безусловно, вариативна, потому что воевали разные люди. С одной стороны, я думаю, что такие памятные знаки, как крест или что-то другое, связанное с православной символикой, - это важно. Но с другой стороны, нужны и какие-то общегражданские символы, поскольку само по себе событие гражданской войны неоднозначно, и в памяти оно осталось, как неоднозначное.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Круглый стол "Начало гражданской войны в Новониколаевске и России" прошел на территории исторического парка "Россия - моя история" Круглый стол "Начало гражданской войны в Новониколаевске и России" прошел на территории исторического парка "Россия - моя история" Круглый стол "Начало гражданской войны в Новониколаевске и России" прошел на территории исторического парка "Россия - моя история" Круглый стол "Начало гражданской войны в Новониколаевске и России" прошел на территории исторического парка "Россия - моя история" Круглый стол "Начало гражданской войны в Новониколаевске и России" прошел на территории исторического парка "Россия - моя история" Круглый стол "Начало гражданской войны в Новониколаевске и России" прошел на территории исторического парка "Россия - моя история"

Образование и Православие

Читайте также:

16.03.2018 - В Новосибирске состоялся круглый стол, посвященный 100-летию начала Гражданской войны в России

18.05.2017 - Круглый стол "Историко-церковное краеведение. Революция и Церковь. Итоги столетия" состоялся в Искитиме

14.05.2015 - Митрополит Тихон: "Чтобы победить - нужно было объединиться"

03.08.2014 - В Новосибирске впервые почтили память павших в Первой мировой войне

28.02.2011 - Война без победителей, или Реквием по загубленным душам

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 6    
  Версия для печати        Просмотров: 587

Ключевые слова: Гражданская война. Многовекторный поиск гражданского мира

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


8-9 ноября
Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданская война. Многовекторный поиск...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...
Работа
В Епархиальное подсобное хозяйство села Новошилово требуются сотрудники...
Школа
Возобновляет свою работу проект "Школа духовной безопасности"...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2018 (62)
Сентябрь 2018 (69)
Август 2018 (82)
Июль 2018 (57)
Июнь 2018 (95)
Май 2018 (144)

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии