Опубликовано 28.03.2013 в рубрике  Новости Митрополии, Материалы НЕВ
 

Н.Н. Голикова: «Профессию учителя я выбрала в первом классе»


Более 10 лет в Бердске в общеобразовательной средней школе №3 «Пеликан» ведется преподавание предмета «Основы православной культуры». Об особенностях образования и воспитания в таком классе мы побеседовали с первым учителем класса Натальей Николаевной Голиковой.
 

Голикова Наталья Николаевна — Почетный работник общего образования РФ, учитель высшей квалификационной категории.

—  Наталья Николаевна, в каком году и по чьей инициативе было решено открыть данный класс в школе «Пеликан»?

-     В школе «Пеликан» я работаю учителем начальных классов более 20 лет, а с 1996 года стала также директором Воскресной школы православного прихода в честь Сретения Господня города Бердска. В 2000 году мы с настоятелем прихода протоиереем Василием Бирюковым предложили создать в школе «Пеликан» класс, где наряду с общеобразовательными предметами преподавался бы курс «Основы православной культуры». Инициатива об открытии такого класса исходила от родителей детей, которые обучались в Воскресной школе.

Первая встреча с директором школы, в то время А.Н. Кирилиным, состоялась 25 января 2000 года — эту дату мы и считаем днем рождения этих классов. Мы обсудили вопрос об открытии первого класса, набор детей в этот класс происходил на базе Воскресной школы Сретенского храма. Работа в этом направлении продолжается и при нынешнем директоре школы — Л.В. Музыкиной.

—  За много лет Вашей работы наверняка была разработана какая-то система образования?

-     В школе № 3 «Пеликан» с 1994 года под моим руководством работает Лаборатория непрерывного образования, в ее основе лежит то, что педагог начальных классов продолжает работать с теми же детьми в 5-9 (11) классах как классный руководитель и преподаватель отдельных предметов.

На базе Лаборатории разработана и реализуется Программа духовно-нравственного воспитания, она была создана с целью объединения усилий школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей, в развитии внутреннего положительного потенциала каждого ребенка, в формировании нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, а также выработки единых подходов в воспитании. Создание Программы явилось закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности лаборатории непрерывного образования по воспитанию у школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Большое значение в классах уделяется соединению учебной, внеучебной и досуговой деятельности воспитанников, их художественно-эстетическому развитию. Такой подход основан на том, что учебная деятельность более продуктивна в случае, если творчески организованное образование детей соединяется с разнообразными видами деятельности. Ребята занимаются в оркестре русских народных инструментов, хореографической и хоровой студиях.

—  Какое место отводится воспитанию?

-     Система воспитательной работы основана на углубленном осмыслении явлений жизни с православной точки зрения, развитии православного образования, духовно-нравственного просвещения обучающихся, родителей и педагогов.

Православная культура становится частью жизни наших учеников, основой их отношения к человеческим ценностям. Очень важно отметить, что вся школьная жизнь детей проникнута духом русской культуры, патриотизма, нравственности и воспитания у детей чувства личной ответственности за судьбу своей страны и нации.

Очень ярко проходят в нашей школы Дни православной письменности и культуры. Это целая система мероприятий. Начинается все на Пасхальную седмицу. Ребята и учителя из лаборатории непрерывного образования всю неделю ходят в русских народных костюмах. С младшими школьниками разучиваются на переменах народные игры, хороводы. Проводятся классные часы, открытые уроки, библиотечные уроки, презентации, где идет речь о Светлом Христовом Воскресении. Организуются экскурсии в храмы города, на колокольни, в библиотеки. Со старшеклассниками встречаются встречи священники. На этих встречах ребята могут задать вопросы, узнать то, что их интересует, поделиться своими мыслями. В школе проходят выставки творческих работ, рисунков. Организуются концерты для обучающихся школы, учителей, родителей и прихожан города.

—  Какие дети могут прийти учиться в класс? Существует ли специальный отбор или конкурс?

-     В эти классы не существует специального отбора и конкурса, двери открыты для всех желающих, согласных изучать предмет «Православная культура России» среди прочих учебных предметов.

—  Вы активно сотрудничаете с православной гимназией Бердска. Расскажите о совместных проектах.

-     Да, с Православной гимназией города Бердска поддерживается тесное сотрудничество. Так учитель музыки О.Н. Чарсова является преподавателем и в гимназии, и в школе. Продолжают свою педагогическую деятельность иерей Павел Плотников, иерей Михаил Ширямов. Учитель школы «Пеликан» И.М. Аверченко преподает и в Православной гимназии. Уроки физики, лабораторные работы проводятся с учениками Православной гимназии в оборудованном кабинете школы № 3 «Пеликан». Дети обоих учебных заведений участвуют в ежегодном городском Рождественском концерте, крестных ходах, службах, в летнем лагере, во всех мероприятиях, проводимых Сретенским приходом. Сама я являюсь членом Попечительского совета Православной гимназии.

—  В прошлом году о Вашем выпускном классе говорила вся область. Расскажите, с чем связаны успехи Ваших учеников?

-     Первые выпускники класса, где 11 лет изучался предмет «Основы православной культуры», действительно показали выдающиеся результаты: с золотой медалью окончили школу пять учеников, один получил серебряную и еще двое — аттестат с отличием.

Я работала с этими детьми с первого по выпускной классы (2000/2001 — 2011/2012 учебный год). В этом и заложен смысл работы Лаборатории непрерывного образования. С 1 по 4 классы я была учителем начальных классов, с 5 по 9 — продолжила преподавание русского языка, литературы, алгебры, геометрии и черчения. В 10 — 11 классах преподавала русский язык и литературу, все эти годы являлась классным руководителем.

Успехи детей в первую очередь связаны с тем, что учебно-воспитательный процесс, который начинался у части детей класса еще в дошкольный период в рамках Воскресной школы, не прерывался до 11 класса. Те ученики, которые приходили в класс в последующие годы, попадали в атмосферу сплоченного классного коллектива, где были четко установлены нравственные нормы.

—  Расскажите немного о себе: как Вы выбрали профессию учителя? Как стали преподавать в православном классе?

- Профессию учителя я выбрала в первом классе, потому что очень любила свою первую учительницу Валентину Васильевну Балаба. Ее любили и все ученики нашего 1А.

В классе, о котором идет речь, стала преподавать по воле Божией. Никаких особых планов на этот случай у меня не было. Начало же всей деятельности было в моем приходе в Воскресную школу. Опять же, собственной инициативы я не проявляла. В конце службы, на которую я попала в ее последние минуты, батюшка обратился к присутствующим с просьбой: «В воскресную школу нужен преподаватель. Нет ли таких среди вас? Или тех, кто может работать с детьми?»

Я дождалась выхода батюшки, отца Василия. Сказала ему, что я учитель. Никакого опыта работы в Воскресной школе у меня нет, ничего я не знаю и ничему научить не могу, т.к. я светский педагог, в храме бываю крайне редко. И на службу я именно попала, а не пришла, по неизвестной мне случайности. На этом я решила попрощаться, посчитав, что мое честное признание освобождает меня от угрызения совести, т.к. приглашались учителя, и я не могла просто так уйти.

Радостное, приветливое лицо отца Василия меня обезоружило. Он сказал мне, что сам ничего не знает и предложил обучаться вместе. Это признание меня привело меня в смятение. На тот момент я стала единственным педагогом Воскресной школы с шестью учениками. Одним из них была нынешний директор Воскресной школы и Православной гимназии — Ольга Владимировна Богдан. Это было в ноябре, а уже 7 января наша, тогда малочисленная Воскресная школа, давала свой рождественский концерт для прихожан.

Беседовала Лилия ТКАЧЕНКО

"Вестник Новосибирской Митрополии" № 2 (108), февраль 2013 г.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 5062


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  


Архив епархиальных новостей

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930