Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 16.07.2014 в рубрике  Живоносный Источник » Публикации ЖИ
 

Во Христе наше восхождение

Беседа с протоиереем геннадием ФАСТОМ

Протоиерей Геннадий Фаст — настоятель храма св. равноапостольных Константина и Елены города Абакана. О. Геннадий — наш земляк, родился в селе Чумаково Новосибирской области. Его родители, Генрих и Елена, были протестантами и сына тоже воспитывали в христианской вере. О том, как он пришел в Православие, о своем духовном пути и служении о. Геннадий рассказывает в этой беседе.

 

—        Отец Геннадий, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Откуда Вы родом?

—        Отец мой был осужден по 58 статье как «враг народа» в общей сложности на 18 лет тюрем, лагерей и ссылок. Мама приехала к нему в Сибирь. Здесь я «в вечной ссылке» и родился, поэтому первые два года жизни считался не сыном ссыльного, а ссыльным. Был такой момент, когда сосланным объявили, что ссылка вечная: то есть дети, внуки, все потомка, которые будут дальше нарождаться, поражены в правах и обязаны жить в этом месте. Но «вечность» достаточно быстро кончилась. Тиран умер... Отец был реабилитирован, и мои родители переехали в Казахстан.

Я вырос в центральном Казахстане, в городе Караганде. Воспитывался в среде немецких общин. В Томске, где я завершал обучение после изгнания из Карагандинского университета, принял православное крещение. С тех пор я — православный христианин. А вскоре стал и священником.

—        Расскажите, как Вы пришли к вере? Почему решили приять Православие?

—        Воспитывался я в религиозной семье, в хрущевские годы учился в домашней воскресной школе. К пятнадцати годам прочитал всю Библию. Первое мое сознательное обращение к Богу тоже произошло в десять лет: тогда я впервые осознанно покаялся. А в пятнадцать я уже окончательно утвердился в вере. И из Карагандинского университета был исключен за религиозные взгляды. Поехал в Томск продолжать учебу и работать, но и там был исключен. Так что веру в Бога я обрел раньше, чем стал православным. А полноту Истины Православия я для себя открыл благодаря встречам с разными людьми. Есть такой раб Божий Игнатий Лапкин, который и сейчас ещё жив, проживает в Алтайском крае. Он, основываясь на Библии, показал мне подлинность православной веры. Потом я встретил своего духовного отца — протоиерея Александра Пивоварова. Он и совершил мое крещение. Еще важно то, что после четвертого курса у меня буквально на один месяц появился доступ к дореволюционной библиотеке. Это была замечательная возможность читать святых отцов: Тертуллиана, св. Иоанна Златоуста, св. Киприана Карфагенского. Это чтение, конечно, тоже меня потрясло. На пятом курсе я уже понимал, что без благодатных Таинств, которые есть только в истинной Церкви, спастись невозможно. И я принял Православие.

—        Что послужило толчком к решению о принятии священного сана?

—        Желание служить Богу и проповедовать у меня появилось в 10 лет. А после 9-го класса я работал на шахте, и мне было доверено охранять склад, где были станки и инструменты. И вот на этом складе я закрывался и произносил проповеди. Первыми слушателями были станки. Когда мне впервые предложили произнести проповедь (кстати, для молодежи), то она у меня уже была готова. Потом я хотел стать физиком-исследователем. Я очень любил свою науку и сейчас ее люблю. Но после третьего курса пришло понимание, что наука, конечно, прекрасна, она всегда будет в моей жизни, но я буду служить Богу. Хотя я еще не знал как. Когда уже в Томске меня во второй раз отчислили из университета, я понял, что пора осуществить свое намерение. Это было настоящее горение, внутренний зов. Противиться этому было невозможно, да я и не хотел.

—        Что важнее для священника: быть хорошим духовником или администратором?

—        Главное — служение Богу, а дары у всех различны. Апостол Павел в послании к Коринфянам описывает девять духовных дарований. Дары и призвания могут быть разными. Есть дар администрирования, но есть люди, начисто его лишенные. Есть дар слова, дар молитвы, дар душепопечительства и так далее. В какой-то мере любому священнику приходится делать все, так как невозможно делать что-то одно, разве что в пожилом возрасте — иногда престарелых батюшек освобождают от всего и позволяют реализовываться в чем-то одном. Но так бывает очень редко. Так что делать придется все. Но все-таки надо знать, в чем твое призвание, чтобы на нем больше сосредоточиваться. Иначе можно разбросаться на многое и не сделать ничего.

—        Какими принципами жизни должна руководствоваться молодежь? Что должно быть на первом месте, а что второстепенно?

—        Главное — это любовь ко Христу. Христоцентричность. К сожалению, она не часто встречается. Когда мы одно со Христом, то дальше нас сам Господь направит и устроит так, как нужно. А то мы часто говорим о Православии, о Церкви, но очень редко — о Христе. Он как будто какое-то приложение. А Христос — главное. И Церковь — это Тело Христово. Православие — это исповедание Христа. И во Христе наше восхождение. Это должно быть главное, а все остальное приобретается во Христе.

—        Как не потерять Христа?

—        Где сокровище ваше, там и сердце ваше. Все хорошо: и лампады, и свечки, и колокола, и кресты, и диссертации, если во Христе. Если не во Христе — всё пустое.

—        В чем, по Вашему мнению, суть молодежного служения?

—        В молодежном служении очень важно общение. Это пожилые люди часто даже любят одиночество. Семейные живут своей семьей, работают, и им просто некогда. А молодые люди обязательно должны общаться. Когда они приходят в храм, то испытывают самые прекрасные духовные чувства. Но если нет молодежного общения, то мы молодежь теряем.

С детьми мы более или менее научились работать, практически на всех приходах детей много. Но надо честно признаться, что молодежь — наше слабое место, самый большой пробел. Молодые не смогут полноценно раскрываться в вере, если у них не будет общения с ровесниками. Поэтому необходимы молодежные кружки, а уж они бывают самыми разными. Это может быть и библейский кружок, и прыгание с парашютом, и социальное служение: все, что угодно. Когда люди общаются во Христе с подобными себе, это помогает им не растеряться, окрепнуть в вере, а дальше это молодежное общение становится определенной базой для создания семей. Это тоже очень важный аспект. Конечно, молодежь не может не миссионерствовать. Формы миссии могут быть разными в зависимости от региона, от лидера и духовника. Вариантов много, но такое направление тоже обязательно должно быть.

—        А в Вашей молодости был кружок?

—        Был.

—        Расскажите о нем.

—        Во-первых, я в этом вырос. В немецких протестантских общинах молодежи было очень много. Речь идет о 1960-70-х годах. Когда нас набралось сто человек, мы разделились на две части, потому что нам нигде не хватало места, а из помещений у нас были только частные дома, где мы жили. Других возможностей у нас не было. Мы собирались каждое воскресенье. Молились, читали Библию, разговаривали. Летом выезжали на природу. Впоследствии почти все переженились. Практически все создали христианские семьи.

В Ачинске, когда я уже был православным и служил пономарем, мы создали молодежную группу и встречались почти каждый день. У нас был духовник, отец Александр Пивоваров. Мы изучали Библию, Священное Писание. У нас были разные послушания: мы пели на клиросе, понома- рили, прислуживали в алтаре. Все это тоже очень важно.

Успенский собор Енисейска, в котором 27 лет протоиерей Геннадий Фаст был настоятелем

Важно, чтобы молодежная среда помогала воцерковлению в узком смысле этого слова, чтобы она приводила в храм. И здесь все имеет значение: и клирос, и алтарь, и общинная приходская жизнь.

—        Как Вы относитесь к опосредованным формам миссионерства, без прямой проповеди и упоминания о Православии?

—        У меня нет такого опыта, потому что в советское время этого не было. Сейчас такие формы появились, и я думаю, что они имеют право быть. Создается футбольный клуб, клуб единоборств или ещё чего-то. Тренер или другой человек в такой группе оказывается православным христианином и потихоньку заинтересовывает остальных в вере и церковной жизни. Это хорошо, это имеет право считаться своеобразным миссионерством, потому, что многие молодые люди в кружок по изучению Библии не пойдут. Зато пойдут в футбольный клуб. Тренера ребята готовы слушать, о чем бы он ни говорил, особенно, если он сам показал классную игру. И все, что он скажет, покажется им правильным. Если он скажет о Христе, о вере, значит, и Христос, и вера — это хорошо, это важно. Я знаю одного батюшку, у него два старых автомобиля, грузовой и легковой. Он приглашал мальчишек, открывал капот и. пусть делают все, что хотят. Сам он отлично разбирался в автомобилях. И вот, позанимался он с ними машинами, например, час. После этого все, что он скажет, для них — истина. Потом он проводил с ними занятия уже по Закону Божию. Другое дело, если прийти и сказать: «Ребята, сегодня у нас параграф третий по Серафиму Слободскому». «Ботаников»-то мало.

—        Какими принципами, на Ваш взгляд, надо руководствоваться в практике оглашений? На что делать акцент? В большинстве епархий проводится небольшое количество бесед, одна-две.

—        Здесь важно, чтобы сам настоятель этим горел, чтобы искренне хотел добиться результата, понимал важность этого. А то бывает так: пришла инструкция, что надо оглашать, и настоятель инструкцию выполнил, свалив это на молодого, неопытного сотрудника. Тогда будет получаться плохо. Нужно относиться к оглашениям серьезно.

Это не значит, что священник должен заниматься этим один. Наоборот, хорошо бы привлекать к этому прихожан, чтобы помогали и миряне, пусть молодые, но уже получившие какую-то подготовку. Это полезно, чтобы те, кто готовится к крещению, видели не только батюшку. Конечно, слово пастыря должно звучать обязательно, но и слово простых верующих тоже. Ведь те, кто готовится креститься, сами в большинстве своем пастырями не будут. И они должны видеть тех, кем им предстоит стать, понимать, к чему их, собственно, зовут. И тут активные верующие люди как нельзя кстати. А с содержанием бесед уже сам священник определится. Или он дает конкретные темы, которые будет излагать катехизатор, или это будут экскурсии по храму. Может быть, подойдет показ хороших просветительских фильмов с обсуждением. Подобное можно поручить и мирянам. Молодежь такую работу порой даже лучше делает.

—        Какие Вы видите препятствия для развития практики оглашений и катехизации?

—        Главное препятствие — это непонимание, зачем вся эта катехизация нужна, нежелание ею заниматься. И это как со стороны духовенства, так и со стороны прихожан. Ведь многие своих детей, родственников не ко Христу ведут, а просто креститься. Им хочется быстро прийти, покрестить ребенка и уйти, а тут, оказывается, еще что-то затеяли...

—        Как можно это преодолеть?

—        Апостолы сказали: «Нам надо пребывать в слове и молитве». В этом и есть служение священника. Но бывает, что священник — настоятель нескольких храмов в разных деревнях. Утром он крестит, а вечером ему уже служить совсем в другом месте. Детки на крещении плачут, шумят. Конечно, кажется: быстрее бы окрестить, какое там оглашение! В такой ситуации все более актуальным становится привлечение к служению мирян. Поэтому очень важно, чтобы кто-то еще кроме священника приезжал туда и вел подготовку, а батюшка мог бы приехать и крестить уже подготовленных людей. Думаю, и при семинариях, и при богословских институтах, и на специальных курсах должно идти обучение катехизаторов, чтобы этим могли заниматься достаточно подготовленные люди. Миссия мирян необходима. Мария Магдалина тоже оглашала, хотя не крестила. Просто приходила в деревню и говорила: «Я видела Господа». У нас же много женщин и девушек, которые имеют желание и возможность активно подключиться к катехизации.

—        В чем еще должна проявляться активность мирян?

—        Активность мирян должна проявляться во всем, начиная с Евхаристии. Они должны не просто присутствовать, а совершать Евхаристию. Ведь совершает ее Церковь, священник только лишь предстоит. Все прихожане должны участвовать и говорить свое «Аминь», петь антифоны, читать. Об этом очень хорошо сказано у протопресвитера Николая Афанасьева, у него даже есть книжка об апостолате мирян. В Церкви нет ничего, в чем не должно быть участия мирян. По-хорошему, и петь тоже должен весь приход. Это не исключает профессиональные хоры, которые создают красоту. Но петь, читать, говорить «Аминь» на молитвы священника должны все. А то мы все свели к «Верую» и «Отче наш»! И причащаться тоже нужно всегда. Не должно быть на службе непричащающихся. Только те, на ком епитимья, либо вообще некрещеные и оглашенные. Все верные должны причащаться. Вся Церковь — единое Тело. Во всем: и в строительстве храма участвуют миряне, и в приходских делах, в распространении икон, свечек и так далее.

—        Сейчас в рамках Межсоборного присутствия поднимается вопрос о «границах приходов». Как человеку ощутить себя частью прихода?

—        До революции у каждого прихода был списочный состав. Сейчас формального членства нет. Но можно считать человека прихожанином такого-то храма, если он там как минимум регулярно исповедуется и причащается и каждое воскресенье посещает богослужения.

—        Спаси Господи за беседу.

—        Благослови всех Господь, помощи Божьей!

Храм св. равноапостольных Константина и Елены города Абакана

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1901

Ключевые слова: Живоносный Источник №1 (8) 2014

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


22 февраля
22 февраля состоится открытие выставки «История русской святости»...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Январь 2023 (65)
Декабрь 2022 (83)
Ноябрь 2022 (80)
Октябрь 2022 (74)
Сентябрь 2022 (75)
Август 2022 (43)

«    Январь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031