Публикации журнала "Живоносный Источник"

Опубликовано 14.03.2022 в рубрике  Живоносный Источник » Публикации ЖИ
 

Игорь БЕНЕВАЛЕНСКИЙ. Встреча с Архипастырем Черногории. Памяти митрополита Амфилохия (Радовича)

15 сентября 2008 года Игорь и Лариса Беневаленские удостоились быть на приеме у тогда здравствующего митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича).  
С декабря 1991 года он занимал пост митрополита Черногорско-Приморского, Зетско-Бердского и Скендерийского и экзарха Печского престола. Многие в Черногории считали, что вскоре должен был занять пост Сербского патриарха. С ноября 2007 года патриарх Павел (Стойчевич) находился на стационарном лечении, открывшийся 15 мая 2008 года в Белграде Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил временно передать функции предстоятеля Священному Синоду во главе с митрополитом Амфилохием. В день кончины патриарха Павла, 15 ноября 2009 года, на экстренном заседании Священного Синода избран местоблюстителем Сербского патриаршего престола, и оставался им до избрания патриархом Сербским епископа Нишского Иринея (Гавриловича).

Первоначально на встречу предполагалось отвести не более получаса, но в действительности наша встреча продлилась минут 50, а то и весь час. По итогам, митрополит сказал, что ему было очень приятно с нами познакомиться и побеседовать и что при возможности он будет готов встретиться со мной и Лорой еще раз, и даже приехать к нам в гости. Встречу нам организовал Сречко Рашович, племянник владыки, которого все у митрополита тепло приветствовали и обнимали. Так что на встрече нас было четверо: сам митрополит, Сречко, Лора и я.

При встрече мы взяли благословение владыки и обращались к нему – Ваше Высокопреосвященство. Старец был тогда вполне крепок, достаточно высок ростом, на вид 60-65 лет, по-русски говорил свободно, по крайней мере, выговорить «непротивление злу насилием» смог легко. Как говорят, владел семью языками, состоял членом Союза писателей Сербии и Черногории.

Я сразу передал митрополиту в дар две книги из серии «Букварь школьника. Начала познания вещей Божественных и человеческих», изданных по благословению старца архимандрита Наума (Байбородина; 1927-2017), составлены они по принципу – духовная библиотека в одном томе. В этих объемных изданиях, в каждом более 1200 страниц, рассматриваются практически все насущные для православия темы: и литургика, и догматическое богословие, и церковно-славянский язык, и сравнительное сектоведение, и православный анализ истории философской мысли, и многое другое. Их я получил для передачи в детском приюте при мужском Михаило-Архангельском монастыре села Козиха Новосибирской области насельником монастыря иеромонахом Серафимом (Остроумовым) – настоятелем этого приюта. Митрополиту, по первому впечатлению, книги понравились, он даже сказал, что их хорошо бы перевести на сербский язык, а поскольку я привез в Черногорию еще один комплект таких книг, митрополит поручил передать их в местную библиотеку при семинарии.

Кроме того, в начале встречи я рассказал ему о том, что у нас с Лорой есть духовник – игумен Артемий (Снигур), который служит настоятелем мужского Михаило-Архангельского монастыря в Козихе. Когда год назад он сдавал очередные экзамены в Духовной академии, то в качестве одного из вопросов на экзамене отвечал о теократии в Черногории в XVIII веке. Это говорит о том, что об истории Церкви в Черногории у нас знают, и эти вопросы священники изучают. Ныне Артемий (Снигур) является митрополитом Хабаровским и Приамурским, главой Приамурской митрополии, членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Нами к встрече было приготовлено несколько вопросов, из которых я успел задать два. Первый из них звучал так – «Как я считаю, главная беда сегодня в мире – потеря людьми нравственных ориентиров, следствием чего в разных областях являются коррупция власти, нетерпение и нетерпимость во взаимоотношениях людей, разрушение природы и бытовой вандализм. Что, по мнению митрополита, должны сегодня делать рядовые люди, подобные нам с Лорой, чтобы противостоять этой беде? При возвращении А.И. Солженицина в Россию у нас была издана его статья «Жить не по лжи». Я разделяю главную мысль этой статьи, но в ней говорится о том, как не нужно жить, хотя, конечно, и это уже есть деяние. Но можем ли мы сделать что-либо большее, чем только «жить не по лжи»?

Митрополит рассказал, что дважды встречался с Александром Солженициным, первый раз в Париже в 1974 году, сразу после высылки Солженицина из России, второй раз – в 2006 году дома у Солженицина, когда вручал ему высшую церковную награду Черногории.

Первый ответ Амфилохия собственно на наш вопрос прозвучал вполне ожидаемо нами – читать Евангелие. Такой путь, как мы понимаем, подразумевает большую самостоятельную душевную и умственную работу. Но мы часто ищем более прямых указаний и более простых ответов.

Митрополит продолжил свой ответ. Достоевский говорил, что мир спасет красота. Конечно, красота здесь должна пониматься гораздо шире, чем просто внешняя красота вещей и даже природы, тем более не просто красота какой-либо картины, но также красота внутренняя, и поступков и мыслей и отношений между людьми.

Но, на взгляд митрополита, дальше Достоевского пошел Андрей Тарковский, который считал, что мир спасут красота и стыд. Иметь стыд за свои поступки, и даже мысли – очень важная составляющая жизни человека. Как мы поняли, Амфилохий разделяет эту точку зрения.

Прежде чем поставить второй вопрос (даже несколько вопросов) на одну и ту же тему, я рассказал короткую историю, которая приключилась с нашей дочерью около месяца назад. На улице был сильный дождь, и чтобы спрятаться от него, дочь вместе со своим грудным сыном и ее мужем зашли в здание в центре города, где располагались офисы и магазины. Муж пошел в магазин что-то покупать, а дочь с сыном осталась ждать его у входа. Через некоторое время малой заплакал, и чтобы его успокоить дочь дала ему грудь. Села она так, чтобы ее особо никто не видел и чтобы никому не мешать. Через короткое время пришел администратор здания, начал на нее кричать и грубо ругаться и выгонять на улицу под проливной дождь, говоря, что здесь не комната матери и ребенка. Все это он делал на глазах охранников здания, подавая им пример того, как нужно себя вести по отношению к непрошеным гостям. Никаких объяснений со стороны дочери администратор слушать не хотел и только продолжал ругаться.

Вскоре подошел муж нашей дочери и в кабинете у администратора стал объяснять тому, что он не прав и что ему нужно извиниться перед дочерью. Администратор через некоторое время признал свою неправоту, но идти извиняться перед дочерью отказался.

Я сказал митрополиту, что, возможно, если бы администратор твердо отказался идти извиняться перед дочерью, я бы ударил его, чтобы он этот случай запомнил, так как считаю, что зло должно быть наказано. Сречко тут же вмешался и сказал, что обязательно бы ударил администратора в такой ситуации, и что я думаю и чувствую себя как настоящий черногорец. Во взгляде Амфилохия во время моего рассказа мелькнул намек на одобрение моих мыслей.

Теперь мои вопросы. Имеет ли право отдельный человек наказывать зло? Я раньше слышал мысль, что месть – это продолжение жизни зла, которая мне кажется близкой. Где грань между наказанием и местью? Можно сформулировать и другие вопросы на эту тему, которые я задавать не стал, в том числе из-за того, чтобы не ставить в неудобное положение митрополита, так как время, которое он мог выделить нам, было ограничено, а ответ на эти вопросы мог требовать от него гораздо большего времени. Например, правильно ли наказывать другого человека подобным образом, например, ударив его или хотя бы отругав его? Как вообще по-христиански правильнее всего было повести себя в такой ситуации?

Отвечая на поставленный нами вопрос, прежде всего Амфилохий отметил, что вопрос о грани между наказанием и местью представляется ему одним из самых важных и сложных. Затем митрополит коротко рассказал о том, как формировались и развивались его взгляды на эту проблему.

В молодости он долгое время разделял позицию Льва Толстого о «непротивлении злу насилием». Но однажды вечером, когда он был в своей комнате на одном из высоких этажей здания, увидел, как внизу на улице двое бьют одного и уже сломили его сопротивление, повалили его на землю и душат его ногой в горло. Тот из последних сил отбивается и кричит: «Я не делал этого!» А один из победителей продолжает давить ему на горло ногой и кричать в ответ: «Я все равно добью тебя».

Амфилохий высунулся из окна и начал останавливать нападавших, чтобы они немедленно отпустили того, кто уже задыхался. Митрополит сказал нам: «Я понял, что, если бы у меня в ту минуту было ружье, я не задумываясь выстрелил бы в душителя».

С того момента Амфилохий перестал разделять позицию Толстого и добавил, в разговоре с нами, что Иоанн Кронштадтский одним из первых понял ошибочность взглядов Льва Толстого и осудил его, с чем митрополит вполне согласен.

Уже в более зрелом возрасте митрополит прочел роман Александра Солженицина «В августе 1914». В этом романе два героя беседуют друг с другом, причем один из них стоит на позиции Льва Толстого о «непротивлении злу насилием», а второй отвечает ему и говорит: «Если я увижу, что кто-то хочет сломать хребет Матушке-России, то лучше я отвечу перед Богом сам, но прежде я сломаю хребет тому, кто на Россию нападет».

Как мы поняли, ответ второго участника беседы достаточно близок к взглядам самого митрополита. В завершение своего ответа, митрополит рассказал нам притчу.

К старцу пришел человек за советом. – Один человек, – говорит он, обидел и ударил меня, что мне делать?

– Ты же читал Евангелие, – отвечает ему старец, – подставь вторую щеку.

– Нет, я не могу, он же обидел меня и мне опять будет больно.

– Тогда ответь ему тем же, что он.

– Этого я тоже не могу сделать, я считаю, что бить других людей нельзя.

Тогда старец обращается к своим помощникам – идите, накормите его и уложите спать, больше он все равно ничего не может.

Как мы поняли ответ митрополита, и первый путь и второй – это пути деяний. Как мы понимаем, первый путь – для сильных, второй – для более слабых. Но и первый и второй пути – для тех, кто хоть что-то, но готов делать в жизни. Если ты к деяниям не готов, тебе остается только есть и спать.

Мы с супругой так поняли смысл первого пути – подставить щеку, и мы считаем, что в таких действиях вообще есть смысл. Подставить щеку в ответ на обиду или нападение – значит дать понять обидчику, что ты не будешь отвечать ему тем же действием, которое совершил он, что ты считаешь, что есть и другой путь общения между людьми, кроме взаимной агрессии. Если обидчик сможет, то он осознает ошибочность своих агрессивных действий и постарается в дальнейшем исправиться. Но думать, что напавший сразу осознает свою неправоту и исправится, или что он вообще когда-либо осознает свою правоту, ошибочно. Возможно, в этой жизни он никогда измениться не сможет вообще. Но тот, кто не отвечает собственной агрессией на агрессию другого человека, дает последнему шанс к исправлению.

Подставить вторую щеку – действительно путь для более сильных. Тот, кто совершает такое действие, рискует подвергнуться непониманию, насмешкам и все более нарастающей агрессии со стороны окружающих людей. Это путь самопожертвования и, скорее всего, к нему готовы очень немногие.

Владыка Амфилохий был большим патриотом сербского единства и не признавал отдельной нации «черногорцев», навязываемой властями. В 2019 году, когда правительство Джукановича протолкнуло закон об изъятии имущества Сербской Православной Церкви в пользу государства Черногории, он сам возглавил оборону. И сотни тысяч верующих по Черногории на крёстных ходах «не отдадим святыни» – его заслуга.

30 октября 2020 года на 83-м году земной жизни духовный отец нескольких сотен тысяч православных черногорцев, подлинный христианский подвижник, большой друг русского народа митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) отошёл ко Господу от вызванных коронавирусом осложнений.

1 ноября десятки тысяч черногорцев проводили в последний путь митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича), патриарх Сербский Ириней возглавил заупокойную литургию и совершил отпевание.

По желанию митрополита погребён он был в крипте Воскресенского храма в Подгорице, построенного в период двадцатилетия, в течение которого архиерей возглавлял Черногорско-Приморскую митрополию.

«Живоносный Источник» №3 (18) за 2021 г.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Игорь БЕНЕВАЛЕНСКИЙ. Встреча с Архипастырем Черногории. Памяти митрополита Амфилохия (Радовича) Игорь БЕНЕВАЛЕНСКИЙ. Встреча с Архипастырем Черногории. Памяти митрополита Амфилохия (Радовича) Игорь БЕНЕВАЛЕНСКИЙ. Встреча с Архипастырем Черногории. Памяти митрополита Амфилохия (Радовича) Игорь БЕНЕВАЛЕНСКИЙ. Встреча с Архипастырем Черногории. Памяти митрополита Амфилохия (Радовича)
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 438

Ключевые слова: Живоносный Источник № 3 (18) 2021

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Март 2024 (23)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)
Октябрь 2023 (56)

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031