Опубликовано 11.02.2018 в рубрике  Интернет-журнал
 

Виктор Власов. Сила народа в родных православных традициях


Комментарии излишни – понятно из названия?
 

Но почему некоторые люди так запросто выменивают отечественное на иностранное? Не ценят родных исполнителей и ценности, привитые веками? Искушаясь на новое и вроде бы экзотическое, мы порой забываем своё. Покидая страну, мы наверняка лишь вспоминаем о праздниках и забавах, которые были с нами на протяжении времени. Мучает ностальгия и плывут перед глазами воспоминания, но мы не возвращаемся… А ведь сила народа – в традициях, в корнях.

Владелец «Литературной газеты» Юрий Поляков, известный русский писатель, общественный деятель и журналист, часто выпускает на страницах своего проекта стихи эмигрантов, в них они ностальгируют и плачут. По-моему, это делается не ради забавы, а чтобы потенциальный не патриот знал, какие его будут преследовать чувства. Разве лучше живётся в Израиле или в США, где своя культура и традиции. Русские классики, кстати, гордились своим происхождением, о чём неоднократно упоминали в прозе и в поэзии.

Давайте послушаем человека, неравнодушного к родному фольклору и этносу. Поговорим с патриотом не по должности, а по призванию. Сегодня со мной и с нами – Елена Михайловна Чешегорова, фольклорист-этнограф, этнопедагог, руководитель проекта «Православный военно-патриотический лагерь «Богатырская застава». Этот замечательный человек даёт настоящую отповедь, с чувством и расстановкой. Кто она? Специалист по работе с молодёжью БУ ОО «Центр патриотического воспитания молодёжи», референт Отдела по работе с молодёжью Омской Епархии Русской Православной Церкви.

Чем занимается? С 1988 года – участвует, а затем организует и проводит фольклорно-этнографические экспедиции по Омской области и другим регионам России. С 1994 года – руководит детскими и молодёжными студиями, и ансамблями по изучению и сохранению народных певческих, танцевальных, инструментальных и ремесленных традиций. С 2008 года – руководитель проекта «Православный военно-патриотический лагерь «Богатырская застава».

Виктор Власов:

– Елена Михайловна, расскажите о том, что повлияло на вашу деятельность?

Елена Чешегорова:

– Ещё в школьные годы меня буквально «разрывала» тяга и любовь к знаниям, а также к искусствам. Было очень трудно выбрать «генеральное» направление, по которому начать строить жизнь. Хотелось успеть везде: от высшей математики до театра… Закончив школу, всё же определилась, что пойду в журналистику: меня очень воодушевил факт, что напечатанные в районной малотиражке «Сибирский труженик» мои скромные статьи что-то начинали резко менять в окружающей жизни. Поступив в ОмГУ на филологический факультет, где к тому времени появилось отделение журналистики, я почти сразу познакомилась с девушками из фольклорного ансамбля университета и получила приглашение влиться в коллектив, что с удовольствием и сделала. Руководитель ансамбля – Денисова Татьяна Леонидовна – немало сделала для многих молодых людей и детей Омска, чтобы приблизить их к настоящей музыке. Повезло и мне: с раннего детства певшая, как дышавшая, я искала в мире «своей» музыки… И ею оказалась именно музыка народная. Не та, что звучит с эстрады и может у человека с развитым музыкальным вкусом вызвать только морщение носа, и тем более не попытки имитации этого в слабеньких или сильных самодеятельных коллективах «народной песни»… А та, что являет собой настоящую стихию и богата настолько, что просто прикоснуться к ней – не хватит всей жизни. Не однажды профессиональные музыканты, взятые мной в экспедицию, ахали во время звучания этой музыки и признавались, что им для того, чтобы повторить только музыкальную ткань этих песен, потребуется много времени для разучивания, а в некоторых случаях говорилось даже, что без расшифрованной партитуры такое петь просто невозможно. А народные исполнители пели песни своих родителей, не только не зная нот, но и вовсе не имея никакого сводного руководства. Петь так могут далеко не все профессиональные хоры и ансамбли. А уж того, что нынче называют «драйвом», в этой музыке столько, что самым «заводным» музыкальным коллективам не приснится.

Виктор Власов:

– Когда попали на первый фестиваль и поняли, что изучение народных праздников и народного мировоззрения – ваше?

Елена Чешегорова:

– В 1993 году я впервые попала на фестиваль, который объединял подобные нашему коллективы. Происходило это в городе Новосибирске, и там я поняла, что нашла не только увлечение, но и свою жизнь: оказалось, фольклорное движение в России на тот момент уже вышло на уровень, когда в нём есть не только стихийные попытки изображать фольклор и пытаться подражать народным исполнителям, но и многое другое:

– Изучение не только певческой или танцевальной традиции, но и попытки вернуть в мир чудесные народные ремёсла: от золотного шитья и росписи по дереву до керамики и кузнечного мастерства;

– Изучение народных праздников, народной педагогики, народного мировоззрения вообще;

– Формирование методологий в области этнопедагогики, обучения всему тому, чем щедро одаривали нас в экспедициях носители народной культуры;

– Становление изучения, реконструкции и возвращения в мир мужской боевой культуры и многое, многое другое.

После фестиваля я поняла, что мои многочисленные интересы к миру могут быть удовлетворены только в подобном движении. Встала вполне очевидная задача: необходимо было сложить среду, где все собираемые знания, умения и навыки смогут быть переданы следующим поколениям.

Виктор Власов:

– Зачем это нужно, Елена Михайловна? Некоторым ведь всё равно.

Елена Чешегорова:

– Потому что явно стало понятно, что более 70 лет у нашего народа убивали и подавляли уникальную и богатейшую культуру, оторвав её от людей и загнав в тесную резервацию немногих семей, которые в стране с весьма жёсткой идеологией сохраняли свои религиозные убеждения и культурные традиции. Увы, отрыв культуры от народа и превращение её в некий род профессиональной деятельности, привёл к тому, что народ успел поверить, что петь и танцевать должны певцы и танцоры, а их удел работать в той области производства, которую они выбрали… Дети, оторванные садиками и школами от родителей, фактически на всё время, уже не пели на праздниках застольные песни. Они шли на концерты в ДК или включали телевизор, чтобы «приобщиться» к культуре.

Понятно было одно: если бы культура была чем-то необязательным для человечества, она не возникла бы у всех народов на планете! Искусство – только побочный эффект культуры, если можно так выразиться. Все формы искусства – прежде всего терапевтические инструменты культуры, необходимые для выживания человека в мире. И именно поэтому жизнь нашей семьи и многих участников наших проектов посвящена сегодня тому, чтобы вернуть в современный мир уникальные вещи, которые чудом удалось в последний момент спасти для будущего. Не для того, чтобы превратить их в некий музей истории, а для нашей нынешней и будущей жизни.

Виктор Власов:

– Как люди должны осознать себя в родной культуре и поверить в неё?

Елена Чешегорова:

– Чтобы определиться до конца, расскажу небольшую иллюстрацию из жизни, когда я сама осознала, чем же всё-таки мы занимаемся. Мы проводили онлайн-конференцию по одной из наших тем, и человек из Питера задал вопрос: зачем оборачиваться в прошлое, когда надо жить будущим? И тогда ответ буквально выплеснулся: мы смотрим не в прошлое. Мы смотрим в вечность, как бы громко это ни звучало. Именно в дошедшей до нас народной культуре, и прежде всего в крестьянской, скрыта мудрость и вечность. Сиюминутные модные формы, сменяющиеся сегодня в культуре массовой, похожи на пузыри на воде. Они лопаются, почти не оставляя следа. И мало кому приносят гармонию и душевное здоровье. Иногда они окрашены талантом своих создателей, и тогда похожи на мыльные пузыри: радуют пару секунд, но тоже исчезают.

Виктор Власов:

– Я тоже вам скажу, что воспитан и воспитываюсь почему-то голливудскими новинками и слушаю модную западную и восточную музыку, кстати. Это вам по секрету говорю. Но хочется принадлежать к родному больше, как мои родители, например. Я стараюсь смотреть и наслаждаться отечественным, в этом помогает Православие.

Елена Чешегорова:

– Вы спросите: почему же «устаревший» фольклор не таков? Потому что в нём есть, помимо проверки на качество веками, мировоззренческая константа, поколебать которую невозможно. Это Православие, которое за тысячу с лишним лет пропитало и настояло жизнь русского народа. Для меня знакомство с Православием происходило долгой дорогой. В семье у нас не было верующих, даже переехавшая к нам бабушка к вопросу о существовании Бога относилась несколько равнодушно, хотя её родные, по её же словам, были весьма религиозны. В школе я была активным октябрёнком, пионеркой и комсомолкой, – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поступив в университет, практически «поселилась» в Пушкинской библиотеке, и однажды, сдавая вечером книги, узрела в руках стоявшего впереди человека удивительную книгу: огромную, в кожаном переплёте и с узорчатыми уголками из потемневшего металла. Увидев мой зачарованный взгляд, человек сразу опознал во мне библиофила и шёпотом сказал: «Списывайте быстрее номер, это из рабочего каталога, в общем её нет!». Я списала и назавтра же начала читать… Евангелие! На первых порах было нелегко: текст шёл на церковно-славянском. Но к концу текста я не только понимала всё, что читаю (или думала, что понимаю), но и сформировала своё мнение о книге и её содержании. Я твёрдо решила, что даже в случае того, что это всё, как говорится в антирелигиозных книгах, только сказка – лучше моя жизнь будет равняться по этой сказке, чем по той лжи или цинизму, которые открылись мне к тому моменту в марксистско-ленинской идеологии…

До воцерковления было ещё очень далеко, но тот момент в моей жизни стал определяющим для мировоззрения.

Виктор Власов:

– Как народный фольклор связан с Православием?

Елена Чешегорова:

– Стоит сказать о том, когда я начала ездить в фольклорные экспедиции и записывать в них разные материалы, я узнала, что Православие и в детстве было от меня через дорогу: там жила замечательная бабушка Мазовец Александра Захаровна, которой я иногда помогала по-соседски… Именно от неё мне удалось записать потом самое большое количество духовных стихов в нашей области.

До сих пор, когда мы объявляем во время постов наши концерты, посвящённые в эти периоды именно духовным стихам, люди не понимают, о чём речь. Они ждут, что соберутся поэты и будут читать стихи на духовную тему. Этих людей нельзя винить: жанр духовных песен, называемых нередко в народе стихами или псалмами, настолько сурово преследовался советской властью, что даже в начале 2000-х годов бабушки ещё побаивались нам их петь в экспедициях. Я и сама впервые услышала эти песни в исполнении московского ансамбля духовной музыки под управлением Андрея Котова «Сирин». Музыкальная, поэтическая и философская красота этих стихов оказалась такова, что буквально толкала на изучение, сбор и, конечно же, собственное исполнение этих удивительных произведений. Сегодня духовные стихи являются значимой и значительной частью репертуара нашего фольклорного ансамбля «Сретение», где мы с любителями народной песенной культуры изучаем фольклор. Нас с удовольствием приглашают попеть их многие православные приходы нашего города и области, порой мы даже не успеваем попасть ко всем желающим с концертами.

Виктор Власов:

– Вы организовываете концерты?

Елена Чешегорова:

– Концерты – не основа деятельности нашего творческого коллектива. Безусловно, в коллективе у нас много молодёжи и ей нужно давать возможность самовыражения через концертную деятельность. Нельзя недооценивать и просветительскую ценность подобных концертов, особенно всё для той же молодёжи, которая тянется к культурным традициям, а им вместо этого нередко подсовывают сектантские бредни неоязычников, «расплодившихся» повсеместно у нас в стране. Особенно активно их деятельность развернулась на просторах социальных сетей, и это просто бич современности. Поэтому нельзя снижать активность просветительской работы коллективов, подобных нашему. Разумная альтернатива всегда должна присутствовать в информационном пространстве, чтобы думающим людям можно было опереться на подлинные вещи…

Виктор Власов:

– Как знакомите народ с его традициями?

Елена Чешегорова:

– С 1994 года мы в Омске стали создавать ту самую среду, куда молодые люди могут прийти для знакомства с народными традициями и друг с другом. Основой для этого стали наши экспедиционные материалы по игровым вечёрочным песням и бытовым танцам русских, белорусских и украинских поселенцев Сибири. Всё это настолько увлекло молодёжь, что клуб «Вечёрка», начав формироваться ещё в Омском краеведческом музее, затем в ДИ «Современник», при формировании в Омске Сибирского культурного центра получил свой постоянный уютный дом. Много семей родилось в этих стенах, и наша тоже. Оказалось, что народные игры и танцы настолько интересны современной молодёжи, что клуб живёт и здравствует по сей день. Мы по мере сил и здоровья продолжаем его поддерживать.

Виктор Власов:

– Как работает ваш Православный военно-патриотический лагерь «Богатырская застава?

Елена Чешегорова:

– В нынешнем 2017 году ему исполняется 10 лет. Открывшись в 2008 году в формате двухнедельных смен летнего палаточного лагеря, он перерос первоначальную форму. Весной и осенью на школьных каникулах мы собираем детей и молодёжь в лагере «Берёзка» для проведения военно-патриотических сборов; к нам приезжают туда не только дети, но и многие родители, чтобы тоже приобщиться к тому, что изучают на сборах их мальчишки и девчонки. В течение учебного года многие старшие ребята посещают клуб «Вечёрка», выезжают на полевые выходы (бывает, даже с ночёвкой под открытым небом) с любимыми педагогами. Многих интересует: как же был создан данный проект? Это удивительно даже для нас самих: на пустом месте силами молодых фольклористов-общественников, любящих свой край, его культуру и, конечно же, детей.

С 2008 года, когда состоялся первый летний сезон «Заставы», утекло немало воды в речках, где строились наши стоянки. Последние несколько лет мы полюбили берег Омки на территории живописного, да еще и очень удобного для палаточного лагеря Омского лесопитомника. За прошедшие годы мы принимали на этой стоянке и ребят-теологов из ОмГУ им. Ф.М.Достоевского вместе с их замечательными преподавателями, и подростковый отряд «Стрела» под управлением отца Романа Богатова, и особых детей из клуба, организованного студентами-дефектологами Омского государственного педагогического университета, и Омский центр канис-терапии «Дай лапу, друг» под руководством Натальи Коноваловой… Гостей и участников наших программ уже не сосчитать, – и почти все они стали нашими добрыми друзьями.

Каждый год в лагере что-то изменяется. Не то, чтобы в корне, – идея «Богатырской заставы» вытекает из её названия и неизменна, – но появляются новые люди и открывают какие-то новые странички жизни!

Виктор Власов:

– Расскажите о ваших новых проектах.

Елена Чешегорова:

– Появляются «новинки» и в круглогодичной работе нашей команды: за последние три года мы разработали и запустили в жизнь проект этнодискотек, где для того, чтобы перекинуть мостик к той молодёжи, которая никогда сама не придёт на вечёрку или наш концерт, соединились современные музыканты и наша фольклорная группа. Форма оказалась вполне успешной, хотя над ней ещё предстоит работать. Уже 5 лет мы проводим, например, новогодне-рождественские спектакли для малышей и школьников. Каждый год фольклорные спектакли становятся всё ярче и интереснее, растёт уровень наших актёров.

Елена Михайловна Чешегорова готова рассказывать и поделиться душевно. Я знаю, что ее любят приглашать в школы и в детские сады. Вместе с мужем Ильёй Чешегоровым и их друзьями они проводят удивительные праздники для детишек! Чешегоровых знают в области. Они еще и образец дружной семьи. О приветливости Елены Михайловны говорят все. Она – солнышко! Столько тепла и добра дарит людям, сохраняя народные традиции.

Народные традиции – это символический язык для передачи духовного наследия. Чем древнее традиции, тем сильнее их воздействие через слово, движение, действие, песню, предметы-символы.

Сегодня, в наше тревожное время, со сменой мировоззрений людей нарушается связь с народной культурой, традициями. Вместе с тем фольклор во все времена сохранял свое высшее значение, в нем заложен идеал и надежды человека.

Опыт показывает, что русские фольклорные тексты учат детей уважению к человеку, добру и вниманию к природе, отношению к работе и, конечно, оттачивают остроту ума, развивают память и речь.

Народ существует, пока существует его язык, значит и судьба.

Многовековая история и родные традиции позволяют окунуться в фольклор с лихвой и понять, что он означает и давал народу. Живущих на планете, по-моему, всегда будет интересовать народ и его традиционная культура. А интересующие вопросы можно задать хорошему специалисту – охотно предоставит опыт.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Виктор Власов. Сила народа в родных православных традициях Виктор Власов. Сила народа в родных православных традициях Виктор Власов. Сила народа в родных православных традициях Виктор Власов. Сила народа в родных православных традициях Виктор Власов. Сила народа в родных православных традициях Виктор Власов. Сила народа в родных православных традициях
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1283

Ключевые слова: Виктор Власов

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Апрель 2024 (38)
Март 2024 (26)
Февраль 2024 (65)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (44)
Ноябрь 2023 (51)

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930