Опубликовано 15.07.2009 в рубрике  Православное краеведение
 

Священнослужители Новосибирской епархии – участники Великой Отечественной Войны. Архимандрит Нифонт (Глазов)

65-летию Победы в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. посвящается.

Архимандрит Нифонт родился 6 / 19 декабря 1918 в селе Шумиха, ныне Кемеровского района, Кемеровской области в день памяти Святителя и Чудотворца Николая.
 
Имя этого святого он и получил в крещении. Окончив школу и педагогическое училище Николай Глазов стал преподавать в школе, заочно он учился в педагогическом институте. В 1939 году молодого преподавателя призвали в армию и отправили для прохождения службы в Забайкалье. Когда началась Великая Отечественная война Николай Глазов первоначально продолжал нести службу в Забайкалье, а затем был направлен на учебу в одно из военных училищ.

Священнослужители Новосибирской епархии – участники Великой Отечественной Войны. Архимандрит Нифонт (Глазов)
Архимандрит Нифонт (Глазов)

После окончания училища артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов начал воевать на Курской дуге. Участвуя в сражениях, он неоднократно проявлял мужество и героизм. Вскоре он был назначен командиром зенитной батареи. Последний бой старшему лейтенанту Глазову пришлось вести в Венгрии у озера Балатон в марте 1945 года. Николай Дмитриевич был ранен. Старшему лейтенанту Глазову перебило коленные суставы. Ему пришлось пережить несколько операций сначала в полевом, а затем в эвакогоспитале в грузинском городе Боржоми. Старания хирургов не смогли спасти ему ног, коленные чашечки пришлось удалить, и на все жизнь он остался инвалидом. Но будучи человеком верующим, он достойно переносил свои физические страдания – никто никогда не слышал от него жалоб, до последних дней своей жизни он сохранял бодрость духа.

Священнослужители Новосибирской епархии – участники Великой Отечественной Войны. Архимандрит Нифонт (Глазов)
Протоиерей Николай Войтович, протоиерей Димитрий Будько (позднее архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний) и архимандрит Нифонт в алтаре Вознесенского кафедрального собора

В конце 1945 года в Кемерово вернулся еще очень молодой старший лейтенант, на кителе которого были ордена Отечественной войны, Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Он стал псаломщиком в Знаменской церкви города Кемерово.

В 1947 году Николай Дмитриевич Глазов приехал в Киево-Печерскую Лавру и стал ее послушником. Здесь, в обители преподобных Антония и Феодосия он нес послушание сначала псаломщика, а затем регента лаврского хора. 13 апреля 1949 года он был пострижен в монашество с именем Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского. Вскоре после пострига он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем в иеромонаха.

Но начало новой волны гонений на Церковь изменило жизнь отца Нифонта. Атеистическими властями делалось все для того, чтобы закрыть древнейший русский монастырь. Понимая, что лаврское церковное пение составляет украшение всех богослужений, гонители еще до закрытия Лавры под разными предлогами стали добиваться изгнания лучших певчих и регентов. В 1957 году иеромонаху Нифонту пришлось оставить родную обитель. Но Господь не оставил его, ему удалось поступить в Саратовскую Духовную семинарию. В 1961 году после окончания семинарии по первому разряду, иеромонах Нифонт поступил в Московскую Духовную Академию. Академию он окончил в 1965 году со степенью кандидата богословия, и Учебным комитетом был направлен в Новосибирскую епархию.

Указом архиепископа Новосибирского и Барнаульского Павла (Голышева) иеромонах Нифонт был назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви Красноярска и благочинным церквей Красноярского края. Красноярск в то время был вторым по величине городом Новосибирской епархии, в нем было около 700 тысяч жителей и всего два храма, оба - на кладбищах. Казалось, что сделано все для того, чтобы постепенно церковная жизнь в этом старинном сибирском городе вообще прекратилась. Но мудрость, терпение, молитвенный настрой и упорство отца Нифонта не позволили осуществиться этому. Новый благочинный приложил все усилия, чтобы в Свято-Троицкой церкви был достойный хор. Очень часто он сам вставал за дирижерский пульт во время служб и репетиций. Старался привлечь в хор молодежь, имеющую специальное музыкальное образование. Многие из тех, кто пел в его хоре стали воцерковленными людьми. Еще в Лавре отец Нифонт начал собирать нотную библиотеку и старался ввести в обиход хора лаврские напевы. Старые красноярские певчие говорили, что отец Нифонт и сам является автором музыки некоторых церковных песнопений.

Русский народ с особым уважением и любовью относится к монастырям и монашеству. В многочисленные обители отправлялись паломники, стремившиеся побывать на монастырской службе, поговеть, причаститься, получить духовный совет. Монастыри для русского человека любого звания были и духовной врачебницей, и идеалом для устроения богослужения, и народной духовной академией. Многие русские люди стремились остаток своих жизненных лет провести в ангельском образе, в стенах какой-либо обители. Причем постриг принимали и великие князья, и бывшие бояре, и купцы, и крестьяне, и воины.

После революции народ наш лишился своих монастырей. Но благоговейное чувство к каждому из монашествующих в верующем народе осталось. Поэтому появление в Красноярске отца Нифонта сразу же привлекло к нему желающих (большей частью уже немолодых женщин) принять монашеский постриг. После определенной подготовки, отец Нифонт, по благословению правящих архиереев, совершал пострижение. Многие из его пострижениц несли послушание при Свято-Троицком храме.

Двадцать лет до 1985 года отец Нифонт нес послушание благочинного и настоятеля Свято-Троицкого храма. За эти годы он был возведен в сан игумена и архимандрита, награжден многими церковными орденами и другими наградами. Отец архимандрит, будучи благочинным, несмотря на свои телесные немощи, постоянно ездил по приходам Красноярского края. Часто ему приходилось, используя свой авторитет и то уважение, которым он пользовался как фронтовик, помогать настоятелям решать возникшие у них административные вопросы, как внутри прихода, так и с представителями местной светской власти.
Часто приходилось бывать отцу Нифонту и в Новосибирске. Он не только бывал в епархиальном управлении, но и участвовал в архиерейских богослужениях, особенно в годы святительства Владыки Гедеона. Несколько раз на Вознесение – престольный соборный праздник и на День Ангела Владыки Гедеона архимандрит Нифонт управлял архиерейским хором.

В 1985 году отец Нифонт вышел за штат, но он по-прежнему приходил молиться в Свято-Троицкий храм. В 1989 году красноярским верующим был возвращен Покровский собор, отобранный у них в начале 60-х годов. К этому времени архимандрит Нифонт жил рядом с этим храмом. Поэтому он очень обрадовался новому храму, и почти каждый день приходил на службу. Отец Нифонт всегда внимательно слушал проповеди молодых священников, старался воодушевить, отмечал удачные места, советовал, как избегать тех или иных недостатков. Многие из них получили на молитвенную память от отца Нифонта книги и ноты из его библиотеки.

Вместе с настоятелем собора протоиереем Сергием Тимоновым отцу Нифонту удалось организовать небольшой молодежный хор для пения в будние дни. В него вошли студенты Красноярского института искусств. Отец Нифонт был «художественным руководителем и главным дирижером», но в то же время, и все студенты по очереди становились за регентский пульт. Каждую субботу отец архимандрит подходил к священнику, заступающему на череду служения и спрашивал, какие песнопения и каких композиторов или монастырских распевов молодой батюшка желал бы услышать. Причем предполагалось, что в каждые день седмицы будет звучать разные Херувимские и Милости Мира.

Вспоминает протоиерей Виталий Бочкарев: «Я помню, как в июне 1990 года в собор пришли курсанты Красноярского военного училища и попросили отслужить молебен по случаю окончания училища и присвоения лейтенантских званий. Настоятель и все мы, священники, единодушно решили, что слово молодым лейтенантам должен, конечно, сказать архимандрит Нифонт.

В назначенный день несколько десятков лейтенантов в новеньких мундирах с блестящими погонами вместе с родителями, невестами, а кто-то и с молодыми женами вошли в собор. После молебна на амвон вышел семидесятилетний старец-архимандрит в рясе, украшенной не только высокими наградами Русской Церкви, но и многочисленными орденами и медалями. По рядам молоденьких лейтенантов прошел какой-то вздох удивления, и они обратились во слух.

Архимандрит Нифонт говорил о любви к Отчизне и офицерской чести, сравнивая воинское служение с христианским исповедничеством. Вспоминая свой собственный лейтенантский выпуск, он сказал, что тогда в 1943 они, такие же молодые лейтенанты, отправлялись из училища прямо на фронт и каждый из них прекрасно понимал, что с войны он может не вернуться. Поколение лейтенантов, пришедших в этот день в собор, начинает свою службу в совсем иных условиях. Но каждый из них должен осознавать, что воинская служба в любые годы сопряжена с трудностями, опасностями и даже с вполне реальной возможностью умереть за Родину. Он напомнил, что очень скоро им, молодым офицерам будут вверены души и жизни еще более молодых мальчишек, поэтому им, молодым командирам следует быть очень требовательными к себе и внимательными к подчиненным.

После молебна несколько некрещеных выпускников приняли Таинство Крещения».
К сожалению, годы, старые раны и болезни брали свое. Три последних года своей жизни архимандрит Нифонт провел почти, не выходя из своей квартиры. Но и последние в жизни испытания он встретил мужественно с твердым упованием на милость и помощь Божию. Скончался архимандрит Нифонт 28 июня 2004 года и был погребен за алтарем Свято-Троицкого храма, в котором он настоятельствовал.

(продолжение следует)

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Шабунин Е.А., референт издательского отдела Новосибирской епархии

Читайте также:

23.07.2009 - Священнослужители Новосибирской епархии – участники Великой Отечественной Войны. Протоиерей Алексий Осипов

30.06.2009 - Священнослужители Новосибирской епархии – участники Великой Отечественной Войны. Архимандрит Макарий (Реморов)

24.06.2009 - Священнослужители Новосибирской епархии – участники Великой Отечественной Войны. Протоиерей Александр Смолкин

 
 
Помочь порталу

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 5    
  Версия для печати        Просмотров: 7896

Ключевые слова: Священнослужители участники ВОВ

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Октябрь 2021 (20)
Сентябрь 2021 (60)
Август 2021 (28)
Июль 2021 (18)
Июнь 2021 (62)
Май 2021 (74)

«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Яндекс.Метрика

Каталог Православное Христианство.Ру
 Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии Мониторинг доступности сайта Host-tracker.com